Как сообщила газета ВЗГЛЯД, во вторник днем Верховная рада приняла в первом чтении правительственный законопроект, который предусматривает возможность введения в отношении России 29 видов санкций, включая прекращение транзита энергоресурсов.
«Мы понимаем, что введение санкций будет иметь последствия и для украинской экономики. Но эта цена – ничто по сравнению с жертвами украинских солдат, украинского населения, которых расстреливают террористы, поддерживаемые РФ», – не без пафоса объявил премьер-министр Арсений Яценюк, представляя проект Верховной раде.
«Обсуждение законопроекта о санкциях в Верховной раде в первом чтении прошло спокойно. Разногласия были, но они были по сути документа. Было много людей, которые говорили о том, что эти санкции надо было вводить еще в марте, когда Россия начала незаконно оккупировать территорию Крыма», – заявил газете ВЗГЛЯД народный депутат от фракции «Батькивщина» Александр Бригинец. Он с понятным для современного политического истеблишмента Украины настроением объяснил, почему закон был принят только сейчас: «Конечно, когда весь мир против России, странно, что Украина их не вводит. А Украина их не вводила потому, что в украинском парламенте еще много людей, которые работали на Москву. Поэтому принятие некоторых решений бывает сложным. Мы надеемся, что в новом парламенте таких людей будет гораздо меньше».
«Они тут проводят политику Кремля!»
Как передают украинские СМИ, депутаты высказывали опасения, стоит ли вообще давать такой мощный рычаг влияния СНБО и президенту. В частности, Сергей Матвиенков из Партии регионов призвал подготовить более сбалансированный законопроект. В ответ лидер националистической фракции «Свобода» Олег Тягнибок заявил: «Вместо того, чтобы Партия регионов посыпала голову пеплом, они тут проводят политику Кремля! Но если говорить о доработке, то фракция «Свобода» имеет предложения, которые могут быть внесены в этот законопроект».
В частности, Тягнибок призвал запретить давать россиянам кредиты на «межбанке», запретить или прекратить финансовые операции российским банкам и ограничить оборот ценных бумаг. Помимо этого, Олег Тягнибок предложил ввести ответственность, в первую очередь финансовую, за саботаж решения о санкциях.
Напомним, что правительственный проект закона о санкциях предусматривает 29 мер «безотлагательного и эффективного реагирования» на угрозы национальным интересам и национальной безопасности. Документ предлагает блокировать активы, ограничивать торговые операции, а также частично или полностью прекращать полеты и перевозки по территории Украины.
Законопроект дает право кабинету министров аннулировать или приостанавливать лицензии на осуществление определенного вида деятельности, например на пользование недрами. Законопроектом также предлагается прекратить действие общих с Россией проектов и промышленных программ, в частности в сфере безопасности и обороны.
Кроме того, субъекты санкций не получат разрешений и лицензий Нацбанка на ввоз валюты на Украину или ее вывоз, не смогут регистрироваться в качестве участника международной платежной системы. Пакет санкций предусматривает также запрет или ограничение входа морских судов в территориальные воды или порты Украины и воздушных судов в воздушное пространство Украины, разрыв торговых соглашений, совместных проектов и промышленных программ в определенных сферах.
Также прерываются культурные обмены, научное сотрудничество, образовательные и спортивные контакты, развлекательные программы, обещан отказ в визах резидентам иностранных государств. Может быть запрещена или ограничена ретрансляция теле- или радиоканалов, ограничена или прекращена деятельность СМИ, в том числе в интернете.
Представитель ОБСЕ по вопросам свободы СМИ Дуня Миятович уже призвала Верховную раду Украины отменить эти положения законопроекта.
«Меры, включенные в этот законопроект, являются очевидным нарушением международных стандартов и таким образом ограничивают свободный обмен информацией и идеями – концепцию, которая являются сутью свободных СМИ», – цитирует Миятович РИА «Новости». Она отметила, что инициатива фактически сводит на нет большую часть прогресса, достигнутого Украиной в области свободы СМИ.
Вентиль руками не трогать
Впрочем, самое большое внимание привлекла к себе такая санкция, как угроза перекрыть газопровод из России в Евросоюз. По словам Яценюка, в тексте законопроекта о санкциях для России речь идет обо всех видах транзита – «как авиаперелетов, так и энергоресурсов».
Эти планы шокировали даже Запад. Накануне Берлин потребовал от Киева сохранить транзит нефти и газа из России. А видный австрийский политик Хайнц Штрахе назвал «оскорблением союзников и издевательством над ЕС» планы Яценюка о запрете транзита. Днем во вторник попытался одернуть украинцев и Брюссель – устами еврокомиссара Гюнтера Эттингера. Несмотря на эти увещевания, Верховная рада все равно приняла законопроект в первом чтении, включая и пункт о запрете транзита.
Но большинство экспертов предполагают, что замечания Брюсселя и Берлина в Киеве, разумеется, учтут, и пресловутый пункт из законопроекта исчезнет ко второму чтению. Не случайно руководство Верховной рады, которое было собиралось провести закон вечером во вторник уже в окончательном, втором, чтении, неожиданно для рядовых депутатов передумало и отложило рассмотрение на четверг.
«Этот закон не направлен конкретно против России. Этот закон о санкциях вообще. Кто их принимает, зачем, какие виды санкций бывают», – пояснил Бригинец. Он призвал не говорить о том, что в тот же день, когда будет принят закон, сразу заработают все 29 видов акций. «Но у премьер-министра и президента появится закон, который они смогут применять в том объеме, который сочтут необходимым. Депутаты вынуждены поступать, как хотят люди», – уверен Бригинец. А рядовые украинцы, по его словам, требуют «обуздать» Россию.
Украинский политолог Василий Стоякин считает, что все гораздо серьезнее. «Украина намерена вводить санкции против России и ЕС. При этом, разрабатывая законопроект, Яценюк заявил о том, что потери Украины будут очень серьезны. Самая фантастическая идея – это прекратить транзит газа через Украину. Вообще, как я понимаю, среди санкций будут моменты, достаточно заметные для российской стороны», – признал эксперт.
Речь идет о разрыве традиционных кооперативных связей, в первую очередь в той сфере, которая касается ВПК, отметил он. «Но эффект, на который в Киеве надеются, сильно преувеличен. Например, авиационные моторы Россия совершенно замечательно производит и без помощи Украины. А феерические планы запретить украинским банкам финансировать проекты в России – вообще за пределами добра и зла», – сыронизировал Стоякин.
«Санкции должны даже не так навредить России, сколько подорвать ту часть украинской экономики, которая связана с Россией. Основное же тут – показать свое единство с цивилизованным миром, главным образом с США», – уверен Стоякин.