Участники четырехсторонней встречи в Женеве, продолжавшейся более пяти часов, одобрили в четверг вечером всеобъемлющий документ по деэскалации ситуации на Украине. Его основным положением стала договоренность о том, что все стороны должны воздерживаться от любого насилия, запугивания или провокационных действий. При этом участники решительно осудили и отвергли «любое проявление экстремизма, расизма или религиозной нетерпимости, включая антисемитизм».
Украинская власть заинтересована в принятых в Женеве решениях, поскольку армия не может проводить «антитеррористическую операцию» – она выдохлась
В тексте зафиксировано, что «все незаконные вооруженные группы должны быть обезоружены; все незаконно занятые здания должны быть возвращены законным владельцам, все незаконно занятые улицы, площади и другие публичные места в украинских городах и населенных пунктах должны быть освобождены».
Министры также договорились, что амнистия будет гарантирована демонстрантам и тем, кто покинет здания и другие общественные места и сдаст оружие, за исключением тех, кто виновен в серьезных преступлениях.
Одновременно достигнута договоренность, что специальная мониторинговая миссия ОБСЕ будет играть ведущую роль в помощи украинским властям и местным сообществам в реализации мер по деэскалации.
США, ЕС и Россия будут поддерживать эту миссию, включая предоставление наблюдателей. Участники встречи также сошлись во мнении, что объявленный конституционный процесс на Украине «будет инклюзивным, прозрачным и подотчетным». Они подчеркнули важность стабильности экономической и финансовой ситуации на Украине и подтвердили готовность обсуждать «дополнительную поддержку по мере реализации указанных выше шагов».
Выступая на итоговой пресс-конференции, глава МИД Сергей Лавров подчеркнул, что «перечисленные меры касаются всех без исключения регионов Украины и всех без исключения проблемных вопросов». По его словам, участники женевской встречи договорились, что кризис должны урегулировать сами украинцы. При этом любые решения должны быть приемлемыми для всех украинцев. «Это залог обеспечения стабильности украинского государства при обеспечении языковых особенностей различных регионов страны», – подчеркнул он.
«Вы знаете, что еще в соглашении, которое было подписано 21 февраля, вопрос о разоружении незаконных формирований был закреплен. С тех пор делалось очень мало, далеко не все они были разоружены», – сказал он. «Правый сектор*» продолжает функционировать, отказывается сдавать оружие, аррогантно заявляют, что будут выполнять функции украинской армии, если армия будет беспомощна, все эти агрессивные проявления покрываются нашим заявлением», – отметил Лавров.
Привез документы от Юго-Востока
Лавров представил на встрече в Женеве документы, разработанные представителями Юго-Востока Украины. «По организационным причинам пригласить в Женеву представителей оппозиции, прежде всего Юга и Востока Украины, не удалось, но мы представили на этой встрече документы, которые были приняты президиумом Партии регионов, Луганским облсоветом и вновь созданным движением «Юго-Восток Украины», – цитирует министра ИТАР-ТАСС.
«Самые главные документы касаются видения Юго-Востоком Украины тех положений, которые обязательно должны быть в новой конституции, – продолжал российский министр. – Прежде всего это децентрализация, существенное расширение полномочий регионов, включая право выбирать свои законодательные и исполнительные органы, и прежде всего – обеспечение достойной роли русского языка в украинском обществе. Предлагается и государственный статус, кто-то предлагает официальный статус, решать самим украинцам, но решение должно быть обоюдоприемлемым».
Глава МИД также особо подчеркнул, что у России нет намерения вводить войска на территорию дружественной Украины. «Это противоречит коренным интересам России», – сказал он. Однако изменение внеблокового статуса самой Украины подорвет усилия по налаживанию сотрудничества и взаимодействия по урегулированию кризиса, убежден Лавров.
«На Украине действует закон о военно-политическом нейтралитете, – отметил глава МИД РФ. – Мы твердо заявили в наших дискуссиях, что изменение этого статуса подорвет все усилия по налаживанию сотрудничества и конструктивного взаимодействия по всем вопросам, связанным с преодолением нынешнего кризиса на Украине».
А войска пусть остаются
В свою очередь госсекретарь США Джон Керри пригрозил новыми санкциями Москве, если протестующие на Востоке Украины не выполнят в точности пункты женевских соглашений. В то же время Керри отметил, что в случае явного прогресса на Украине уже наложенные санкции, напротив, могут быть смягчены.
«Совершенно ясно, что теперь главное, чтобы слова стали действиями. Работа не будет выполнена, пока мы не увидим, что принципы, зафиксированные на бумаге, реализуются. Мы, наши наблюдатели будем внимательно следить за этим и оценивать то, что происходит», – подчеркнул Керри. По словам Керри, власти в Киеве согласились активно работать со всеми представителями украинского общества для проведения конституционных реформ. Керри призвал все противоборствующие стороны конфликта на Украине воздержаться от насилия и провокаций.
