Приступить к содержательным переговорам по вопросам политической организации общества и государственности на Юго-Востоке Украины призвал Владимир Путин в интервью программе «Воскресный вечер» на Первом канале: «Нужно стремиться к реализации того плана, о котором мы договаривались. Нужно немедленно приступить к субстантивным, содержательным переговорам, и не по техническим вопросам, а по вопросам политической организации общества и государственности на Юго-Востоке Украины с целью безусловного обеспечения законных интересов людей, которые там проживают», – сказал Путин.
«Речь о предоставлении государственности не идет»
Украинские военные воспользовались паузой, которую им предоставили ополченцы, чтобы перестроиться, подтянуть резервы, это порождает недоверие и ведет к увеличению жертв
Стоит отметить, что ряд СМИ восприняли слова Путина так, будто он призвал к выдаче статуса государственности регионам Новороссии. Пресс-секретарь президента Дмитрий Песков отметил, что Владимир Путин призывает именно к интенсивным переговорам внутри Украины. «Появились трактовки, что, дескать, президент говорил о том, что это переговоры о государственности Востока Украины. Если просто почитать его заявление, то понятно, что это не так», – отметил Песков.
Он пояснил, что «президент, собственно, говорил о тех самых инклюзивных переговорах, необходимость скорейшего начала которых была акцентирована достаточно давно еще в документах, которые подписывались в самых разных форматах».
Песков добавил: «Это те самые инклюзивные переговоры, которые должны определить взаимоотношения с восточными регионами, то есть это переговоры внутри Украины, касающиеся внутриукраинского устройства с тем, чтобы интересы восточных регионов страны, интересы Новороссии учитывались: как, в какой степени, с помощью каких механизмов и так далее. Вот что имелось в виду президентом», – пояснил пресс-секретарь главы государства.
Также нельзя говорить о договоренности между президентами России и Украины об урегулировании конфликта. «Это невозможно. Потому что это не конфликт между Россией и Украиной, а внутриукраинский конфликт», – пояснил Песков.
Мирные переговоры, но без плена иллюзий
Владимир Путин подчеркнул, что и в разговоре с Петром Порошенко он говорил о необходимости мирного разрешения конфликта: «Мне кажется, что это очень хороший урок для нас всех, для того чтобы эту трагедию закончить как можно быстрее, причем мирным путем и путем переговоров, и об этом мы договаривались, кстати, с Петром Алексеевичем, и о том, чтобы никто и никогда не повторял таких ошибок, которая сейчас была совершена на Украине в ходе вооруженного захвата власти. Ведь это первопричина того, что сейчас происходит», – сказал Путин.
В то же время президент отметил, что люди, которые думают, что ополченцы будут только сидеть в ожидании обещанных переговоров, когда на их глазах «прямой наводкой будут расстреливать города и поселки Юго-Востока Украины», находятся в плену иллюзий.
Украинские военные «воспользовались определенной паузой, которую им предоставили ополченцы для того, чтобы перестроиться, для того, чтобы подтянуть какие-то резервы и попробовать силовым способом вывести из этих котлов своих военнослужащих», напомнил Путин. По его словам, «это порождает недоверие и ведет к увеличению человеческих жертв».
Прекратить войну особенно важно до наступления холодов, чтобы создать украинским гражданам необходимые условия для жизни, подчеркнул президент. «По-моему, кроме России об этом никто уже не думает... Первое и необходимое условие – прекратить боевые действия немедленно и начать восстанавливать инфраструктуру», – сказал Путин.
Крайне важно «начать пополнять необходимые запасы, проводить необходимые ремонтные, регламентные работы и готовиться к осенне-зимнему периоду», отметил он.
Западу пора посмотреть в зеркало
Что касается западных коллег, которые грозят очередными санкциями в адрес России, то, по словам Путина, им нужно напомнить об их собственных идеалах. «В чем тогда заключаются так называемые европейские ценности? Поддержка государственного переворота, вооруженный захват власти и подавление несогласных с помощью вооруженных сил – это что, современные европейские ценности, что ли? И мне кажется, что нашим коллегам нужно об этом напомнить, об их собственных идеалах», – подчеркнул президент.
По его словам, Западу следовало учитывать последствия своего влияния на ситуацию на Украине и соответствующую реакцию России. «Надо было иметь в виду, что Россия не может остаться безучастной к тому, что людей расстреливают почти в упор. Я имею в виду сейчас не руководство страны даже, а Россию как государство, народ наш российский», – сказал Путин.
«Соответствующая реакция, конечно, неизбежна, потому что там же и родственники, и друзья проживают, и все настолько взаимосвязано, что те, кто что-то планирует на Западе или в других странах, должны хотя бы на шаг вперед посчитать последствия того, что они делают», – добавил президент.
Однако, насколько сам Киев заинтересован в мирном решении конфликта, остается большим вопросом, признал Путин. «Проблема заключается еще в том, что ведь страна находится в преддверии парламентских выборов, и всем участникам этой начавшейся уже парламентской гонки хочется продемонстрировать свою крутизну... – пояснил российский президент. – Все хотят показать, что они сильные девушки и парни, и в этих условиях, в условиях обостряющейся политической борьбы, трудно рассчитывать на то, что найдутся люди, которые ясно и четко заявят свою позицию, направленную на поиски мира, а не на военное решение проблемы. Но мы, тем не менее, надеемся на лучшее».
