Во вторник Верховный совет Автономной Республики Крым (АРК) потребовал внести изменения в конституцию автономии, а крымский парламент готовит обращение к России с просьбой о помощи и защите.
Баррикады в Киеве – не «между добром и злом», а между Западом и Востоком
В роли инициаторов выступила группа депутатов, включая бывшего спикера парламента автономии, одного из лидеров партии «Русское единство» Сергея Цекова и депутата от Партии регионов Владимира Клычникова. Последний, в частности, заявил, что «сегодняшнее положение конституции Крыма грубо попирается законодательством Украины». По его мнению, в условиях нынешнего политического кризиса и «рвения к власти групп национал-фашистского толка» хотят ликвидировать статус автономии Крыма.
Такое требование, по словам крымских депутатов, прописано в программе националистической партии «Свобода» – одной из ведущих сил киевского Майдана. Гарантом безопасности многонационального Крыма и его ведущей русской общины может стать только РФ, подчеркнул депутат Цеков.
Депутаты в числе прочего призвали: провести общекрымский опрос общественного мнения о статусе автономии и принять обращение к Владимиру Путину и российскому парламенту «выступить гарантом незыблемости статуса автономии Крыма, а также незыблемости прав и свобод наших граждан». Инициативу поддержал действующий спикер Верховного совета Владимир Константинов, который дал поручение юристам оформить обращение надлежащим образом. Обращения должны быть рассмотрены на заседании Верховного совета Крыма 19 февраля.
Сергей Цеков (Фото: rada.crimea.ua) |
За комментариями газета ВЗГЛЯД обратилась к одному из инициаторов обращения, бывшему председателю Верховного совета АРК, одному из ведущих представителей русского движения Крыма с начала 1990-х годов, депутату парламента АРК Сергею Цекову.
ВЗГЛЯД: Сергей Павлович, расскажите, пожалуйста, подробнее об инициативе крымских парламентариев. В какой стадии находится ее обсуждение?
Сергей Цеков: Сегодня состоялось заседание президиума Верховного совета Крыма. Рассматривался вопрос о политической ситуации на Украине и о том, как следует действовать Крыму по защите своих прав и полномочий.
Я внес предложение (с учетом той ситуации, которая складывается сейчас, и с учетом того, что Крым является русским анклавом – по национальности, языку и культуре) обратиться к властям Российской Федерации – к президенту России и Федеральному собранию, чтобы РФ выступила в роли посредника в разрешении нынешнего конфликта. Россия должна поддерживать и защищать Автономную Республику Крым.
У очень многих крымчан складывается впечатление, что тот, кто разжег конфликт на Украине – а разожгли его представители западноевропейских государств, Западная Европа в целом – особо не заинтересован в защите прав русского населения Крыма.
Наше предложение нашло понимание у членов президиума, и было дано поручение секретариату Верховного совета: подготовить соответствующее обращение к Российской Федерации о помощи и защите.
ВЗГЛЯД: В какой форме, на ваш взгляд, может выражаться эта защита?
С. Ц.: Формы могут быть различными. Я понимаю, что на первом этапе это может быть моральная поддержка, правовая защита, в частности защита статуса Крыма как автономной республики. Дело в том, что среди тех, кто спровоцировал конфликт на Украине, и тех, кто рвется к власти, очень много желающих ликвидировать крымскую автономию как таковую. Что будет дальше, как, с нашей точки зрения, может осуществляться защита, будущее покажет. Сейчас я эту тему не особо хочу развивать.
ВЗГЛЯД: Как вы относитесь к идее федерализации Украины или предоставления автономного статуса юго-восточным украинским регионам?
С. Ц.: Этот вопрос, замечу, поднимается не нами, не крымчанами, такие призывы звучат из других регионов Украины. Говорят о том, что Украина как минимум должна стать федеративным государством, поскольку унитарность государства отнюдь не привела к спокойствию и стабильности. Мы видим перманентный конфликт, который длится не один год, периодически обостряясь, – так это было в 2004 году, так происходит и сейчас.
Те баррикады, которые мы видим в Киеве, – это баррикады не «между народом и властью», не «между добром и злом». Многие считают, что это баррикады между Западом и Востоком, между теми, кто исповедует зачастую нацистские, фашистские взгляды, и теми, кто придерживается принципов интернационализма. Между теми, кто желает строить свое будущее с Россией, в восточнославянском единстве, и теми, кто грезит «европейскими ценностями».
Украина неоднородна, и вопрос о федеративном устройстве в нынешней ситуации выходит на первый план.
ВЗГЛЯД: Ваши оппоненты выдвигают обвинение в том, что вы собираетесь перевести Крым в юрисдикцию России. Как бы вы могли ответить на такие упреки?
С. Ц.: Можно выдвигать разные обвинения, строить разные домыслы. Но, на мой взгляд, выталкивают Крым под юрисдикцию России те, кто сейчас выступает под ультранационалистическими, профашистскими и русофобскими лозунгами. Как вы понимаете, подобного рода заявления и действия не могут не вызвать защитную реакцию и желание обрести защиту. А получить защиту мы можем только у России.
Это вполне естественно. Еще раз подчеркну: Крым – это русский, русскоязычный и русско-культурный анклав. И ничего странного в том, что мы обращаемся за поддержкой к России, на мой взгляд, нет. Те, кто удивляется такой реакции, просто не понимают очевидных вещей.
ВЗГЛЯД: Сторонники Майдана, ссылаясь на некие соцопросы, заявляют о том, что крымская молодежь также мечтает жить в Евросоюзе. Правда ли, что существует такой раскол между старшим и младшим поколениями?
С. Ц.: Это не соответствует действительности. Молодежь Крыма воспитывается в русских, русско-культурных семьях, которые сохраняют русские традиции. Никакого конфликта между поколениями нет – могу судить, в частности, по моей семье, детям, внукам. Среди активистов русской общины Крыма очень много молодых людей, которые разделяют наши взгляды. А заявления о каком-то поколенческом расколе – это одно из проявлений информационной войны, когда наши оппоненты с помощью массмедиа пытаются расколоть общество. С Крымом у них ничего не получится.
Крым – единственный регион на Украине, в котором сейчас ситуация абсолютно спокойна. Единственное, чего мы опасаемся, так это провокаций со стороны. Но думаю, что и они вряд ли удадутся.