Белорусский лидер сделал в понедельник сразу несколько интересных заявлений, когда в присутствии прессы пообщался со своим премьер-министром Михаилом Мясниковичем.
Сейчас образовалось такое пространство для «серых» схем, что у белорусских контрольных органов голова кругом идет
«Разговаривая с президентом России, мы вели речь о защите, как он сказал, российского рынка. То есть мы должны исполнить свои обязательства по защите союзного рынка в части транзита грузов с Запада через Белоруссию на российскую территорию. Если Россия закрыла свой рынок для определенных товаров, то мы эти товары транзитом через Белоруссию в Россию пропускать не должны», – отметил Лукашенко.
Однако сразу после этого президент вдруг заявил, что внутренний белорусский рынок – это внутреннее дело Белоруссии. «Нужны нам польские яблоки – мы покупаем, но не для России, а для внутреннего рынка. Нужны какие-то немецкие деликатесы – также приобретаем для внутреннего потребления. Надо нам что-то перерабатывать – мы покупаем и перерабатываем», – пояснил Лукашенко. По его словам, «в этой связи мы должны быть честны и, как обещали, очень порядочно проводить политику в отношении России».
«Не надо этих людей обижать»
Лукашенко также обратил внимание Мясниковича на возникшие на границе очереди из фур. «Решение было введено без предупреждения, неожиданно. И на границе скопилось определенное количество автомашин, рефрижераторов, в том числе со скоропортящимися продуктами. Не надо этих людей обижать», – попросил он.
Во-первых, по словам Лукашенко, «это ведь наши и российские перевозчики – водители, экспедиторы». «Во-вторых, товар оплачен и законтрактован. В-третьих, просто не по-человечески будет, если мы к этим людям ненормально отнесемся», – заявил он.
Эксперты сделали вполне определенные выводы из просьбы отнестись «по-человечески» из уст главы Белоруссии. Как отметила в понедельник газета «Коммерсант», опираясь на расчеты специалистов Российского зернового союза (РЗС), продукты питания на $60 млрд, поступавшие в РФ из-за рубежа, и раньше либо не декларировались вовсе, либо пересекали границу по заниженной таможенной стоимости.
При этом в РЗС называют четыре наиболее вероятных канала поступления такой продукции: нелегальный ввоз, челночный бизнес, «товары прикрытия» (под кодами товаров, облагаемых дешевыми ставками, ввозятся более дорогие) и транзитный импорт.
«По сути замаскированная контрабанда»
Эксперты опасаются, что Белоруссия теперь станет перевалочным пунктом «запретных» продуктов, контрабандисты воспользуются преимуществами, которые сулит Минску членство в Таможенном союзе. Руководитель Научно-исследовательского центра Мизеса, экс-кандидат в президенты Белоруссии Ярослав Романчук предрекает своей республике «времена эльдорадо».
«Вспомните события середины 90-х. В январе 1995 года Россия, Белоруссия и Казахстан подписали договор об образовании Таможенного союза. Тогда российский рынок стали заваливать алкоголем и сигаретами сомнительного происхождения», – сказал Романчук газете ВЗГЛЯД. Эксперт напоминает, что эти товары проходили через аффилированные в Белоруссии структуры, например «ТоргЭкспо», фонд Эсамбаева... По разным оценкам, белорусский бюджет тогда недополучил более двух миллиардов долларов за год.
«Еще одна грандиозная «серая» схема стала достоянием гласности в 2010 году, после присоединения Минска к ЕвроАзЭс. Поступали из России нефтепродукты, а из Белоруссии магическим образом стали уходить огромные партии «разбавителей и растворителей». Эта схема была провернута, чтобы не платить налогов в российский бюджет», – напомнил белорусский экономист.
