«Мы повышаем готовность и способность наших сил оперативно реагировать, чтобы противостоять угрозам с юга, а также с востока», – объявил генсек НАТО Йенс Столтенберг на пресс-конференции после заседания Североатлантического совета на уровне глав МИД стран НАТО.
По-прежнему существуют серьезные планы подключения к альянсу в будущем Украины и Грузии
Решения, которые были приняты на заседании, свидетельствуют о том, что альянс нацелен не на «угрозу с юга» – подлинную угрозу со стороны ИГ, а на «угрозу с востока», со стороны России. НАТО дало добро на присоединение к альянсу Черногории, одобрило «прогресс на пути к присоединению» Грузии и двух балканских государств – Боснии и Герцеговины и Македонии.
Кроме того, отнюдь не при начале сирийской операции США, Турции и их союзников по НАТО, но именно сейчас руководство альянса завело речь о необходимости защиты Турции. Как объявил Столтенберг, Великобритания готова разместить боевые самолеты на авиабазе Инджирлик, а Дания высказывает готовность направить военные корабли в Восточное Средиземноморье (где, напомним, находится группа кораблей ВМФ России во главе с ракетным крейсером «Москва»). Ранее стало известно, что за российским крейсером ведет наблюдение эсминец ВМС США Carney.
Действия Соединенных Штатов и их союзников по альянсу сопровождаются пропагандистским прикрытием. Заместитель советника президента США по национальной безопасности Бен Родс от имени Белого дома заявил, что подавляющая часть российских авиаударов в Сирии приходится на территории, где воюют повстанцы, поддерживаемые Вашингтоном.
Черногория включена, Грузия «на пути»
Руководство НАТО ожидает, что переговоры о членстве Черногории в Североатлантическом альянсе завершатся в начале нового, 2016-го, года. Об этом в среду заявил генсек НАТО Йенс Столтенберг. Ранее он, подводя итог первого дня заседания глав МИД стран альянса, объявил: «Министры иностранных дел приняли историческое решение – начать процесс переговоров о том, чтобы Черногория стала 29-м членом нашего альянса».
#{smallinfographicleft=753692}После решения совета НАТО начать переговоры с Черногорией Столтенберг констатировал: прогресс на пути в альянс наблюдается у Боснии и Герцеговины, Грузии и Македонии – именно в такой последовательности. «Мы более привержены, чем когда-либо, членству этих стран, – заявил Столтенберг. – Мы сделаем все, что можем, чтобы поддержать их в достижении их целей, исходя из ценностей каждой из этих стран». По словам Столтенберга, решение по Черногории подтверждает, что «двери НАТО открыты» для приема новых членов.
Говоря о возможных кандидатах, Столтенберг не упомянул Украину. При этом он напомнил: «НАТО оказывает поддержку Украине – политическую и практическую, путем использования трастовых фондов, консультаций и экспертной помощи в проведении реформ. Очень важно для Украины завершить эти реформы».
Столтенберг также заявил об угрозе ухудшения ситуации в Донбассе, обвинив Россию в неполном исполнении минских соглашений и военном присутствии в зоне конфликта.
«Россия не отвела войска и вооружения, – подчеркнул генсек НАТО. – Незаконные формирования все еще вооружены, Украина еще не контролирует всю государственную границу».
«Важный момент для альянса»
Вице-премьер и глава МИД Черногории Игор Лукшич (которому Столтенберг дал слово после объявления о начале подключения страны к НАТО) назвал этот день историческим для своей страны и заявил: «Я думаю, это настолько же важный момент и для альянса». При этом, как ранее отмечала газета ВЗГЛЯД, вступление в НАТО не воспринимается в Черногории как обязательный итог внешней политики. Большинство населения балканского государства, по разным опросам, против такого шага. И это несмотря на мощную пропагандистскую кампанию, которую власти ведут начиная с 2009 года.
В октябре черногорская полиция и спецподразделения окончательно разогнали «антинатовский майдан» перед зданием Скупщины, прибегнув в том числе к слезоточивому газу. Несколько человек были жестоко избиты дубинками, среди пострадавших есть депутаты парламента, тяжелые травмы получил главный редактор местной газеты. Премьер Черногории и фактический лидер страны Мило Джуканович (в свое время бывший инициатором выхода республики из союза с Сербией) усмотрел в акциях оппозиции «руку Москвы».
Силовой разгон протестующих случился как раз после отъезда Столтенберга и послов, которые успели назвать Черногорию «идеальным кандидатом» для вступления в НАТО.