Начнется конкуренция «за мирную программу»
«План Порошенко – всех обмануть», – заявил газете ВЗГЛЯД политолог, член Общественной палаты Сергей Марков. Он напомнил, что сейчас ополченцы ведут успешное контрнаступление, и если оно будет продолжаться в том же темпе, вполне возможно, что украинский президент «пойдет на переговоры, чтобы остановить продвижение ополченцев, затем провести четвертую-пятую мобилизацию, получить за американские деньги советское оружие от Польши, Венгрии, Румынии, Болгарии и так далее, и снова начать карательную операцию».
Кроме того, в ходе парламентской гонки тактикой заявления о мирных переговорах может воспользоваться не только украинский президент. «Да, с одной стороны, кому-то важно показать свою «крутизну», но запрос населения отнюдь не в продолжении бойни, так что на этом фоне может даже начаться конкуренция за мирную программу», – допустил эксперт. Поэтому в переговорах с Киевом необходимо, чтобы он следовал четким критериям мира.
«Порошенко должен отдать приказ о повсеместном прекращении огня, разоружении неонацистских банд, так сказать, добровольческих батальонов, которые необходимо вывести из состава нацгвардии. Без этого верить Порошенко нельзя», – уверен политолог.
Переговоры по вопросам государственности на Юго-Востоке страны возможны, но при ряде условий, важнейшим из которых является демократизация конституции и жизни Украины, добавил Марков. «Должны быть освобождены все политические заключенные, необходимы возвращение свободы слова, прекращение киевской пропаганды. В конституции должны быть закреплены федерализм и равенство русского и украинского языка. До этого момента все переговоры бессмысленны», – подчеркнул эксперт.
Если же переговорный процесс в очередной раз затянется, расклад сил в преддверии зимы зависит от успехов ополчения, полагает политолог. «Возможно, что Новороссия сможет освободить всю территорию юго-восточнее Днепра: Одессу, Днепропетровск, Харьков, где киевскую хунту ненавидят», – резюмировал Марков.
Заставит логика войны
С тем, что Порошенко сами обстоятельства заставляют говорить о мирных переговорах, согласен и украинский политолог, директор киевского Центра политических исследований и конфликтологии Михаил Погребинский. «Есть логика военного противостояния: когда у одного из участников возникают проблемы, угрозы ухудшения его позиций на фронте, он готов к переговорам, – заявил он газете ВЗГЛЯД. – Воспользуется Порошенко этой логикой или нет, с уверенностью говорить рано, однако идет ставка на работу контактной группы и даже в Брюсселе говорят о необходимости скорейшего перемирия».
Учитывая предвыборную ситуацию, дальнейший ход событий предсказывать трудно, добавил эксперт. «Но главное, быстрые результаты в перспективе прекращения огня, решение проблемы договоренности, разоружения за два месяца невозможны, ведь в первую очередь нужна хотя бы инфраструктура контроля за этим прекращением. Сам переговорный процесс займет не один месяц, так что нужно время. Сейчас задача номер один – чтобы люди не гибли, а также восстановление инфраструктуры, продовольствия, чтобы зимой не умирали с голоду», – подчеркнул Погребинский.
«Остановиться, иначе будет хуже»
Он также выразил удивление, что не только украинские, но и российские СМИ порой неправильно трактуют речь своего президента. «Путин говорил не о государственности Юго-Востока Украины, а о государственности на Юго-Востоке, то есть как будет там организована власть, как будут учитываться интересы региона, – подчеркнул политолог. – Ведь тысячи людей участвуют в сопротивлении, и абсолютное большинство – жители этого региона. Как они могут принять мысль о том, что придет силовой элемент Киева, который угрожает им не только свободой, но и жизнью? Должна быть договоренность, что регион получит собственные гарантии и что на первой странице букваря не будет портрета Степана Бандеры».
«Если Брюссель напишет на бумаге или Киев скажет: «Мы гарантируем!», кто же им поверит?!» – воскликнул собеседник. Он считает, что такие переговоры по этим вопросам сейчас весьма возможны: «Конечно, лучше было бы их проводить, когда не было такого количества крови. Но нельзя вернуть время, поэтому говорить надо сейчас».
Если бы успех был на стороне киевских сил, которые, к примеру, захватили бы Донецк, ни о каких переговорах речи бы не было, уверен политолог. А сейчас Киев может справедливо рассуждать: «Захватят Мариуполь, а потом куда пойдут? Что будет дальше?» – пояснил политолог. Есть понимание, что лучше остановиться, иначе хуже будет. Признается внутриукраинский характер противостояния, хотя и с участием внешних игроков», – отметил собеседник.
Для определения дальнейшей тактики в украинской политике необходимо провести новый законный референдум, считает политолог: «Причем не только на территориях Донбасса, но и Тернополя, Харькова, Ивано-Франковска, которые тоже хотят получить какие-то права. По итогам референдума, когда становится понятно, кто что хочет, нужно создать ступенчатую конституционную схему: предоставить одни права для одних регионов, другие – для других», – резюмировал эксперт.