Сейчас золото Юрия Подладчикова, Анастасии Кузьминой и Дарьи Домрачевой, когда-то выступавших за Россию, обсуждают в двух противоположных тональностях: победившие спортсмены просто не патриоты своей родины; во всем виноваты бюрократы, не сумевшие разглядеть, привлечь и так далее.
«Талантливыми спортсменами мы, к сожалению, разбрасываемся во все стороны», – пишут большие СМИ. «Разбазаренные из-за закулисных интриг, безалаберности и общего бардака спортсмены уже опередили официальную олимпийскую сборную», – вторят им блогеры.
История Подладчикова «очень хорошо характеризует психологическую ситуацию в России», пишет один из блогеров в «Живом журнале», как бы собирая всю современную мифологию про «эту страну»:
«Согбенным и зависимым холопом быть он не захотел, которого из него усердно взялись лепить. Что тут скажешь... Такая позиция вызывает только уважение. Единственное что – у человека был выбор, у многих здесь его просто нет. И, в принципе, не может быть. А вот те, которые помешали сделать ему карьеру в России, – натуральные и обыкновенные преступники и враги своему Отечеству. Это просто у нас такой режим. Все ему не впрок. Уезжают спортсмены, ученые, инженеры. Даже депутаты, чиновники и генералы устраивают себе норку за рубежом, чтобы было куда дристануть, когда их тут вилами начнут тыкать».
При этом из биографий трех чемпионов видно, что никакой особой вины тренеров и функционеров в их отъезде нет. Сноубордист Подладчиков вообще вырос за границей, правда, долгие годы сохраняя российское гражданство, поэтому совсем юным и выступал под нашим флагом (на Олимпиаде 2006 года), а потом получил швейцарское гражданство и стал выигрывать серьезные соревнования. Наши пытались вернуть его, но молодой звезде не понравилось на сборах по команде ложиться спать в 23 часа. Биатлонистка Кузьмина родила ребенка и не стала восстанавливаться в сборной, где была сильная конкуренция. В 2008 году переехала в Словакию, где прекрасно себя проявила. Другая биатлонистка Домрачева, родившаяся в Минске, а потом жившая в России, вообще сменила гражданство и стала выступать за Белоруссию еще в 2004 году, когда перспективную спортсменку переманили функционеры братской республики.
Но все эти подробности не нужны обличителям режима – действительно, зачем вдаваться в детали, если они портят картинку «страны, которая разбрасывается». Говорят о выдающихся спортсменах, а подразумевают-то себя, креативных, которых «гнобят и не пускают». Не понимая, что сами вызвали на свои головы град гнева, спровоцировав его дождем собственного презрения к своей стране и народу. Причем кислотный дождь усиливался по мере того, как Россия продвигалась по пути выздоровления и укрепления, – и стал уже ливнем в ходе антиолимпийской истерии.
Символично, что все три биографии – это этапы постсоветской России. Родители Подладчикова увезли его за границу в четырехлетнем возрасте, в 1992 году. Отец-математик работал по европейским университетам, переезжал из страны в страну, пока не осел профессором в швейцарской Лозанне. Сколько тысяч наших ученых уехали в США и Европу? Сколько их детей сделали там карьеру, не только спортивную? Виновата ли в этом Россия, которую тогда добивали либеральными экспериментами те, кто сейчас строит «Сколково», чтобы «развивать науку»?
В 90-е уезжали в основном представители той части интеллигенции, которая не верила в то, что страна когда-либо поднимется, – да, они не были патриотами своей страны (а многие вообще не понимали, что это такое), и большинство из них искали просто сытой и спокойной жизни. К тому же ученым с именем сложно было устоять, когда западный вуз предлагал зарплату в сотни раз большую, чем на родине, которая балансировала на грани дальнейшего распада.
Немало из уехавших, кстати, потом вернулись – одни из-за тоски по родине, другие – поняв, что здесь можно «хорошо заработать», поменяв научную работу на финансово-торговую (в том числе и по распродаже остатков родины). Но глупо осуждать за непатриотизм их детей – если у них его не воспитали родители. Чем сильнее и богаче будет становиться Россия, тем больше наших соотечественников и их детей захотят вернуться – как по душевным, так и по материальным соображениям.
Конечно, для спортсменов главную роль будет играть возможность самореализации. Тут важно не только попадание в сборную, но и условия для тренировок, а именно они и созданы благодаря сочинской Олимпиаде. Тот же Подладчиков еще в прошлом году сказал, что был удивлен теми трассами, что построили в Сочи, – ожидал худшего. Понятно почему – это же Россия, о которой в Швейцарии говорят точно так же, как и в остальной Европе, то есть свысока. Олимпиада в Сочи заставит очень многих европейцев (не только спортсменов) по-другому взглянуть на Россию – просто потому, что они увидят ее своими глазами.
Случай с Подладчиковым – это наше недавнее прошлое.
Биатлонистка Кузьмина, родная сестра нашего знаменитого спортсмена Антона Шипулина, родив ребенка, не смогла вписаться в суперзвездную команду: «Мне действительно было психологически тяжело в русской команде. Там все звезды, ты приходишь молодая, новая, им в рот заглядываешь, а отдачи нет». Уехав в Словакию вместе с мужем, спортсменом и гражданином Израиля (выходцем из России), она сразу успешно проявила себя в местной сборной.
Сейчас у нее хорошие отношения с бывшими коллегами по сборной и тренером, она часто приезжает в Тюмень и в Москву. Как и сотни тысяч наших соотечественников из столицы и провинции, обычных русских людей, уехавших в свое время в Европу – от Германии до Испании – на заработки, но так и не оторвавшихся от родины. Большинство из них точно вернутся домой, увидев, что работы хватает и дома, а нытье по поводу того, что «все пропало», уже не заглушает нормальные человеческие голоса.
Так что казус Кузьминой – наше настоящее. А пример Домрачевой – будущее.
Потому что Дарья Домрачева вообще никуда не уезжала. Или кто-нибудь считает Белоруссию заграницей? Ну тогда можно успокоиться тем, что на зимней Олимпиаде 2022 года Домрачева имеет все шансы выиграть золото для нашей страны, для всех нас – просто потому, что Евразийский экономический союз к тому времени начнет политическую интеграцию, одним из важных символических элементов которой и станет формирование единой сборной. России, Белоруссии, Казахстана, Армении, Киргизии, Таджикистана... Ну и Украины – без нее никак.