Тот факт, что в отличие от министерской тройки Евросоюза Владимир Лукин не остался на церемонию подписания соглашения в резиденции президента Украины, а вылетел в Москву, свидетельствует об отношении России к выработанному под давлением ЕС протоколу. Назвать его компромиссом трудно – Янукович пошел на очень большие уступки: досрочные выборы президента не позже декабря, восстановление конституции 2004 года в течение 48 часов (и подготовка новой сбалансированной конституции к сентябрю), формирование правительства национального доверия.
Майдан может разойтись, но его будут готовы собрать вновь при любом обострении противоречий
Со своей стороны оппозиция согласилась «приложить все усилия... для освобождения административных зданий, улиц и площадей», а также сдать все незаконно захваченное оружие в течение 24 часов. Партия регионов поддержала действия президента, а после выступления на Майдане министра иностранных дел Германии соглашение одобрили и собравшиеся на площади. Силовики уже выведены из правительственного квартала в Киеве – противостояние формально закончено. В понедельник Украина должна проснуться парламентско-президентской республикой, в которой последнее слово будет за Радой, где и начнется формирование правительства (то, что такое государственное устройство еще больше ослабит единство Украины, мало кого волнует).
Впрочем, все это произойдет, если Майдан и в самом деле разойдется. Хотя радикалы из «Правого сектора*» и не будут торопиться покидать Майдан, скорее всего, и они уйдут к концу следующей недели – после того как Янукович восстановит конституцию 2004 года, будет принят закон об амнистии участникам «февральского восстания» и начнется формирование нового правительства. Майдан опустеет под крики о его победе – между тем реальной победы не произошло. Выиграна лишь одна битва, подписано перемирие, но война-то не закончена.
Да, подавление бунта не случилось – но не произошло и отставки Януковича, к свержению которого призывали восставшие. Да, Янукович сдает часть полномочий и приближает новые выборы на три месяца – но не уходит. А значит, противостояние между ним и оппозицией продолжится. Причем не только в коридорах власти – Майдан может разойтись, но его будут готовы собрать вновь при любом обострении противоречий. Власть не хочет выпускать из тюрьмы Тимошенко – все на Майдан! В проекте новой конституции слишком много полномочий остается у президента? На Майдан! Восточные регионы требуют записать в конституции федерализацию? Майдан! Причем инициаторами новых Майданов могут становиться как все тритушки – Яценюк, Кличко, Тягнибок – вместе, так и каждый из них в отдельности.
И не только они – радикалы «Правого сектора», а точнее отряды, прошедшие февральское боевое крещение в Киеве, тоже не будут спокойно наблюдать за политическими торгами. Более того – уезжающие из Киева десятки тысяч ветеранов боев разнесут по всей стране искры чуть притушенного столичного пожара. И если в западенских областях власть и так уже находится в руках противников Януковича, то в центральных и южных регионах возможно обострение ситуации и начало силового противостояния между «революционерами» и их противниками.
Вообще вопрос о том, кому будут подчиняться регионы в период до выборов президента, является одним из ключевых. По конституции 2004 года губернаторов назначает президент по представлению премьера – и если правительство возглавит Яценюк, сложно будет представить, как он будет согласовывать кандидатов в губернаторы с Януковичем. Между тем в нескольких регионах главы администраций свергнуты, и восстанавливать управляемость там нужно уже в ближайшие дни. Юго-восточные регионы соберутся в субботу в Харькове, где примут резкие заявления в адрес оппозиции и, скорее всего, потребуют перехода к федеративному устройству Украины. При этом они, естественно, не будут выходить из подчинения Киеву – если, конечно, через какое-то время там не произойдет силовое свержение Януковича (очередным восставшим Майданом).
