Корабли и суда Военно-морского флота России не испытывают никаких проблем с прохождением проливов Босфор и Дарданеллы, заявил РИА «Новости» во вторник военно-дипломатический источник.
Всем будет понятно, что турки придирались, но никто это не докажет
При этом, как сообщалось ранее, у гражданских судов под российским флагом возникли затруднения, и складывается впечатление, что не без участия турецкой стороны.
По данным системы отслеживания перемещения морского транспорта онлайн, в минувшее воскресенье российские суда перемещались зигзагами и кругами, долго ожидая разрешения зайти в пролив Босфор, соединяющий Черное и Мраморное моря. Так, судно «Братск» ожидало разрешения с 10.00 до 19.00, «Волгобалт» – с 3.00 до 17.00. Лишь поздно вечером 29 ноября суда под российским флагом все же зашли в Босфор.
При этом, как констатировал украинский Центр транспортных стратегий, линии движения судов остальных стран в этот день этим не отличались.
Судя по сообщениям в турецкой прессе, «сюрпризы» ожидали и корабли ВМФ России. Портал Haberler.com сообщает, что транспорт «Яуза» во время прохождения пролива Дарданеллы встретила турецкая субмарина. Это произошло утром 30 ноября в районе города Чанаккале.
«Что касается турецкой подводной лодки, то нет ничего экстраординарного в том, что она встретилась с нашим транспортом – эти лодки регулярно проходят пролив в обе стороны, так же как и остальные корабли ВМС Турции», – пояснил военно-дипломатический источник РИА «Новости».
Следует отметить, что в понедельник в стамбульских СМИ появилась информация, что в районе расположения российского гвардейского ракетного крейсера «Москва» (прикрывающего нашу авиабазу Хмеймим в Сирии), находятся по меньшей мере две турецких субмарины. Как ранее сообщала газета ВЗГЛЯД, после того как турки сбили российский Су-24, крейсер был направлен в район, близкий к зоне действия наших ВКС, с целью усилить противовоздушную оборону в регионе.
Что касается турецких субмарин, то, судя по данным генштаба Турции, речь идет о подлодках «Долунай» и «Буракреис», патрулирующих восточную часть Средиземноморья. На вооружении субмарины «Буракреис» в числе прочего находятся противокорабельные крылатые ракеты «Гарпун» с дальностью действия свыше ста километров.
#{smallinfographicleft=779305}Как отмечала газета ВЗГЛЯД, если система ПВО крейсера «Москва» является достаточно совершенной, то серьезных средств противолодочной борьбы у корабля нет, поскольку борьба с подлодками в задачи крейсера не входит – корабли такого класса предназначены для уничтожения крупных надводных кораблей противника. Однако он действует в составе соединения, так что его есть кому прикрыть.
Кроме того, очевидно, что в районе присутствуют и российские подлодки, данные о которых, в отличие от турецких, не афишируются. Турецкие же подводные лодки, по мнению экспертов, осуществляют демонстративное слежение. На подобную демонстрацию похожи и неожиданные сложности при прохождении зоны проливов.
Проливы особого значения
Босфор, соединяющий Черное и Мраморное моря, и пролив Дарданеллы, ведущий из Мраморного моря в Средиземное, – зона с особым международным режимом.
По понятным геополитическим, военно-стратегическим и экономическим причинам проливы, «запирающие» Черное море, всегда были сферой особого внимания России и западных держав. Так было и во времена Османской империи, и после Первой мировой войны, когда победившая Антанта объявила район Черноморских проливов (включая Константинополь-Стамбул) «международной нейтральной зоной». Международная конвенция, принятая в швейцарском Монтрё в 1936 году, восстановила суверенитет Турецкой республики над Босфором и Дарданеллами, установив их специальный статус.
Государства Черноморского бассейна, к которым относится и Россия, могут в мирное время проводить через зону проливов военные корабли любого класса.
Для военных кораблей нечерноморских государств (не исключая и США) введены ограничения: в черноморские воды могут проходить только мелкие надводные корабли, их общий тоннаж в Черном море не должен превышать 30 тыс. тонн, они не могут находиться в акватории более 21 дня. Впрочем, заметим, что американцы спокойно нарушают эти пункты – во время «крымской весны» ракетный фрегат ВМС США «Тейлор», курсировавший в Черном море, на 11 суток превысил максимально допустимый срок по конвенции Монтрё.
Далее из текста конвенции следует: если Турция находится в состоянии войны или считает, что ей непосредственно угрожает война, ей дается право разрешать или запрещать проход через проливы любых военных судов. Если Турция не участвует в данной войне (например, она была нейтральной во время Второй мировой), то проливы закрываются для любых военных кораблей воюющих держав. Впрочем, история знает случай нарушения и этого пункта: в 1944 году через проливы в Черное море прошли два немецких военных корабля.
Итак, свободный проход гражданских судов конвенция гарантирует в любом случае – и Турция обязана соблюдать это обязательство. Но «непредвиденные задержки» под него не подпадают.