Как сообщала газета ВЗГЛЯД, по неофициальной информации, несколько лет назад Россия действительно предлагала Джукановичу создать военно-морскую базу российского флота на черногорском побережье. К ней прилагались и очень серьезные инвестиции в довольно нестабильную экономику республики. Джуканович долго думал, но его запутанные взаимоотношения с европейскими столицами все-таки перевесили.
«Экспансия не может не приводить к ответным действиям»
Генсек НАТО Столтенберг, отвечая в среду на вопрос «о противодействии РФ процессу приема Черногории» в альянс, заявил, что «вступление Черногории... не направлено против России и не имеет к ней отношения».
Но в Москве полагают иначе. «На самых различных уровнях всегда Москвой отмечалось, что продолжающаяся экспансия НАТО, военной инфраструктуры НАТО на восток, конечно, не может не приводить к ответным действиям с востока, то есть с российской стороны, в плане обеспечения интересов безопасности и поддержания паритета интересов», – сказал пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков. Он посоветовал дождаться заявлений, «которые последуют, если они последуют, со стороны Министерства иностранных дел, нашего военного ведомства или главы государства».
«Мы всегда говорили, что угрозу для РФ представляет не НАТО как организация, а расширение альянса, что существенно затрудняет и порой делает невозможными коллективные конструкции безопасности, к которым мы призываем», – подчеркнул в комментарии РИА «Новости» глава комитета Совета Федерации по международным делам Константин Косачев.
Продолжающаяся экспансия НАТО на восток не может не приводить к ответным действиям с востока, то есть с российской стороны
«Черногория сегодня становится для России страной, являющейся потенциальным участником угрозы безопасности нашей страны», – в свою очередь констатировал глава комитета верхней палаты по обороне и безопасности Виктор Озеров. Россия откажется от реализации совместных программ с Черногорией, в том числе в сфере военно-технического сотрудничества, полагает сенатор.
«Как в Грузии при Саакашвили и на Украине при Ющенко»
«С точки зрения коллективной безопасности в Европе, с точки зрения объединения перед лицом новых вызовов и угроз любое расширение НАТО – это не шаг вперед, а шаг назад», – в свою очередь отмечает сенатор Косачев. При этом он отметил, что пронатовскую позицию населению Черногории навязывает нынешнее руководство страны. «Такое же было в свое время в Грузии при Михаиле Саакашвили, на Украине при Викторе Ющенко. И где теперь то руководство?» – замечает глава комитета Совфеда по международным делам.
Вступление Черногории в НАТО не решает военных задач, а будет иметь скорее политические последствия, подчеркнул в комментарии «Интерфаксу» глава комитета Госдумы по международным делам Алексей Пушков.
Это «позволит еще раз подтвердить, что США доминируют в Европе, что проамериканские элиты доминируют над чисто проевропейскими и что все больше государств оказывается в зоне ограниченного суверенитета», отметил депутат.
Пушков полагает, что НАТО не остановится на Черногории. «На мой взгляд, по-прежнему существуют серьезные планы подключения к альянсу в будущем Украины и Грузии», – отмечает парламентарий.
«Вхождение Черногории будет учтено в нашем плане обороны»
Приглашение Черногории «было давно ожидаемым событием, – заявил газете ВЗГЛЯД военный эксперт, главный редактор журнала «Арсенал Отечества» Виктор Мураховский. – Сказать, что Черногория представляет собой какой-то значимый элемент в военном отношении, нельзя, но понятно, что территориально НАТО вновь продвигается на восток, в данном случае на юго-восток Европы».
Эксперт отметил, что «мы всегда это расценивали как одну из основных угроз военной безопасности России, об этом прямо написано в нашей военной доктрине. Но НАТО игнорирует наши опасения, равно как и наши предложения о том, что военная безопасность Европы должна быть неделимой и представлять единое пространство, НАТО не слышит. Оно по-прежнему говорит, что Россия якобы представляет некую угрозу Европе и действует в соответствии со своей политикой», – подчеркнул Мураховский. По сути, страны, которые вступают в ЕС, в дальнейшем присоединяются и к Североатлантическому альянсу.
#{image=874414} Хотя у России хорошие отношения со многими членами альянса, например с Грецией, «но в то же время мы должны учитывать присутствие этих стран в военной организации НАТО, так что вхождение в него Черногории наверняка будет учтено в нашем плане обороны страны», отмечает эксперт.
«Наиболее удобное «окно»
Президент Академии геополитических проблем доктор военных наук Константин Сивков подчеркнул в комментарии газете ВЗГЛЯД: главная цель НАТО – это не борьба с терроризмом, а военно-политическое сдерживание России.
