В Подмосковье начал работу трехдневный семинар-совещание «Актуальные вопросы региональной политики». Несмотря на сухое официальное название, по сути это одновременно и форма общения центра и регионов, и формат обучения для региональных руководителей – на семинар приглашены вице-губернаторы и, впервые, руководители общественных палат регионов. Как на совещании, так и на семинарах обсуждается самая широкая тематика – от реформы местного самоуправления до борьбы с коррупцией, от основ государственной культурной политики до социальной проблематики (была даже лекция о международном положении от заместителя министра иностранных дел Василия Небензи).
Лучше воспринимать критику, сидя за рабочим столом или в кабинете, чем слушать ее потом на митинге под окнами собственной администрации
Это уже третий подобный семинар для заместителей глав регионов (если в первый год в нем участвовали только вице-губернаторы по внутренней политике, на следующем совещании к ним добавились чиновники, курирующие социальную сферу, а теперь и главы общественных палат) – и региональные чиновники считают сам их формат удачным. Если в советские годы взаимодействие центральной и региональной власти было выстроено очень четко (не говоря уже о том, что была единая вертикаль власти – даже две, партийная и государственная – от Москвы до каждой деревни), то в 90-е годы все было разрушено вместе со страной. Более того – федеральная власть во многом оторвалась от региональных проблем (в силу как собственной слабости, так и ложного понимания федерализма), а региональная занималась своими проблемами. Заместитель губернатора Архангельской области Сергей Ковалев вспоминает, что в конце 90-х не было не то что подобных семинаров, но и вообще никакого объяснения позиции и целей федерального центра:
«Мы просто смотрели телевизор, получая таким образом хоть какие-то вводные, и сами формулировали – хотя бы для себя – позицию центра. В последние годы, с приходом в администрацию президента первого замглавы администрации Вячеслава Володина, начали практиковать подобные семинары. Мы с коллегами на ура их воспринимаем, ведь мы видим вектор движения, понимаем политику государства, задачи внутренней политики. Лучше понимаем не только то, что с нас будут требовать, но и как нам самим выстраивать работу с различными структурами общества у нас в регионах. Так что от семинаров есть очень большой практический эффект».
Общение между региональными и федеральными чиновниками идет и на самих семинарах, и в кулуарах. Среди выступающих – федеральные министры, советники президента, эксперты: Левитин, Фурсенко, Толстой, Юдаева, Греф. Понятно, что на семинаре речь шла и о том беспрецедентном давлении, которому подвергается Россия со стороны Запада. Ситуацию в экономике первый заместитель председателя Центрального банка Ксения Юдаева назвала сложной, но не критической, отметив важность импортозамещения.
О необходимости безотлагательно начать на уровне регионов работу над дорожными картами по импортозамещению по всем отраслям экономики говорил и глава президентской администрации Сергей Иванов, открывший работу совещания.
Иванов также обратил особое внимание региональных чиновников на необходимость поиска новых форматов для выстраивания системного диалога между властью и гражданским обществом, отметил важность реализации активной молодежной политики: «Мало организовать «местный «Селигер» – необходимо вести мониторинг молодежной среды и для каждого региона предлагать масштабную программу созидательных действий».
И секретарь Общественной палаты РФ Александр Бречалов, и другие выступавшие настойчиво рекомендовали региональным властям вести диалог со всеми социальными группами, не бояться никакой критики и уж тем более не преследовать за нее оппонентов. Представители регионов соглашались с тем, что лучше воспринимать критику, сидя за рабочим столом или в кабинете, чем слушать ее потом на митинге под окнами собственной администрации.
То, что в работе семинара теперь участвуют по три представителя от каждого региона, вполне логично, сказал газете ВЗГЛЯД первый заместитель губернатора Костромской области Александр Соколов:
«Правильно, что участвуют именно эти три представителя регионов – заместители губернатора по внутренней политике, по социальной политике и руководители общественных палат. Ведь по жизни они работают вместе – заместители губернатора отвечают за социальное самочувствие общества, а глава палаты отвечает за взаимодействие общества с органами государственной власти.
Охват тем очень широкий – эти семинары свидетельствуют о том, что мы наконец-то начали выстраивать идеологию нации, российской гражданской нации. Эта идеология выстраивается с опорой на русскую классическую мысль, литературу, философию. Она основывается на русском видении консерватизма и национального суверенитета.
До недавнего времени федеральная элита транслировала в регионы только идею регионального патриотизма и общемировых ценностей. Но это могло только размывать национальное государство, потому что универсальные ценности вместе с региональным патриотизмом – это путь к атомизации общества. И только буквально в последние три–четыре года рельефно вырисовалась и оформилась идеология консерватизма, связанная не с поиском различий внутри страны (религиозных, национальных), а с поиском общей российской национальной идентичности.
Общей для всех – от Камчатки до Калининграда, от Центральной России до Северного Кавказа. И с каждым годом российская элита все больше воспринимает эту теорию как свою, как то, чего не хватало. Это вызывает у нее искренний интерес. А против только та часть элиты, которую можно назвать компрадорской, потому что это мешает им воспроизводить тот образ жизни, к которому они привыкли.
Сам формат семинара предусматривает активную работу зала – даже на общих заседаниях люди задают вопросы, высказывают свое мнение, еще более активно идет обсуждение на секциях. Это важно как для регионов, так и для центра – появляется возможность учитывать реакцию, видеть, как отражаются идущие из Москвы сигналы. Ведь консервативная идея требует корректировки нюансов, оттачивания приоритетов, доработки».
В условиях беспрецедентного информационного, экономического и политического давления со стороны Запада процесс национализации элиты становится все более актуальным. При этом нужно не только следить за тем, как госслужащие заполняют декларацию о доходах и расходах, и бороться с коррупцией в их рядах – но и формировать национальное мышление и патриотическую идеологию у служивого сословия.