Верховный представитель ЕС по иностранным делам и политике безопасности Кэтрин Эштон заявила, что ЕС приветствует приверженность Украины проведению всесторонней и прозрачной конституционной реформы.
Зато Андрей Дещица, украинский коллега Лаврова и Керри, сразу дал свое толкование подписанному коммюнике, заявив, что оно не помешает украинским войскам, размещенным на востоке страны, продолжать спецоперацию, поскольку те «находятся на украинской территории, нам не надо их выводить», – заявил Дещица. Он отметил, что «они могут быть не полностью вовлечены в выполнение данной операции, если мы увидим признаки деэскалации ситуации». Таким образом, выполнение женевских соглашений киевскими властями сразу становится под сомнение.
«Уже ограбили продуктовые магазины»
Пока дипломаты отчитывались в Женеве об итогах переговоров, в Краматорске украинские военные атаковали блокпост сторонников федерализации. Один человек получил ранения, его увезли на машине скорой помощи в одну из городских больниц.
Как известно, киевские власти проводят на Юго-Востоке спецоперацию с привлечением армии против сторонников федерализации, которые с марта проводят митинги в Донецке, Харькове и Луганске и ряде городов региона. Наиболее острым противостояние активистов и силовиков было в двух городах на севере Донецкой области – Славянске и Краматорске. Ранее президент Владимир Путин назвал решение применить силу, в том числе армию, против митингующих «преступлением».
Один из лидеров протестующих, находящихся в здании Донецкой областной администрации, координатор «Народно-освободительного движения» Семен Кузьменко приветствует договоренности, заключенные в Женеве, но сомневается в том, что Киев будет их соблюдать.
«Киев на диалог не идет, договариваться не будет... До сих пор продолжается переброска людей, солдат бросают с места на место, бросают солдат, которым не дают не еды, ничего, – сказал Кузьменко газете ВЗГЛЯД. – Поймите, какая страшная ситуация! Киев бросил здесь Национальную гвардию. Может, и ребята неплохие, только кушать же хочется. Уже ограбили продуктовые магазины».
По словам Кузьменко, сотрудники силовых ведомств массово саботируют приказы из Киева. «Они постоянно провоцируют и отдают приказы, которые здесь, на местах, ни военные, ни милиция не выполняет. Тут на высших чинов милиции несколько дел уже заведено! Я знаю, что на одного человека два раза уже за бездействие заводили уголовное дело. Поэтому многие сотрудники, кстати, уходят из органов», – подытожил активист.
«Армия выдохлась»
Директор киевского Института глобальных стратегических исследований Вадим Карасев оценил итоги переговоров «умеренно оптимистично». «То, что в итоговом документе доминирует примирительная, мирная, неагрессивная риторика, нет взаимных обвинений, говорит о том, что стороны готовы искать компромисс, чувствуется, что все стороны устали от конфликта и пытаются найти инструменты разрешения кризиса. Начало положено, и дух конфронтации уступил место духу компромисса», – сказал киевский политолог газете ВЗГЛЯД.
Однако результативная часть минимальна, отметил политолог. «По сути стороны договорились договариваться, призвали к диалогу и даже обязались разоружить незаконные формирования, амнистировать протестующих и всех, кто захватил административные здания. Но все правильные дипломатические слова о поиске компромисса и диалога трудно превратить в практическую форму и результат. Например, как отделить протестующих от тех, кто взял оружие и должен быть подвергнут наказанию? Решить будет тяжело», – сказал политолог.
Теперь все зависит от того, как будет развиваться ситуация на Юго-Востоке, считает Карасев. «Украинская власть заинтересована в принятых в Женеве решениях, поскольку армия не может проводить «антитеррористическую операцию» – она выдохлась. Восстановление гражданского порядка важно для страны, но разного рода военно-полицейские операции сложны и нереализуемы», – подчеркнул Карасев.
Также неизвестно, будет ли в Верховной раде найден компромисс между партиями по статусу русского языка, сказал он. «Сегодня в парламенте компромисс не был найден, даже по мягким формулировкам о статусе русского языка». И главное – услышит ли власть Восток и как это будет воплощено на уровне конкретной политики. Карасев не уверен и в том, смогут ли пройти президентские выборы 25 мая и не будет ли Россия косвенно мешать их проведению. «Пока Москва не собирается признавать легитимность нынешней власти, для нее легитимным президентом остается Янукович», – подчеркнул политолог.
* Организация (организации) ликвидированы или их деятельность запрещена в РФ