Политика

26 февраля 2015, 21:50

Идея Бастрыкина может помочь расследованию военных преступлений на Украине

Фото: Григорий Сысоев/РИА «Новости»

Глава СК предложил изменить законодательство для того, чтобы сделать возможным расследование дел о военных преступлениях за пределами России. Также он считает нужным отменить приоритет международного права над российским как противоречащий национальным интересам. Эти предложения – не только ответ на события на Украине: они вполне тянут на далеко идущую юридическую реформу.

Эти и ряд других предложений (об экспертных исследованиях, например) уже внесены в администрацию президента на рассмотрение. Надо сказать, что наиболее радикальная и смелая идея – об отмене приоритета международного права над национальным уже не раз озвучивалась различными силами, что называется, «в ходе полемического запала». Но озвучивалась именно в политической плоскости, не доходя до юридического оформления и тем более до обращения в АП.

Югоосетинская сторона пыталась подготовить индивидуальные иски по войне 2008 года, но случилась мутная история, и они то ли пропали, то ли не были надлежаще оформлены

Инициатива Бастрыкина, конечно, революционна, поскольку приоритет международного права прописан в Конституции и не отменяется поправками в УПК. Причем до самого последнего времени это положение и не было так уж актуально. По сути оно активно действовало только в области прав человека и обжалования решений российских судов вплоть до ЕСПЧ в Страсбурге. В области исполнения межгосударственных соглашений действуют несколько иные механизмы и приоритеты.

Норма о приоритете международного права появилась в статье 15 Конституции при вполне определенных обстоятельствах и в результате давления со стороны заинтересованных сторон. Вопреки распространенному мнению, эта норма не универсальна и никак не затрагивает область практической дипломатии, но в реальности часто используется для давления на государство, скажем, в вопросах экономики, экологии, арбитражного права. В столь категоричной форме, как у нас, она отсутствует в законодательствах большинства государств, которые используют для регуляции отношений нормы все-таки национального права. США так и вовсе игнорируют любые международные юридические нормы, кроме тех, которые сами же установили. Проведение следственных действий за границей (вплоть до силовых мероприятий и арестов подозреваемых) – это для Вашингтона совершенно нормальная практика. При этом ни один гражданин США не может быть подвергнут международному суду.

А вот расследование преступлений за пределами РФ – это действительно вопрос юрисдикции. Согласно статье 12 УК РФ, к ответственности может быть привлечено лицо, хотя и совершившее преступление за пределами Российской Федерации, но посягающее на охраняемые законом интересы наших граждан, государства и общества. То есть вроде как расследовать дело на территории Украины и против граждан Украины по факту военного преступления или геноцида теоретически можно, но на практике какой-либо механизм, определяющий эти действия, отсутствует.

В некоторых случаях вопрос юрисдикции становился основным и едва не приводил к драматическим последствиям. Так, Бастрыкину лично пришлось лететь в Армению, чтобы на месте улаживать вопрос юрисдикции после убийства российским военнослужащим целой семьи близ города Гюмри. Да, тогда вопрос был довольно прозрачен, поскольку регулировался соглашениями о статусе базы. Но прояснение ситуации на юридическом уровне могло бы сразу снять взрывоопасный конфликт между российскими и армянскими военными следователями.

Эта резонансная история вполне могла подтолкнуть главу СКР к предложению урегулировать практику расследований за границами РФ, хотя и не она одна. Из этой же серии и ряд обстоятельств вокруг дела украинской летчицы и наводчицы Савченко. Там тоже все предельно ясно, но уточнения законодательства могли сбавить волну политизации со стороны местных украинофилов, которые, помимо эмоций, пытаются играть и на юридических коллизиях. Мол, место события преступления (убийство российских журналистов) на территории Украины, а следовательно, его должны расследовать украинские прокуроры. Предложения Бастрыкина эту коллизию устраняют.

Между тем СКР уже был вынужден однажды проводить расследования целиком на «чужой» территории именно по признакам геноцида. Это объемное уголовное дело появилось по итогам войны 2008 года в Южной Осетии, его вел теперь уже генерал-майор Александр Дрыманов, буквально пару недель назад назначенный главой СКР по городу Москве. А на должность главного московского следователя он пришел из кабинета начальника специализированного управления по расследованию преступлений, связанных с применением запрещенных средств и методов войны, которое было создано именно по результатам «цхинвальского дела».

До самого последнего времени именно это дело – о геноциде в РЮО – было единственным в своем роде. Доказательная база скрупулезно собиралась и российской, и осетинской сторонами, но приоритет все-таки принадлежал РФ, поскольку она обладает необходимыми средствами для проведения экспертиз и обработки данных. Кроме того, российская юридическая база все-таки более основательна. Но далее случилось именно то, о чем и говорит Бастрыкин: материалы уголовного дела оказалось некуда передать. Отделов и подразделений генеральной прокуратуры, способных взять на себя поддержку дела в суде «по особо тяжким», нет, как нет и специализированного суда, который мог бы компетентно изучить все обстоятельства. Обращение же в международный суд не только не продуктивно, но и заведомо проигрышно, учитывая исключительную ангажированность такого рода структур.

