Председатель Госдумы Сергей Нарышкин подтвердил, что Россия на год приостановила работу в ПАСЕ. «Мы нашу позицию четко заявили еще неделю назад, – напомнил спикер. – В случае если российская делегация не будет обладать всеми полномочиями, а главное, правом голоса, то для нас теряет смысл в таких условиях работа на площадке ПАСЕ, мы полностью приостановим работу в любых официальных формах ровно на год, а по истечении года встанет вопрос вообще о членстве в Совете Европы».
Какой смысл сидеть в «предбаннике» ПАСЕ? Выслушивать критику, не имея возможности возразить?
О том, что Россия решила покинуть ПАСЕ до конца года, сообщил и глава российской делегации, председатель комитета Госдумы по международным делам Алексей Пушков. «Мы не угрожали нашим коллегам в ПАСЕ, как здесь утверждали некоторые, – подчеркнул депутат. – Мы просто их проинформировали, что как они имеют право на свою позицию, так и мы точно так же имеем право. Наша позиция состоит в том, что мы не собираемся выпрашивать полномочия».
Он добавил: «Ввиду того, что ПАСЕ лишила Россию права голоса и участия в руководящих органах организации, говорить о каких-либо контактах в организации не приходится».
«Снимаются все наши предложения»
Пушков пояснил, что приостановка деятельности означает замораживание на этот период контактов между Россией и представителями ПАСЕ. «Парламентская ассамблея может заниматься всеми теми вопросами, которыми она хочет заниматься, без нашего участия, – заявил глава российской делегации. – Естественно, что снимаются все наши предложения относительно каких-либо контактов, касается ли это Савченко, касается ли это доклада по правам человека в Крыму».
«Естественно, мы готовы рассмотреть вопрос о каких-то возможных контактах в 2016 году. Но думаю, что решение об этом будет приниматься в самом конце 2015 года», – подчеркнул Пушков.
По его словам, решение о членстве России в Совете Европы будет приниматься в конце 2015 года. «До конца 2015 года мы остаемся членами Совета Европы, взносы уже заплачены, – пояснил Пушков. – Мы остаемся членами Совета Европы на уровне комитета министров Совета Европы, то есть сотрудничество на уровне правительств будет продолжаться».
Напомним, ПАСЕ приняла поправку к резолюции о полномочиях российской делегации, лишив Россию права голоса до апреля (148 голосов «за», 64 «против»). В первоначальной редакции документа России запрещалось участвовать в электоральных миссиях ПАСЕ, назначать докладчиков из числа членов делегации России, а также представлять органы ассамблеи.
Возвращение в обмен на Крым
В резолюции ПАСЕ оговариваются условия возвращения России полноценного статуса члена Ассамблеи: отказ от присоединения Крыма, вывод российских войск, которые, как утверждается в тексте, «скрыты» на территории Украины, а также немедленное освобождение Надежды Савченко. ПАСЕ также требует от Москвы «воздерживаться от поставок оружия ополченцам», «принять меры против притока российских волонтеров» и ввести «уголовную ответственность за участие российских гражданских лиц в вооруженных конфликтах за рубежом, в случае если они не получают вознаграждения».
Напомним, поправку, лишающую Россию права голоса и права быть представленной в руководящих органах Ассамблеи, комитет по мониторингу ПАСЕ поддержал ранее в среду. Хотя еще накануне комиссия ПАСЕ по мониторингу поддержала возвращение права голоса российской делегации в Ассамблее. Ранее, в понедельник, представителей России не допустили на заседание Бюро Ассамблеи. После этого группа депутатов ПАСЕ опротестовала полномочия нашей делегации на зимней сессии.
На апрельской сессии в 2014 году ПАСЕ в очередной раз лишила российскую делегацию до января 2015 года права голоса и исключила из всех руководящих органов ассамблеи за воссоединение Крыма с Россией. Российские депутаты и сенаторы тогда в знак протеста досрочно покинули сессию. С тех пор делегация не приезжала в Страсбург, пропустив, таким образом, летнюю и осеннюю сессии.
«Если они хотят изолировать себя от России...»
«Решение, принятое нашей делегацией, справедливо. Второй раз российских представителей лишают всех полномочий. Какой смысл сидеть в «предбаннике» ПАСЕ – ведь внутрь нас не пускают? Выслушивать постоянную критику в адрес России, в адрес политики российских властей и не иметь возможности возразить?» – подчеркнул в комментарии газете ВЗГЛЯД первый зампредседателя комитета Совета Федерации по международным делам Владимир Джабаров. «Мальчиками для битья быть не очень хочется», – добавил собеседник.