«А сейчас образовалось такое пространство для «серых» схем, что у белорусских контрольных органов голова кругом идет. Можно ввозить сырье, перерабатывать его, выдавать за белорусские товары и продавать в Россию. Можно привлекать инвесторов из третьих стран, например с той же Украины. Потом с помощью этих инвесторов наладить производство из завозного сырья, а конечный продукт поставлять в Россию», – перечислил Романчук. По его оценке, когда на кону 5–7 млрд долларов, число «серых» схем может быть бесконечным.
Два сценария «серого» обогащения#{ussr}
Москва уже предупредила о намерении усилить контроль, чтобы не допустить транзита через Белоруссию продукции, попавшей под санкции. Россельхознадзор приготовил к работе два дополнительных таможенных поста на белорусской границе и готов организовать их работу в круглосуточном режиме.
Но достаточность этих мер пока не слишком впечатляет. «Белорусы никогда не работали в таких схемах в одиночку. У них всегда были надежные под прикрытием партнеры в самой России. Этот случай тоже не будет исключением. Когда на российском рынке есть спрос, найдутся люди, которые будут это дело «крышевать», а прибыль будет делиться. Если в России долго не могли перекрыть знаменитые нефтяные схемы с «растворителями», то ловить фуры с мясом, колбасой, сырами, творогом, яблоками и грушами будет еще сложнее», – посетовал Романчук.
Возможны два пути, по которым пойдут теперь белорусские власти, признал экономист. «Первый путь я называю условно легким. Он заключается во ввозе в Белоруссию сельскохозяйственного сырья и продовольствия с перспективой реэкспорта в Россию. По сути это замаскированная контрабанда», – сказал Романчук.
«Второй путь я называю долгосрочно-стратегическим. Это привлечь инвесторов в организацию и развитие производства – и потом уже на этой основе начать экспорт продовольствия в Россию. По такому принципу устроена Брестская экономическая зона, где работают производители из Польши и Литвы. У себя дома они теряют сотни миллионов долларов, а здесь эти деньги можно заработать. Белорусские экономические зоны – это эльдорадо», – подытожил Романчук.
Скорее всего, именно по второму сценарию и будут развиваться события. Лукашенко уже велел таможенному комитету «действовать вплоть до того, что, если поставщик направлял в Россию товар и его там сегодня не принимают, надо предложить ему продать на нашей территории или же забрать товар для переработки. То есть тут надо очень аккуратно поступить и в отношении западных поставщиков, чтобы мы по-человечески вышли из этой ситуации. Я думаю, это будет не во вред России. Это не противоречит обязательствам, которые мы согласовали», – заявил глава Белоруссии.
Клин клином вышибают
По мнению члена Общественной палаты Сергея Маркова, чтобы нанести удар по контрабандному бизнесу, в первую очередь должны быть предложены качественные товары российского производства.
«Должны быть оформлены нормальные закупочные схемы. На самом деле закупки сделаны под крупные транснациональные корпорации. Наши партии – зачастую мелкие и нестандартизированные. Но кубанские или ростовские помидоры зачастую лучше стандартизированных польских или, например, турецких. Да, они не подходят для логистических цепочек. Значит, должны быть сформированы мощные государственные закупочные оптовые компании. Они должны покупать эти продукты у мелких производителей и превращать их в крупные партии. Для начала я полагаю, что государство должно полностью их профинансировать», – призвал эксперт.
По мнению Маркова, пока этого не произошло, государство должно сурово наказывать нарушителей. В любом случае, если заняться их преследованием, даже с учетом коррупции в наших правоохранительных органах ситуация должна улучшиться. «Схемы-то будут, конечно. Но они составят, может быть, 7–10% от того, что попало под санкции. А это не так страшно. Важно, чтобы не было массированного обхода санкций», – призвал эксперт.
«Звучат предложения еще повысить зарплату в правоохранительных и таможенных органах, чтобы не допускать роста коррупции. Но я хочу заметить, что они и так получают немало денег. А потому государство должно занять в этом вопросе жесткую позицию», – уверен Марков.