Новые антироссийские санкции, введенные Соединенными Штатами, лишь поспособствуют «тому, что радикально настроенные политические силы на Украине будут продолжать конфликт, продолжать гражданскую войну», заявил в пятницу спикер Госдумы Сергей Нарышкин. Председатель нижней палаты парламента отметил: американские авторы санкций продолжают создавать пропасть между Европой и Россией.
Между такими крупными странами, как Россия и Америка, проблемы были всегда. Я даже не говорю о холодной войне
«Новые американские и европейские санкции свидетельствуют об опасной слепоте проамериканского Запада. Силы, по-настоящему стремящиеся к европейской независимости, пытаются разъяснить гражданам стран Европы опасность этих санкций», – в свою очередь отметил в комментарии агентству «Интерфакс» Эмерик Шопрад, депутат Европарламента от набирающей популярность французской партии «Национальный фронт».
Критически оценивают новую инициативу Белого дома и в самих США. Действия в отношении России свидетельствуют о том, что новым властям в Киеве не удается «прибрать к рукам» регион на востоке Украины, добивающийся независимости, заявил в пятницу РИА «Новости» исполнительный директор Института Рона Пола за мир и процветание Даниэл Макадамс. «Мне кажется, что последние санкции выглядят довольно отчаянной (мерой) и говорят о том, что ставленники Вашингтона в Киеве не достигают того прогресса на востоке, о котором заявляет американская пропаганда», – считает аналитик.
Напомним, власти США 16 июля ввели «третий пакет» санкций в отношении российских компаний, в том числе Газпромбанка и Внешэкономбанка, энергетических компаний «Роснефть» и «НОВАТЭК», а также против ряда предприятий оборонно-промышленного комплекса, в том числе концернов «Калашников» и «Ижмаш». Президент России Владимир Путин заявил, что «надо спокойно и без суеты посмотреть, что это за санкции». Он подчеркнул, что санкции имеют эффект бумеранга и загоняют российско-американские отношения в тупик. Как уже отмечала газета ВЗГЛЯД, новые санкции вызвали явное неудовольствие в среде крупного американского бизнеса – действия администрации Барака Обамы скептически оценили в Национальной ассоциации промышленников США и в американской Торговой палате.
Возможно, пытаясь сгладить произведенный эффект, в Госдепе поспешили заверить: принимая решения об ужесточении санкций против Москвы, США намеренно не ставили под удар повседневные операции российских банков и экспорт нефти и газа из России. Об этом накануне заявила руководитель пресс-службы Госдепартамента Джен Псаки. Она вслед за президентом Обамой повторила, что, используя новые карательные меры против России, Вашингтон старался минимизировать негативные последствия для американских и других компаний. При этом New York Times в пятницу, комментируя действия европейских партнеров США, отметила: если результаты расследования крушения малайзийского «Боинга» на Украине подтвердят вину ополченцев, это может подтолкнуть ЕС к введению новых санкций против России.
Своим мнением о новых американских санкциях против России и о том, как эту кампанию воспринимают в самих США, с газетой ВЗГЛЯД поделился бывший сенатор штата Нью-Йорк от Республиканской партии, известный нью-йоркский юрист Дэвид Сторобин.
ВЗГЛЯД: Господин Сторобин, что ожидают от санкций США, какой смысл они в них видят?
Дэвид Сторобин: Это политические игры обеих сторон, можно сказать, шоу для прессы. И у России, и у Америки есть свои геополитические интересы, и оттого, что введены небольшие санкции, это на большом уровне не изменит экономику ни той, ни другой страны.
Россия не изменит свою линию, и вряд ли Америка ожидала от России каких-то шагов в этом отношении. Просто Америке надо как-то ответить, чтобы не упал рейтинг, не пострадал имидж Барака Обамы. Что-то надо было сделать, иначе правительство Америки выглядело бы не лучшим образом.
Да, эти санкции в России никому не нужны, понятно, что некоторые индустрии пострадают. Но я думаю, правительство России ожидало, что, когда они присоединят Крым и возникнут все остальные проблемы на Украине, Америка как-то ответит. Это не такие большие санкции, которые в России не могли предсказать. Если сравнить ситуацию с шахматами, здесь просто подставляется пешка, чтобы сохранить или выиграть ладью. Крым и российские интересы на Украине для России гораздо более важны, чем эти санкции.
ВЗГЛЯД: Эксперты считают, что санкции в конечном счете лишь подстегнут Россию к модернизации экономики. Насколько это возможно?
