Еще в среду Порошенко говорил о том, что его план может начать действовать только после того, как будет взята под контроль украинско-российская граница. В ожидании этого Киев, собственно говоря, и откладывал обнародование плана и объявление о прекращении огня – ожесточенные бои последних дней были направлены на то, чтобы окружить Донецкую и Луганскую республики, отрезав их от границы.
Если бы Порошенко хотел сохранить страну, ему нужно было бы предложить для переговоров с Новороссией только одну тему – учреждение двуязычной нейтральной конфедерации Украина
Но украинской армии так и не удалось закрыть границу – бои продолжались до самого последнего момента, и все свидетельствует о том, что повстанцы продолжают удерживать многие приграничные районы. Кроме того, даже украинские силовики официально подтвердили, что граница так и не перекрыта. Однако давление на Киев со стороны Москвы – и вполне вероятно, что уже и Европы – с требованием прекратить огонь заставило Порошенко пойти на объявление перемирия, не дожидаясь закрытия границы. Вероятно, что Порошенко и так понимал, что шансов вернуть контроль над границей у него нет – и просто хотел продемонстрировать свою решимость биться за единую Украину. Теперь наступил черед показывать свое миролюбие – вот, я предлагаю Донбассу мир, слово за ними.
«Миролюбием» Порошенко ответит и на упреки в том, что при нем боевые действия приняли еще более ожесточенный характер. Европейским лидерам теперь будет что отвечать Путину на его упреки в адрес Киева – вот, видите, мы надавили на Порошенко, он прекратил огонь. Теперь вы давите на Новороссию, пускай начинают переговоры. Все прекрасно – вот только о чем Киев предлагает договариваться восставшим республикам? И после выполнения каких условий он хочет начать переговоры? Еще за несколько часов до официальной публикации плана Порошенко в украинской прессе появился его черновой вариант.
Позднее выяснилось, что Порошенко решил представить свой план с максимальной театральностью. Он приехал в Святогорск – город неподалеку от защищаемого Стрелковым Славянска – и объявил о перемирии на неделю. Одновременно с этим был обнародован и мирный план президента Украины.
Из 15 пунктов плана 9 посвящены урегулированию силового конфликта, а 6 – положению региона после этого. То есть получается, что вначале нужно выполнить первые пункты, а потом приступить к переговорам о выполнении остальных. Хотя замглавы администрации Порошенко Валерий Чалый и сказал о том, что «все элементы плана должны выполняться одновременно, а не последовательно» (но из самого плана понятно, что это не так). Впрочем, непонятно, с кем собирается вести переговоры Порошенко – лидеров республик он не признает, они в ответ считают его руководителем иностранного государства. Но именно от них он ждет разоружения и принятия тех условий, которые он предлагает восставшим регионам. Но сначала о первых пунктах.
План предусматривает семидневное перемирие – то есть и украинская армия, и армия Юго-Востока прекращают огонь. После чего следует:
«1. Гарантия безопасности для всех участников переговоров». Переговоров о сдаче оружия или о будущем политическом устройстве Донецка и Луганска? Это принципиальная разница – на переговоры о разоружении ДНР и ЛНР не пойдут, а вот поговорить о полномасштабном политическом урегулировании они в принципе могли бы согласиться. Понятно, что обе стороны настаивали бы на противоположных требованиях: Киев – на том, что обе области являются частью Украины и должны признать власть нового президента и участвовать в выборах в Раду, а Донецк и Луганск предлагали бы обсудить условия «развода», признания их независимости и вывода с их территории украинской армии. Но это все-таки было бы началом разговора – увы, Киев к нему не готов.
Потому что то, что он предлагает в пунктах 9–15 – возобновление деятельности местных органов власти, децентрализация (как он ее понимает – через избрание местной власти и гарантии защиты русского языка, внесение изменений в украинскую конституцию), согласование кандидатур губернаторов в обеих областях до момента проведения досрочных выборов – не является для Новороссии даже минимально достаточной основой для переговоров.
Все эти вещи необходимо было предлагать до того, как пролилась большая кровь – сейчас же со стороны Киева, если бы он хотел сохранить страну, нужно выступать с инициативой обсуждения на переговорах учреждения двуязычной нейтральной конфедерации Украина. Многие в Новороссии были бы против – но это хотя бы показало серьезность намерений Порошенко. Вместо этого – разоружайтесь, расходитесь по домам, впускайте в ваши города наших силовиков и соглашайтесь на выборную власть в составе унитарной Украины, а кому не нравится, валите в Россию. Именно об этом говорят пункты мирного плана.
«2. Освобождение от уголовной ответственности тех, кто сложил оружие и не совершил тяжких преступлений.
3. Освобождение заложников.
4. Создание 10 км буферной зоны на украинско-российской государственной границе. Вывод незаконных вооруженных формирований.
5. Гарантированный коридор для выхода российских и украинских наемников.
6. Разоружение.
7. Создание в структуре МВД подразделений для осуществления совместного патрулирования.
8. Освобождение незаконно удерживаемых административных зданий в Донецкой и Луганской областях».
Пункты 4 и 5 являются, конечно же, ключевыми – вот вам коридор, уходите. Но восставшие, как местные, так и пришедшие им на помощь добровольцы, не собираются никуда уходить. И уж тем более никакого гарантированного коридора и 10-километровой буферной зоны Киев сам не в состоянии создать (а в пятницу в администрации Порошенко говорили даже про 100-километровую зону) – ему этого не дают сделать сами ополченцы, отбивающие все попытки украинской армии отрезать их от границы. То есть в ответ на «план Порошенко» повстанцы должны отвести свои отряды от границы, пропустить туда украинскую армию, потом сложить оружие и тихо уйти через границу в Россию, оставив своих родных на попечение милицейских «подразделений для совместного патрулирования». Да, и уже оттуда наблюдать за тем, как осенью в Донецкой области будут проходить выборы в местные органы власти и Верховную раду. Бред – и все это понимают.
Надеяться на то, что Москва будет уговаривать Новороссию принять этот план, не могут даже киевские фантазеры. Недаром столь резкой оказались реакция МИД России на комментарий украинских дипломатов о том, что Лавров якобы этот план одобрил. Так к чему же эта «мирная инициатива»? По сути это просто очередной элемент игры Запада с Россией – вы настаивали на прекращении огня, и Киев пошел на это. А ваша Новороссия не приняла условия перемирия – так что теперь вы агрессор. Опять новые угрозы, санкции и все то, что мы наблюдали на протяжении последних месяцев. С одним существенным изменением – в случае возобновления боевых действий (если, конечно, они вообще прекратятся даже на несколько дней) их интенсивность будет идти по нарастающей, что просто вынудит Россию переходить к новой фазе воздействия на украинский кризис, все более и более приближаясь к операции по «принуждению к миру».
Перемирие, объявленное Порошенко, станет действительно первым шагом к затишью только в одном случае – если своим планом украинский президент лишь камуфлирует свое понимание того, что Донецк и Луганск уже потеряны для Украины. Тогда, несмотря на срыв переговоров, перемирие будет продлеваться и продлеваться – а Порошенко тем временем будет пытаться укрепить свою власть на оставшейся территории Украины. Впрочем, надежд на такой сценарий нет – а значит, до реального прекращения огня еще прольется много крови.