Политика

2 декабря 2015, 08:10

Есть ли место посредникам в русско-турецком конфликте

Фото: Алексей Дружинин/ТАСС

Конфликт России и Турции балансирует на грани перехода к затяжной стадии. После категорического отказа Анкары извиняться за уничтожение Су-24 и ответных санкций Москвы возможности для прямого общения руководства двух стран не существует. При этом длительная конфронтация не в интересах ни одной из сторон – и в этой ситуации вроде бы появляется поле деятельности для возможных посредников.

После того, как в понедельник Владимир Путин демонстративно не стал встречаться с Реджепом Эрдоганом в Париже, а турецкий президент подтвердил свое нежелание извиняться, ограничившись «сожалением» о случившемся, российско-турецкий конфликт уже в полной мере стал развиваться по выбранному в Москве сценарию.

Из всех иностранных лидеров Назарбаев, безусловно, имеет самые тесные личные отношения с Путиным – да и с Эрдоганом у него неплохие контакты

Вступают в силу экономические санкции, прерываются различные переговоры и контакты – Кремль ставит связи двух стран на паузу, стремясь экономическим и политическим давлением принудить Анкару к извинениям за кровавую провокацию. При этом Москва действует стремительно и жестко совершенно осознанно – ради не разрушения, а сохранения.

То есть рассчитывая с помощью шоковой терапии подтолкнуть Эрдогана к быстрому принятию решения – пойти на извинения, признав турецкую неправоту в той или иной форме. Если этот расчет сработает, то отношения двух стран не успеют сильно пострадать, если же нет – санкции будут действовать до момента урегулирования истории с Су-24. Сейчас существует три основных сценария развития ситуации и того, как наши страны могут восстановить свои отношения.

При первом конфликт в ближайшее время будет лишь углубляться и дойдет до полномасштабной вражды двух стран как в Сирии, так и в различных регионах мира. Включая в первую очередь Кавказ, Среднюю Азию и Балканы – исторические зоны соприкосновения русского и турецкого миров. Ни о каком поиске выхода из кризиса двухсторонних отношений не будет и речи – напротив, обе стороны будут делать все возможное для того, чтобы навредить друг другу.

Апофеозом такого сценария становится военный конфликт двух стран – в той же Сирии или даже на нескольких фронтах. Примирение тогда, естественно, возможно уже только «после войны» – то есть спустя годы противостояния новые главы государств будут восстанавливать отношения двух стран. Этот сценарий очень маловероятен – потому что ни в планы Москвы, ни в планы Анкары на самом деле не входит втягивание своих стран в долгосрочный конфликт друг с другом.

Второй, самый оптимистичный в этой печальной истории сценарий – быстрое осознание Анкарой того, что ей крайне невыгодно придавать конфликту, даже в его экономической и политической части, долгосрочный характер. Тут все зависит от стратегического мышления Эрдогана и Давутоглу – если они объективно оценят ущерб (причем в первую очередь геополитический), который потеря России нанесет возможностям и планам на будущее самой Турции, то попытаются сами сделать все возможное для восстановления отношений. То есть признают, в той или иной форме, неправильность действий 24 ноября. Этот сценарий возможен – но сложно предсказывать его вероятность в ближайшее время.

Какой посредник в переговорах с Турцией в наибольшей степени устроил бы Россию?









Проголосовать

Третий сценарий исходит из того, что путь к урегулированию будет не быстрым – как минимум несколько месяцев, а то и год-другой уйдут у Анкары на признание своей неправоты. За это время стороны не вступят в глобальную конфронтацию, но отношения будут сильно повреждены, а на некоторых участках и разрушены. И при этом сценарии появляется место для третьей силы – не как внешнего игрока, желающего получить выгоду от русско-турецкой конфронтации, таких и сейчас уже немало – но как возможного посредника для урегулирования конфликта. Нужен ли он сторонам и кто бы им мог быть?

Нет сомнений в том, что Турция будет нуждаться в таком посреднике – ведь в интересах Анкары скорее восстановить отношения. Россия, со своей стороны, так же будет заинтересована в возобновлении двухстороннего сотрудничества – но при условии соблюдения ключевого условия «ультиматума Путина», то есть принесения извинений. Будет ли договоренность об этом достигнута напрямую между Москвой и Анкарой или же при участии третьей стороны, для России совершенно не принципиально.

При гарантированном отсутствии контактов на высшем уровне между Путиным и Эрдоганом функцию переговорщиков теоретически могли бы взять на себя министры иностранных дел, но в силу их официальных должностей им трудно будет обсуждать ситуацию совершенно откровенно. Вариант с кулуарными переговорами «бывших» – авторитетных политических тяжеловесов из числа отставников из двух стран – также неприменим в нынешней ситуации. Остается только международное, то есть внешнее, посредничество. Кто мог бы подойти на эту роль?

