Центр Донецка весь четверг подвергался сильному артиллерийскому обстрелу. Стрельба, судя по звукам, велась сначала из минометов. Взрывы гремели в районе улицы Артема, где расположены в том числе многоэтажные жилые дома, передавал корреспондент РИА «Новости». Позднее центр обстрелян еще и реактивными системами «Град», сообщили очевидцы. Горожане ушли с улиц, скрываясь в своих домах.
Мы не стреляли, они не стреляли: какая-то третья сторона «валит» по Донецку. Какие-то бесконтрольные подразделения
Тем временем сильный пожар еще утром начался в аэропорту Донецка, над которым поднимался густой столб дыма. Ветер относил дым в сторону города, его было видно даже из центра мегаполиса, ополченцы предполагали, что вспыхнул склад горюче-смазочных материалов.
«Какая-то третья сторона «валит»
Однако если раньше Киев обвинял в нарушении перемирия только ополченцев, то в четверг он выдвинул новую версию. Замглавы Генштаба Украины Юрий Думанский вдруг заявил, что к артобстрелу жилых районов Донбасса во время перемирия не причастны ни силовики Нацгвардии, ни ополченцы, а это дело рук «третьей стороны», передает Russia Today. «Мы не стреляли, они не стреляли: какая-то третья сторона «валит» по Донецку. Какие-то бесконтрольные подразделения, ничьи – вот он имеет миномет, грузовой автомобиль. Подъехал, выстрелил, сел и уехал», – объяснил Думанский.
Ополченцы заявляют, что периодически город обстреливали именно из аэропорта, и они вынуждены открывать ответный огонь. Так, в четверг утром украинские военные из аэропорта вновь обстреляли жилые кварталы. Не менее 20 человек погибли в Донецке в результате обстрелов города в День знаний, который отмечался в ДНР 1 октября. Об этом сообщил первый вице-премьер ДНР Андрей Пургин. По его словам, наиболее сильному обстрелу подвергались Куйбышевский и Киевский районы города.
В середине дня в ДНР заявили, что атака на аэропорт близка к успешному завершению. «По предварительным данным, активная фаза операции завершена, проводится зачистка сооружений на территории аэропорта», – сообщили в минобороны ДНР. В свою очередь Пургин пояснил, что о полном контроле над аэропортом можно будет вести речь «лишь после того, как украинские военные будут отброшены как минимум на 15 км от него».
Накануне премьер ДНР Александр Захарченко пообещал до конца недели полностью взять этот объект. «Два, максимум три дня – и аэропорт Донецка перейдет под наш контроль», – сказал Захарченко. Он утверждал, что силы ополчения уже контролируют до 90% территории аэропорта.
Взлетные полосы «под украинской юрисдикцией»
Пока шел бой за терминалы, в Киеве спикер Верховной рады Александр Турчинов опроверг слухи о том, что аэропорт может быть обменян на другие территории. «Территория, которую мы контролируем – она не может быть передана войскам России ни под каким видом. Там живут граждане Украины, и их защита – наша прямая обязанность», – сказал Турчинов изданию «ЛIГАБiзнесIнформ». По словам Турчинова, здесь «разменных карт быть не может». Захарченко ранее тоже опроверг сообщения украинской стороны о ведении переговоров об «обмене» части аэропорта Донецка, где находятся подконтрольные Киеву военные, на какие-либо другие территории.
Министр обороны Украины Валерий Гелетей «ушел от прямого ответа о возможности обмена донецкого аэропорта», сообщила в четверг «Украинская правда». Насчет аэропорта сказал примерно следующее: он как министр понимает, «что такие вопросы в обществе есть», но «любые договоренности» по этому поводу не должны предаваться огласке. По словам главы военного ведомства Украины, сейчас идут переговоры на уровне представителей РФ, Украины, ДНР и ЛНР.
Огни аэродрома
Едва утром завязались бои за воздушную гавань Донецка, как из Берлина прозвучала лаконичная угроза. Евросоюз может ввести новые санкции против России, если ополченцы захватят аэропорт Донецка или Мариуполь, сообщил в четверг источник, близкий к правительству ФРГ. Слова источника приводит Bloomberg. При этом он не уточнил, какие именно санкции ЕС планирует ввести.
Канцлер Германии Ангела Меркель ранее на неделе напомнила, что ЕС «далек от отмены действующих мер в отношении России». До этого в Брюсселе в принципе не исключали возможность постепенного пересмотра санкционного режима. Российские политологи в четверг сделали мрачный прогноз о том, что санкции в любом случае будут усилены, поскольку для них теперь всегда найдется повод.
«Все, что происходит нехорошего с точки зрения Киева и Европы на Украине, – за это ответственна Россия. Это та линия, которая с какого-то момента укрепилась и остается позицией Запада», – уверен председатель президиума Совета по внешней и оборонной политике Федор Лукьянов. Он считает «санкционную войну» тупиковой ситуацией.
«С тех пор как начали вводить санкции – сначала символические, а потом практические, – начался уже необратимый процесс. Не знаю, что должно произойти, чтобы этот тренд закончился – может, даже кризис очередной. Санкционные меры тем и плохи, что все время находится повод. Думать, что санкции отменят – наивность», – пояснил Лукьянов в интервью газете ВЗГЛЯД. «Аэропорт, думаю, все-таки возьмут под контроль – это практически процесс фиксирования размежевания», – сказал политолог.
Впрочем, слухи о новых санкциях, просочившиеся в четверг, это, скорее всего, вброс, предполагает эксперт. «Метод психологического давления на Россию и некий способ поддержать украинскую сторону. Политика заключается в том, чтобы сильнее давить на Россию. Санкции американские будут ужесточаться, а европейские – вслед за ними – тоже», – предрекает Лукьянов.
Как заявил в интервью газете ВЗГЛЯД премьер-министр ДНР Александр Захарченко, теперь для продолжения мирного процесса у сторон слишком много разногласий.
«Точки разногласий только усугубляются. Обмен пленными и остальные договоренности, достигнутые на минских переговорах, остаются, никто от них не отказывается», – сказал премьер самопровозглашенной республики. Он пообещал на следующих минских встречах обговорить ситуацию с аэропортом – если бы не она, то, по мнению Захарченко, минские встречи проходили бы чаще и эффективнее.
Тем временем президент Белоруссии Александр Лукашенко в четверг вечером выступил с инициативой – отправить белорусские войска в качестве миротворцев на Украину.