Сенатор подчеркивает: Россия рассматривала ПАСЕ как парламентскую площадку для того, чтобы встречаться, обмениваться мнениями, делиться друг с другом соображениями, которые не всегда могут быть приятными, но откровенными – «и это подразумевает, что мы вправе ознакомить наших партнеров с нашей позицией».
«Конечно, не мне решать, но, на мой взгляд, теперь не имеет смысла и платить членские взносы в ПАСЕ за этот год. Какой смысл перечислять немалые суммы на финансирование организации, которая лишает наших представителей права выражать свое мнение?» – отмечает Джабаров.
#{interviewpolit}Собеседник также отмечает, что от разрыва отношений с ПАСЕ не в последнюю очередь проиграет и сама Ассамблея – у «западных партнеров» не будет возможности приезжать в Россию в качестве экспертов, давать соответствующие оценки.
«Если они считают, что лучше изолировать себя от России, что ж, пожалуйста. Но мы этого не хотим, – подчеркивает замглавы комитета Совета Федерации по международным делам. – Мы всегда стремимся использовать все парламентские международные площадки для того, чтобы поддерживать контакты со своими партнерами».
Россия сохраняет и развивает межпарламентское сотрудничество в рамках других структур, напоминает Джабаров: «Это и ОБСЕ, и Парламентская ассамблея Организации черноморского экономического сотрудничества, и Азиатско-Тихоокеанский парламентский форум (АТПФ), и много других площадок, на которых мы можем встречаться с нашими коллегами, обсуждать актуальные вопросы».
«ПАСЕ же в отсутствие России может потерять ту значимость, которую Ассамблея приобрела в последние годы, когда именно благодаря нашему участию она была полноценным представительством всех европейских парламентов», – подчеркивает сенатор.
Дежавю
Вице-премьер правительства России Дмитрий Рогозин напомнил, что нашим представителям уже приходилось покидать ПАСЕ 15 лет назад. «Deja vu. Точно так в апреле 2000 года я выводил нашу делегацию из зала ПАСЕ в знак категорического неприятия ущемления ее прав из-за ситуации в Чечне. Но тогда все было эмоциональнее», – отметил Рогозин. Напомним, впервые Россию лишили права голоса в ПАСЕ в 2000 году в связи с контртеррористической операцией в Чечне.
В Совете Федерации случившееся назвали «тактикой антироссийских сил». Прискорбно наблюдать, «как ПАСЕ постепенно превращается в подобие советского парламента, который был призван демонстрировать наличие парламентаризма в стране, но реальные решения принимались в Политбюро, как сегодня в ЕС и его структурах», – цитирует ТАСС комментарий главы комитета верхней палаты по международным делам Константина Косачева.
Каждый раз, когда российская сторона будет идти навстречу, ей будут «выдвигать все новые и новые требования», отметил член международного комитета Совфеда Игорь Морозов. «Я думаю, что нужно принять кардинальные решения об участии в этой парламентской организации», – полагает сенатор.
«Нашли еще один механизм изоляции»
«Идет очередная волна давления на Россию, в том числе и оттого, что у ополченцев хорошие успехи на фронтах, поэтому американцы и под их давлением европейцы активизировались для того, чтобы сильнее сжать Россию в клещи», – заявил газете ВЗГЛЯД вице-президент Центра политических исследований Дмитрий Поликанов. – Несмотря на некоторые оптимистические прогнозы по поводу решения ПАСЕ, все закончилось так, как и должно было закончиться».
Понятно, что когда нет условий для конструктивного диалога, продолжать работу бессмысленно, добавил эксперт: «Обидно, что они нашли еще один механизм демонстрационной изоляции России», – добавил политолог.
Он напомнил, что и российские политики неоднократно отмечали: «Наше участие в ПАСЕ – вопрос статусный. Это орган, где много говорят, но никаких кардинальных решений для Европы не принимают. Ты платишь за то, что находишься в неком клубе, где идут обсуждения и где отчасти формируется общественное мнение в Европе».
Однако, продолжил политолог, «платить за формирование европейского общественного мнения такие большие деньги, и при этом нас там каждый раз прикладывают к столу...» «Зачем? Смысла в этом, действительно, нет», – продолжил политолог. Поэтому с приостановкой деятельности российской делегации в ПАСЕ «с практической точки зрения мы ничего не теряем», подчеркнул он.
Дальнейшее развитие ситуации будет зависеть от того, как будут развиваться военные действия на Украине, подчеркнул эксперт. Он напомнил, что главы МИД ЕС решили продлить санкции после марта. «Пока это предварительно, они будут еще раз собираться и предпринимать какие-то шаги. С ПАСЕ та же ситуация. Все предпочитают не связывать оценки и оставить поле для маневра, поэтому принимаются такие решения: до апреля, до марта и так далее», – резюмировал эксперт.