И главное: специализированного международного суда по военным преступлениям тоже, как это ни парадоксально, нет. Международный уголовный суд тут не слишком компетентен, кроме того, он привык работать с индивидуальными исками, а не с «обычными» расследованиями. Югоосетинская сторона вроде бы пыталась подготовить подобные индивидуальные иски (сразу несколько тысяч), но случилась мутная история, и они то ли пропали, то ли не были надлежаще оформлены. В любом случае эта история уже не имела никакого отношения к официальному уголовному делу о геноциде, которое вел Александр Дрыманов.

Пресловутый же Гаагский трибунал, который украинские блогеры теперь поминают через слово, создан по решению ООН исключительно для расследований военных преступлений и преступлений против человечности на территории бывшей Югославии – и нигде более. Аналогичные трибуналы были учреждены и применительно к конфликтам в Руанде, Либерии и Сьерра-Леоне. Для этого требуется решение Совета Безопасности ООН и довольно четкая локализация по территории и времени события преступления. Надеяться, что что-то подобное будет когда-либо создано по событиям на Украине или в Южной Осетии, в современной обстановке не приходится.

#{ussr}Иными словами, расследование военных преступлений (геноцид в ряде случаев входит в понятие «военное преступление», хотя теория международного права выделяет и «невоенные» формы геноцида) международными судами или специальными трибуналами настолько политизировано, что давно потеряло актуальность. Судьба решений Гаагского трибунала и то, во что он превратился, – хрестоматийный пример. Сам факт его «плавающего» функционирования превратился в «страшилку», жупел, которым можно выборочно и точечно пугать практически всех неугодных без предъявления каких-либо реальных доказательств.

Таким образом, предложение главы СКР по созданию собственного специализированного суда по военным преступлениям разумно и политически мотированно. Да, это может быть расценено нашими «европейскими партнерами» как «самоуправство», но после дискредитации Гааги их мнение по данному вопросу уже никого не должно волновать.

То же самое касается и предложения Бастрыкина юридически отрегулировать возможности проведения следственных действий на территории других государств. Сейчас это невозможно даже по российскому законодательству: никакими следственными полномочиями за пределами РФ ни прокуратура, ни тем более МВД не обладают. В Южной Осетии расследованием занималась не российская следственная группа, а смешанная – российско-югоосетинская, что и легитимизировало ее полномочия. УПК РФ определяет лишь порядок направления международного запроса о правовой помощи. А правовая помощь – это совсем не то что проведение на чужой территории следственных или процессуальных действий. Это даже не «казус шерифа», широко известный по американскому праву, когда местные органы власти бьются за свое первенство в расследовании с федеральными органами власти. Это коллизия иного рода, выносящая российскую правовую практику за границы РФ. То есть это уравняет нашу правоприменительную практику с американской, которую представители США распространяют к месту и не к месту по всей планете.

Предложение Бастрыкина пока ограничено только военными преступлениями и довольно жестко привязано к событиям на Юго-Востоке Украины. Глава СКР в своем докладе специально указал, что возбуждено уже 39 дел по признакам совершения военных преступлений, а их расследование «ведется в боевых условиях». Лишь внесение изменений в национальное законодательство позволит довести эти дела до ума. При этом никаких радикальных новаций не потребуется, достаточно лишь четко прописать механизмы действия российских следственных органов во время работы за пределами страны.

Другой аспект этого предложения Бастрыкина, не видный с первого взгляда, связан с расследованием совершенно новой категории дел, которой раньше не было в принципе. Речь идет об артикулированном желании СКР провести проверки по обстоятельствам, связанным с обвалом курса рубля в конце прошлого рода. В частности, проверить возможную спекулятивную составляющую, о которой сказал еще Владимир Путин в своем обращении к Федеральному собранию в декабре 2014-го. Если за это браться всерьез, то без проведения следственных действий за пределами РФ не обойтись. И ждать помощи от ФБР и полиции Нью-Йорка, чтобы ознакомиться (просто ознакомиться!) с банковской документацией, налоговыми декларациями фигурантов (если таковые окажутся) или деталями транзакций по пресловутому SWIFT, конечно, бесполезно. Это тупик. Никакие официальные представительства МВД и ФСБ в штатном расписании посольств РФ за рубежом тут не помогут, они выполняют в основном декоративные и посреднические функции (да не обидятся на нас в основном славные люди, которые там трудятся). Понятно, что и изменение внутреннего российского законодательства в этом вопросе мало чем поможет на практике, но по крайней мере можно попытаться.

Таким образом, предложения главы Следственного комитета, если они найдут поддержку у президента, могут радикально изменить возможности СКР в расследовании не только дел о военных преступлениях. Что же касается возможности отмены положения о приоритете международного права, по крайней мере стоит ждать новой дискуссии. Полезной или нет, увидим.