В том случае, если дезинтеграция Украины со стороны западных областей в ближайшие недели притормозится, шансы Януковича удержаться у власти до новых выборов достаточно высоки. Хотя в результате последних событий он сильно подорвал свои позиции среди МВД и армии, вариант силового переворота на Украине крайне маловероятен. Также понятно, что после «февраля» ему будет крайне трудно участвовать в декабрьских выборах – оппозиция будет делать все для того, чтобы добиться вычеркивания его фамилии из бюллетеня, а поддержка президента на Востоке и Юге после его трехмесячных игр с Майданом сильно ослабла – и голосовать за Януковича там будут только в качестве меньшего из зол. Но этого уже мало – конечно, сейчас жители Юго-Востока напуганы творившимся в Киеве, но к декабрю многое забудется, и в такой ситуации Янукович может проиграть выборы даже на Юго-Востоке, где часть голосов уйдет Кличко или Тимошенко.#{ussr}
Освобождение Юлии Тимошенко состоится в ближайшее время – за декриминализацию статьи, по которой она была осуждена, в пятницу уже проголосовала Верховная рада. После триумфального выхода Тимошенко станет безусловным фаворитом предвыборной гонки. Остановить ее сможет только чудо. Или ее собственная договоренность с Кличко – согласно которой боксер станет номинальным главой государства, а бывшая заключенная возглавит правительство.
Невозможно пока предсказать и то, сможет ли Майдан выставить единого кандидата (Кличко или Тимошенко), или же Тягнибок решит пойти на выборы самостоятельно, чтобы зафиксировать свой возросший политический вес. Точно так же сложно предсказать поведение Януковича – пойдет ли он на выборы сам или решится поддержать нового кандидата, который будет выражать интересы Юго-Востока Украины. Сейчас такого не просматривается, но впоследствии можно было бы сделать ставку на раскрутку кого-то из новых лиц украинской политики, наподобие депутата Олега Царева.
Выборы, несомненно, станут поводом для нового Майдана. Сложно даже представить, в каких условиях будет проходить предвыборная кампания – в лучшем случае все ограничится тем, что в восточные регионы не будут пускать агитаторов с Запада и наоборот. В худшем – предвыборные митинги станут поводом для массовых волнений и столкновений, а сама кампания лишь ускорит развал страны.
В случае повторения ситуации 2010 года и выхода во второй тур Тимошенко и Януковича (или же пары Кличко – Янукович) – можно не сомневаться в том, что сам факт проведения второго тура станет точкой слома. Оппозиция поставит под сомнение сам факт второго тура (то есть будет утверждать, что ее кандидат в реальности набрал более 50 процентов голосов), и уж тем более никогда не признает победу Януковича во втором туре – даже если он и в самом деле вдруг выиграет выборы. Но, скорее всего, второй тур просто будет сорван. То есть в декабре Украина получает президента в первом туре – или новый раскол страны во втором.
Но даже при самом «спокойном» сценарии – безусловной победе условного Кличко (Тимошенко) и его признании Юго-Востоком в обмен на федерализацию – вектор, заданный февралем 2014 года, не изменится. Силовое давление на власть, опора на внешние силы при решении внутренних конфликтов, дезинтеграция страны, ослабление центральной власти – все это на фоне тяжелой экономической ситуации в сочетании с уже и так имевшимися болезнями (противоречиями между Западом и Востоком, клановым и местечковым формированием политических союзов, постоянной сменой партнеров и коалиций, отсутствием государственнического мышления у элиты, мечущейся между Западом и Востоком) приведет к тому, что все проблемы Украины будут лишь усугубляться.
И когда все прорвется в следующий раз, когда маятник Майдана качнется в другую сторону, кризис примет еще более страшные формы. Тем более что есть немало желающих сыграть как в перетягивание Украины, так и в ее обвал. Если до февраля Украина была просто слабым государством, которое Запад желал окончательно оторвать от России, а Россия надеялась со временем вернуть к союзным отношениям, то после февральского хаоса она уже больше похожа на приговоренное к разделу государство. Скорость и границы его деления принципиальны и пока еще под большим вопросом – но сам процесс пошел.
Даже после драки можно легко договориться о том, как мирно жить вместе – если никто из вас не претендует на то, чтобы командовать другим, если в целом вы доверяете соседу, ваши семьи давно живут рядом и вы хотите, чтобы и ваши дети жили бок о бок. Но если вы ни за что не отвечаете, потому что самостоятельность свалилась на вас внезапно (и понимаете, что так же внезапно она может и испариться), не верите друг другу, да к тому же еще и хотите навязать свой образ жизни другому – то о чем вы можете договориться? Только о перемирии – тем более если вас к нему еще и принуждают сбежавшиеся на шум соседи. Это, по сути, и произошло 21 января в Киеве.
* Организация (организации) ликвидированы или их деятельность запрещена в РФ