«В целом вчерашний саммит НАТО прошел успешно, но никаких существенных изменений мирового порядка с военной точки зрения он не внес. Вы сами понимаете, что собой представляет армия Черногории. Это скорее информационный и пропагандистский жест, осуществляемый под надуманным предлогом и направленный против России», – уверен собеседник.
«Ничего тривиального в попытках руководства НАТО и в особенности США включить Черногорию в состав альянса нет. Черногория с военно-политической точки зрения занимает очень выгодное геополитическое положение. НАТО давно стремится «войти» в этот регион, и наиболее удобное «окно» – это Черногория. Чисто с военной точки зрения вступление Черногории ничего не даст», – сказал Сивков.
Помимо этого, военный эксперт отметил, что вступление в НАТО Грузии – с военной точки зрения совершенной другой разговор. «Грузия расположена в зоне влияния России и имеет общую границу с нами. Вступление Грузии в НАТО означает приближение НАТО в российскую зону ответственности. Это несет непосредственную угрозу национальной безопасности России», – подытожил собеседник.
Защита от «гибридных атак»
Как уже говорилось выше, помимо приема новых «бойцов» в свои ряды, руководство НАТО озаботилось обороной главного азиатского партнера по альянсу – Турции. Совет альянса принял заявление о гарантиях Турции в связи с «нестабильностью на юго-восточных рубежах НАТО». Это сопровождалось заверениями Столтенберга в том, что это никак не связано с инцидентом с Су-24 и с операцией российских ВКС в Сирии, но вновь отметим, что момент для бряцания оружием был выбран весьма удачный.
#{smallinfographicleft=780808}В заявлении говорится: «Мы подтверждаем, что безопасность альянса неделима и союзники тесно солидарны с Турцией, которая сталкивается с многочисленными проблемами с юга, включая террористические угрозы» (следовательно, террористическая угроза ИГИЛ* – не единственное, что беспокоит Анкару).
Отметим, что ранее США и Германия высказывали намерения отозвать из Турции противоракетные батареи Patriot, невзирая на очевидную «угрозу с юга» в лице ИГИЛ. Теперь же вектор явно меняется в сторону усиления.
Добавим, что в ходе совещания глав натовских МИД Столтенберг пригрозил: в случае неких «гибридных атак» НАТО может задействовать 5-ю статью Вашингтонского договора (основополагающего документа альянса), согласно которой нападение на любую страну – члена НАТО трактуется как нападение на альянс в целом.
«НАТО создает выраженную группировку в регионе»
Военный эксперт Константин Сивков отметил в комментарии газете ВЗГЛЯД, что Россия с самого начала не решилась на развертывание мощной группировки. Мы начинаем это делать только сейчас, а вмешательство нашей страны ограниченными силами не позволило решить задачу – разгром ИГ в короткие сроки, отмечает собеседник. Это дало возможность НАТО осмыслить ситуацию и выработать свою стратегию действий.
Тезис, озвученный генсеком НАТО – о том, что необходимо усилить защиту Турции – это лишь удобный предлог для усиления присутствия альянса вдоль российских границ, полагает эксперт.
Поэтому сейчас НАТО наращивает силы в регионе, «создает там выраженную группировку». «Появляются корабли, которые должны составить альтернативу российскому крейсеру и вытеснить его и вообще российский флот из этого региона», – указал собеседник. Он добавил, что под разговоры о необходимости защиты Турции происходит также наращивание авиационной группировки альянса. «Все это – общая стратегия НАТО, направленная на то, чтобы вынудить Россию выйти из этого района, а потом обеспечить разгром законного правительства Сирии, сирийского государства и взять его под контроль», – уверен эксперт.
Директор Центра «Ближний Восток – Кавказ», политолог Станислав Тарасов также полагает, что «под предлогом российской угрозы Турции НАТО наращивает свое присутствие в восточных районах Турции, с учетом дальних геополитических проектов. Россия не угрожает Турции, она занимается своими делами в Сирии», – сказал эксперт газете ВЗГЛЯД. По его мнению, страны НАТО чувствуют угрозу, что турки могут, как Эрдоган с российским самолетом, сорваться и начать внутреннее вторжение, войну с сопредельными государствами. И здесь размещенные силы НАТО являются сдерживающим фактором именно для Турции. «С Россией же НАТО всегда договорится по разграничению воздушного пространства, они будут работать вместе в небе Сирии, для нанесения ударов по исламским радикалам», – считает эксперт.
* Организация (организации) ликвидированы или их деятельность запрещена в РФ