Текст: Евгений Крутиков

Вам может быть интересно

Путин назвал приоритеты ОДКБ
Темы дня

Назначение уроженца СССР предрекает «Моссаду» тяжелые времена

Внешняя разведка Израиля («Моссад») получит нового руководителя – им станет уроженец Белорусской ССР Роман Гофман. Почему в Израиле его считают героем, какую роль отводит новому главе разведки политическое руководство Израиля – и почему само это назначение несет «Моссаду» мало хорошего?

Европа ставит ультиматум Китаю и напугана Соединенными Штатами

Европа получила два чувствительных удара одновременно. Первым из них стала публикация новой американской стратегии нацбезопасности, но не менее серьезным – итоги визита французского президента в Китай. И то и другое обнажило целый ряд фундаментальных слабостей современной Европы. Макрон признал, что «сегодня мы находимся меж двух огней, и для нашей промышленности это вопрос жизни и смерти». О чем идет речь?

Экс-глава МИД Украины Кулеба попал на видео с пьяной танцующей подругой

Кнутов объяснил значение освобождения Новоданиловки

Директор Долиной рассказал о размере гонораров певицы после скандала с квартирой

Новости

Путин назвал шесть системных задач правительства на 2026 год

Президент Владимир Путин на заседании Совета по стратегическому развитию и национальным проектам подробно обозначил ключевые направления работы правительства на 2026 год.

Симоньян сообщила о начале третьего курса химиотерапии

Главный редактор телеканала RT Маргарита Симоньян сообщила о начале третьего курса химиотерапии.

На побережье Японии объявлено предупреждение о цунами после землетрясения

Первая волна цунами высотой 40 сантиметров была зафиксирована на северо-восточном побережье Японии? ожидается подход более высоких волн.

10Новак: В России усилят ответственность за нелегальные кредиты

Зампред правительства Александр Новак анонсировал введение строгих мер против нелегальных кредиторов и криптомайнеров. Об этом он заявил на заседании Совета по стратегическому развитию и нацпроектам.

Юрист назвал размер штрафов за проживание не по месту регистрации

Адвокат Евгений Гибудуллин из бюро «МУР» предупредил: за несоответствие места жительства адресу регистрации предусмотрены серьезные санкции.

Путин сообщил о росте до миллиона рублей необлагаемых выплат работающим родителям

На заседании Совета по стратегическому развитию и нацпроектам президент России Владимир Путин объявил о введении с 1 января 2026 года увеличенной суммы выплат сотрудникам при рождении ребенка, которые не будут облагаться налогом на доходы физических лиц (НДФЛ) и страховыми взносами.

В Москве представили МРТ-совместимый кардиостимулятор

В Москве стартовала «Российская неделя здравоохранения», одним из главных экспонатов которой стал первый отечественный МРТ-совместимый электростимулятор Apollo MRI, предназначенный для пациентов с тяжелыми формами аритмии.

Аш-Шараа рассказал о контактах оппозиции Сирии с Москвой после падения режима Асада

В документальном фильме телеканала Al Jazeera президент Сирии Ахмед аш-Шараа рассказал, что после того как повстанцы во главе с «Хайят Тахрир аш-Шам» (террористическая организация, запрещена в России) заняли западную часть Алеппо в конце ноября 2024 года, Россия отправила им послание.

Госдума назвала дату рассмотрения закона о православных крестах на гербе России

Государственная дума во вторник даст предварительную оценку поправкам, предлагающим официально внести православные кресты в описание герба Российской Федерации, сообщил председатель Госдумы Вячеслав Володин.

Суд вернул порт Туапсе государству

Государству по решению арбитражного суда Краснодарского края вернули три гектара земли и стратегическую инфраструктуру порта Туапсе, сделка 1996 года признана незаконной из-за фиктивного долга.

Кот Ларри сбежал из офиса Стармера после приезда Зеленского

Кот-мышелов Ларри не стал сопровождать главу британского правительства Кира Стармера и главу киевского режима Владимира Зеленского в резиденцию на Даунинг-стрит, сообщает The Guardian.

Путин обновил состав СПЧ

Президент России Владимир Путин подписал указ о ротации состава Совета при президенте по развитию гражданского общества и правам человека (СПЧ).
Мнения

Владимир Рубцов: Киев экспериментирует с ИИ-национализмом

Под лозунгами очистки от «токсичного контента» и поддержки украиноязычных текстов Киев начал операцию по конструированию националистической языковой реальности, отфильтрованной с помощью нейросетей на базе американских технологий.

Игорь Горбунов: Чили в поисках здравого смысла

Чилийская ситуация показывает, что общество устало выбирать между радужной повесткой, оторванной от бытовой реальности, и коричневой ностальгией по простым силовым решениям.

Сергей Миркин: Донбасс всегда голосовал против Украины

Европейские пропагандисты все еще пытаются сшить Донбасс с Украиной – например, вспоминают итоги референдума 1991 года, на котором жители региона якобы высказались за то, чтобы быть вместе с Украиной. Хотя реальное волеизъявление людей на всем протяжении независимости Украины было прямо противоположным.
Вопрос дня

Почему заблокировали Roblox?

Суть игры, риски и угрозы для детей, позиция Роскомнадзора и мнение экспертов