#{interviewpolit}Д. С.: Россия больше зависит от Западной Европы, чем от Америки. Сейчас для России важны денежные, технологические вклады таких стран, как Германия и так далее. Эти страны сильно зависят от России, поскольку получают российскую нефть, газ, они сами хотят вкладывать в Россию. Не думаю, что немцы или остальные европейцы будут терять деньги, чтобы помочь или Украине, или Америке.
Возможно, санкции компенсируются западноевропейским вкладом в те же самые индустрии. Если газ или нефть не продаются в одну страну, то они продаются в другую страну, это невозможно изменить. Тем более Америке самой не выгодно, если Россия прекратит продажу ресурсов, потому что сразу же подскочит цена на нефть и газ.
ВЗГЛЯД: Почему Западная Европа не спешит примкнуть к санкциям?
Д. С.: Европе выгодно торговать с Россией, потому что они близко. Кроме того, они обязаны торговать с Россией, иначе где еще Германия возьмет нефть, газ, древесину и так далее? У Германии к тому же экономика растет, и у нее нет никакого другого выхода, кроме как работать с Россией. Норвегия одна не сможет кормить нефтью всю Европу. Ближний Восток тоже, сколько может он еще продавать?!
Кроме того, когда Западная Европа вкладывает деньги в Россию, они делают это не ради какого-то одолжения, а потому что это выгодно. А без Западной Европы эти санкции, в общем-то, не особенно влияют. Если бы объединился весь мир, была бы проблема. Но так как здесь только Америка, то это небольшая проблема, заменимая Европой.
ВЗГЛЯД: Но эксперты неоднократно подчеркивали сильную зависимость Германии от США...
Д. С.: Германия продолжает торговать и с той, и с другой стороной. Если мой сосед поругался с другим соседом, это не значит, что я должен выбирать между ними. Германия – независимая страна, которая может и тем, и другим ответить: «Мы же не ваша колония! Мы можем дружить и с вами, и с вами». Это ничего не меняет в их отношениях с Америкой. И Америка не будет рвать отношения с Германией, заставляя их обрубить все связи с Россией.
ВЗГЛЯД: В рамках санкций минфин США запретил американским кредиторам давать в долг таким компаниям, как Роснефть, НОВАТЭК, ВЭБ и Газпромбанк, на срок свыше 90 дней. В то же время активы компаний в США затронуты не будут, американским гражданам и юрлицам не будет запрещено вести обычные операции с этими банками и компаниями. Евросоюз также не стал наказывать эти компании. Почему Вашингтон не решился на более суровые меры наказания в отношении этих компаний?
Д. С.: Здесь есть и политические, и экономические причины. Американская экономика слишком большая, чтобы на нее повлияла выплата долгов таким компаниям, как Роснефть и другие. А санкции на них ввели, потому что это критически важные бизнес-компании для России, с помощью которых государство влияет на мир.
Но с другой стороны, у американского государства есть и политическая проблема. Все эти частные компании США, которые вкладывают деньги в Россию или любую другую страну, дают деньги американским политикам, то есть конгрессменами и так далее. Это делается официально, деньги даются на избирательную кампанию этих политиков. Компании эти будут очень недовольны, если вдруг выяснится, что они не могут торговать с теми, с кем уже торговали до санкций.
Одно дело сделать что-либо маленькому бизнесмену, который не знает, где конгрессмен находится, а другое – создать эту же проблему компаниям, которые тратят много миллионов долларов, чтобы эти конгрессмены переизбрались. Тогда все эти компании просто перестали бы поддерживать конгрессменов, санкции было бы просто невозможно провести.
ВЗГЛЯД: Как вы считаете, отношения между США и Россией будут еще обостряться?
Д. С.: Между такими крупными странами, как Россия и Америка, проблемы были всегда. Я даже не говорю о холодной войне. Мы говорим о стране, у которой самая большая экономика, – Америке, а также о стране, которая физически самая большая в мире, – Россия. У этих стран огромные интересы по всему миру, и они могут их продвигать, и естественно, что возникают конфликты, потому что у одной стороны интересы – здесь, а у другой – там. Например, России выгодно, чтобы нефть была дороже, Америке – чтобы дешевле. Маленькие страны не могут повлиять, чтобы поднять или опустить цены. А большие могут. Так это еще не шах и не мат. Конфликт будет продолжаться, потому что экономические и все остальные интересы очень часто не сходятся.