Формат международных организаций не подходит – тут многое упирается в личные отношения двух лидеров, Путина и Эрдогана, которые за двенадцать лет общения изучили друг друга достаточно серьезно (хотя, как показало решение об атаке на Су-24, принятое президентом Турции, даже за такой долгий срок он так и не разобрался в некоторых очевидных, казалось бы, качествах президента России).

И никакой генсек Пак Ги Мун не может стать адекватным собеседником для обоих глав государств – в том числе и потому, что он лично знает их гораздо хуже, чем они друг друга. Отставники из числа бывших глав государств не подходят просто в силу того, что среди них нет того, кто знал бы достаточно близко Путина и Эрдогана и имел бы при этом с ними обоими доверительные отношения. Остаются действующие главы государств.

Естественно, это не могут быть США – не только потому, что им в принципе невыгодно примирение России и Турции, но и вследствие того, что ни Эрдоган никогда не обратится с просьбой о посредничестве к Обаме, ни Путин не примет такого посредничества. Вообще вариант с кем-либо из западных лидеров практически исключен – Олланд и Меркель не имеют близких отношений с Эрдоганом, и, главное, сам турецкий президент сейчас ведет сложную игру с Евросоюзом, в которой ему совсем невыгодно демонстрировать свою заинтересованность в России. Кроме того, конфликт из-за Украины испортил отношения Путина и Меркель, и канцлеру было бы странно заниматься наведением мостов между Москвой и Анкарой в условиях, когда в ее собственной стране ей ставят в упрек неумение сохранить, вопреки американскому давлению, связи с Россией.

Теоретически возможно было бы посредничество Пекина – тем более что Эрдоган выражал интерес к присоединению к ШОС, которая в следующем году прирастет Индией и Пакистаном, страной, с которой у Анкары традиционно близкие отношения. Понятно, что, рассорившись с Россией, Турция теряет шансы на вступление в ШОС – но для нее и само заигрывание с этой русско-китайской организацией было элементом игры с США и ЕС.

Но отношения с Китаем у Эрдогана непростые – Пекину очень важен турецкий маршрут «Нового шелкового пути», но китайцы были очень недовольны поддержкой (пусть и неофициальной) турками уйгурских сепаратистов. Этим летом Эрдоган съездил в Пекин, готов огромный контракт на поставку китайских баллистических ракет – но в условиях конфликта Турции с Россией, даже если Анкара попросит о посредничестве, Си Цзиньпин не будет брать на себя такую миссию. Скорее уж Москва может попробовать договориться с Пекином – естественно, неофициально – о том, чтобы китайцы слегка надавили на Анкару.

Остаются две страны постсоветского пространства – Азербайджан и Казахстан, чьи народы относятся к тюркскому этносу. Точнее, два их лидера, Алиев и Назарбаев, имеющие хорошие отношения и с Москвой, и с Анкарой. Оба уже практически предложили себя на роль посредников, но Алиев хуже подходит на эту роль, хотя бы вследствие менее близких, чем у Назарбаева, отношений с Путиным. Из всех иностранных лидеров казахстанский президент, безусловно, имеет самые тесные личные отношения с президентом России. Да и с Эрдоганом у него неплохие контакты – так, именно через Назарбаева Эрдоган пару лет назад пробрасывал идею присоединения Турции к Евразийскому союзу.

Президент Казахстана уже дважды за последние дни призывал к немедленному улаживанию «инцидента», говорил на эту тему и с Эрдоганом (о чем было объявлено официально), и наверняка и с Путиным. Официального сообщения об их разговоре не было – но у них настолько доверительные отношения, что можно не сомневаться в том, что они уже успели обсудить текущий кризис.

Так, Назарбаев предложил создать совместную российско-турецкую «комиссию по расследованию причин инцидента, быстро ее закончить, определить виновных, наказать, признать ошибки и восстановить отношения». Назарбаев поддержал позицию России, сказав, что «фактом является то, что российский бомбардировщик не нападал на Турцию, не шел на Турцию», и высказал свое недовольство тем, что все, построенное в том числе и при его участии как человека, «который много лет работал для того, чтобы сблизить позиции России и Турции, сделать их дружественными», может «пойти насмарку».

В том случае, если Эрдоган в ближайшее время не сумеет сам выбраться из созданной его же авантюрой ловушки и конфликт примет затяжной характер, Нурсултан Назарбаев вполне может сыграть важную роль посредника. И помочь турецкому президенту подобрать правильные слова – переводя с тюркского на русский и наоборот.