«Понятно, что они придирались, но никто не докажет»
«Задержками с прохождением пролива Босфор «конвенция Монтрё никаким образом не нарушена, – заявил газете ВЗГЛЯД главный редактор сетевого издания «Морской бюллетень» Михаил Войтенко. – Турция просто мягко намекнула России, что может быть, если Россия и дальше будет нагнетать обстановку».
Напомним, ранее глава Минэкономразвития Алексей Улюкаев, комментируя введение санкционных мер против Турции, заявлял, что Россия не исключает запрет или ограничение на вход турецких судов в порты России. «Эта мера, естественно, у Турции восторга не вызвала. Это серьезный удар по турецкому судоходству, которое основательно завязано на Россию», – подчеркнул Войтенко. Достаточно вспомнить проторенный маршрут Новороссийск – Стамбул.
Турецкая сторона, чиня препятствия российскому грузопотоку через проливы, может ссылаться, например, на «несудоходную» погоду или перегруженность. Войтенко отметил, что центр контроля движения судов в Босфоре время от времени имеет право закрывать пролив, например, во время сильного тумана или прохождения особо крупных, опасных судов, таких как газовозы, крупные танкеры, контейнеровозы и т.д.
Задержка российских судов несет очень большие убытки, констатирует собеседник. Если это станет практикой, Россия может собрать факты, доказательства, что другие суда при этом нормально проходили без всяких задержек, а к российским судам предвзятое отношение. По мнению Войтенко, на это уйдет как минимум полмесяца. «А потом с этими жалобами Россия должна пойти в ООН, Гаагу, Лондон (где находится Лондонский суд международного арбитража – прим. ВЗГЛЯД) и там доказывать, что конвенция Монтрё нарушена, – поясняет эксперт. – В ответ Турция скажет: «Ничем она не нарушена. Мы же потом пропустили. А задержали, потому что этого требовала безопасность мореплавания, у нас свои расчеты». И придумают что-нибудь. Всем будет понятно, что они придирались, но, как говорится, ни одна собака это не докажет».
Турки уже останавливали наше судоходство
Поскольку проливы находятся под суверенитетом Турции, она регулирует проход судов как военного, так и гражданского флота, отметил в комментарии газете ВЗГЛЯД председатель Движения поддержки флота, капитан 1-го ранга Михаил Ненашев.
Он подчеркнул, что «в перспективе турецкие власти могут использовать проливы Босфор и Дарданеллы в противостоянии с Россией под видом регулирования загруженности движения в них». Проливы узковатые, а интенсивность движения в них высокая, напомнил собеседник.
При этом он отметил, что похожие ситуации возникали и раньше: Турция заявляла, что в проливе проходит танкер особого водоизмещения и надо стоять и ждать, проходит время, наши суда стоят, ждут, но никакого танкера нет. «Сразу становится ясно, что это надуманная причина, чтобы ставить препятствия для нашего судоходства», – отметил эксперт.
Он напомнил, что турки останавливали наше судоходство под надуманными предлогами не только в период напряженных отношений с Россией, но и в период ухудшения отношений нашей страны с США, в том числе во времена холодной войны, в 70-80-е годы. При этом «турки за последние 70 лет не чинили препятствий американцам», указал собеседник, добавив, что и в свете недавних событий во времена кризиса с Грузией, событий на Украине американцы спокойно проходили через проливы.
Присутствие турецких подлодок рядом с крейсером «Москва» эксперта не удивило. «У турок в регионе много морских сил, подводные лодки, эсминцы и другие, поэтому нет ничего необычного в том, что в прилегающих морских пространствах находятся турецкие корабли», – заметил эксперт. По его мнению, Турция стремится «задействовать военно-морские силы в этом образовавшемся по их вине противостоянии, потому что они хотят показать зубы, в том числе и с помощью морского потенциала», отметил собеседник.
«Однако для нас это еще одна возможность потренировать свои силы и средства, чтобы быть готовым к обороне, нанесению вероятному противнику такого урона, чтобы у него не было желания пробовать. Так что наши моряки все угрозы – подводные, воздушные, надводные – учитывают и на тренировках отрабатывают», – указал эксперт.
Михаил Войтенко в свою очередь полагает: курсированием турецких подлодок в районе крейсера «Москва» Турция намекает, что все действия России в Сирии находятся в ее руках. Это может представлять огромную опасность, «если дело дойдет до горячего», заметил собеседник и добавил: «Но будем надеяться, что до этого все же не дойдет». Эксперт напомнил, что такой сценарий полностью противоречит интересам прежде всего России: тогда будут мгновенно закупорены турецкие проливы, а с ними и весь Черноморский флот вместе с Севастополем и Крымом. Кроме того, Сирия окажется отрезанной от всех видов снабжения, «разве что будут продовольствие и воду самолетами доставлять», пояснил эксперт.