Текст: Петр Акопов

Вам может быть интересно

Спецназ начал разгонять акцию протеста у здания парламента в Тбилиси
Темы дня

Зачем Украина признала себя диктатурой

Миф о демократии на Украине можно считать окончательно разоблаченным. И соответствующее признание де-факто сделал сам киевский режим, предъявив Европе соответствующее заявление о системных нарушениях прав человека в стране. Что означает это признание и зачем оно нужно Киеву?

В США испугались сокращения объемов российской нефти на рынке

США временно разрешили проводить операции с российскими банками, в том числе Сбербанком и ВТБ. Транзакции возможны только в области энергетики и согласованы до 1 ноября этого года. Почему Вашингтон принял такое решение и как оно отразится на рынке?

Военный эксперт объяснил неразорвавшиеся суббоеприпасы от ракет ATACMS в Крыму

Бывший американский разведчик рассказал о страхе США перед Россией

Отступление ВСУ из Очеретино вызвало бурную реакцию на Украине

Новости

Российские войска продвинулись на трех ключевых направлениях

ВС России в последние сутки смогли занять более выгодные позиции сразу на нескольких направлениях, указало российское Министерство обороны во вторник.

Белый дом отказался признавать уничтожение шести ракет ATACMS российской ПВО

Координатор по стратегическим коммуникациям в Совете национальной безопасности Белого дома Джон Кирби не стал комментировать информацию о том, что шесть американских ракет ATACMS были сбиты средствами противовоздушной обороны (ПВО) России.

Маск предрек «бесконечную войну» из-за соглашения между США и Украиной

Возможное соглашение между Киевом и Вашингтоном повлечет «бесконечную войну», заявил американский предприниматель Илон Маск.

BI: Ошибка ВСУ помогла России продвинуться у Очеретино

ВСУ допустили ошибку, которая позволила российским войскам провести успешное наступление у Очеретино, пишет Business Insider (BI).

В Германии возмутились словами Зеленского о ВС России

Читатели немецкого издания Focus раскритиковали заявление украинского президента Владимира Зеленского о том, что ВС России пользуются возможностями, пока украинской армии не хватает вооружения.

Ученый сказал, что уничтожает инопланетные цивилизации во всех галактиках

Инопланетные цивилизации могли погибнуть из-за гамма-всплесков, предположил профессор физики и астрономии Университета Стоуни-Брук Фредерик Уолтер.

Арестованы пятеро подозреваемых в поджоге вертолета в Москве

В столице под стражу помещены пятеро подозреваемых в поджоге вертолета в аэропорту Остафьево, сообщили в пресс-службе судов общей юрисдикции города.

Европу предупредили о риске новой зависимости от России

Европа неосознанно становится зависимой от российских удобрений, как это уже происходило с газом, заявил исполнительный директор норвежской химической компании Yara International Торе Хольсетхер.

AstraZeneca признала образование тромбов у пациентов из-за вакцины от COVID

Британско-шведская фармкомпания AstraZeneca признала, что ее вакцина против коронавируса может вызывать тромбоз, пишет Telegraph со ссылкой на документы из коллективного судебного иска.

Пленный ВСУ рассказал об обмане командования в Очеретино

Командование Вооруженных сил Украины (ВСУ) обманом отправило непригодных к военной службе в Очеретино, заявил украинский военнопленный Александр Ведерников.

Помощник Майданова раскрыл подробности о состояния артиста

Состояние певца Дениса Майданова нормализовалось, с ним все в порядке, рассказал помощник артиста.

Армения признала проблемы в отношениях с Россией

В отношениях Еревана и Москвы есть некоторые проблемы, стороны работают над их решением, заявил армянский министр иностранных дел Арарат Мирзоян.
Мнения

Владимир Можегов: Как джаз взломал культурный код белой Америки

Когда говорят, что джаз – музыка народная, это не совсем правда, или даже – совсем не правда. Никаких подлинных африканских корней у этой музыки нет. Но как же такая музыка смогла не только выжить, но и завоевать мир? А вот это очень интересная история.

Тимур Шерзад: Выборгская резня навсегда останется позором Финляндии

29 апреля 1918 года финские белые войска взяли Выборг, один из главных центров красных финнов. И тут же принялись вымещать свою ненависть к коммунистам. Но большинством жертв кровавой расправы стало обычное русское население города.

Андрей Новиков-Ланской: Русская идея Иммануила Канта

Самая устойчивая кантианская цитата – его сентенция о звездном небе над нами и нравственном законе внутри нас. В этой метафоре сконцентрированы главные русские интуиции: чувство бесконечного пространства и нравственное чувство, поиск высшей справедливости.
Вопрос дня

Что известно о новом главкоме ВСУ Александре Сырском?