По итогам первого этапа подготовки к выборам в России оказалось максимальным количество претендентов на губернаторские посты. В прошлом году соискателей было шесть, такой регион был всего один (Рязанская область). В этом году по шесть претендентов будет в бюллетенях трех регионов (Хакасия, Московская область и Москва). Больше всего соискателей – семь – оказалось во Владимирской области. Как уже писала газета ВЗГЛЯД, региональные выборы намечены на 8 сентября.
Основную вину за то, что муниципальные депутаты дают свои подписи разным кандидатам, несут сами муниципальные депутаты
Напомним, в прошлом году собрать подписи муниципалов не смогли даже некоторые парламентские партии. Например, кандидаты от «Справедливой России» не смогли собрать подписи в Брянской, Новгородской и Рязанской областях, кандидат от КПРФ – в Новгородской области.
«Увеличение числа непарламентских партий – это прямое следствие проведенной в 2012 году политической реформы. Увеличилось количество партий, они активно пробуют свои силы, происходит определенная реконфигурация изнутри, многие используют не только площадки, существовавшие до реформы, но и новые», – заявил газете ВЗГЛЯД генеральный директор Института региональных проектов Николай Миронов.
«Процесс живой, он отражает ход событий, ход реформы. Это процесс перераспределения электорального поля между партиями, не только парламентскими, но и непарламентскими», – добавил Миронов.
В этом году кандидаты от парламентских партий собрали подписи муниципальных депутатов практически везде. КПРФ не участвует только в выборах на Чукотке. «Справедливая Россия» сошла с предвыборной гонки во Владимирской области, но сделала это по доброй воле. Ее кандидат, депутат Госдумы Антон Беляков достиг компромисса с кандидатом от «Единой России», врио губернатора Светланой Орловой и, в свою очередь, стал ее кандидатом в Совет Федерации.
«Единая Россия» не стала выдвигать кандидатов в двух регионах (Москва, Забайкальский край). В столице она вступила в коалицию общественных сил, поддержавших самовыдвиженца Сергея Собянина.
Кандидаты от партии выдвинуты в шести регионах из восьми, где проходит всеобщее голосование. Это наименьшее количество выдвиженцев среди парламентских партий. Кандидаты от ЛДПР в этом году принимают участие во всех кампаниях по выборам губернаторов. Это единственная партия, кандидаты от которой есть во всех регионах.
Непарламентские партии тоже активнее начинают принимать участие в избирательных кампаниях. В прошлом году в выборах участвовали семь кандидатов от пяти непарламентских партий («Патриоты России», «Правое дело», «Яблоко», Партия пенсионеров России, «Новая Россия»), в этом – 11 кандидатов от восьми непарламентских партий («Патриоты России», «Коммунисты России», «Гражданская сила», «Правое дело», «Гражданская позиция», КПСС, «Яблоко», РПР-ПАРНАС).
Продолжается практика коалиций. «Единая Россия» не стала выдвигать кандидата в Забайкальском крае, поддержав кандидата от «Справедливой России», врио главы региона Константина Ильковского. В свою очередь «Справедливая Россия» не выдвигает своего кандидата во Владимирской области, там кандидат от партии выдвинут кандидатом на пост сенатора от врио главы региона, кандидата от «Единой России» Светланы Орловой.
«Основную вину» несут сами муниципалы
Генеральный директор Агентства политических и экономических коммуникаций Дмитрий Орлов прокомментировал ситуацию, при которой одни и те же муниципальные депутаты раздавали одновременно свои подписи кандидатам из разных партий. Напомним, что именно по этой причине не прошли регистрацию кандидаты от «Гражданской платформы» на губернаторских выборах в Забайкалье и во Владимирской области.
«Основную вину за то, что муниципальные депутаты дают свои подписи разным кандидатам, несут сами муниципальные депутаты. И, безусловно, когда механизм муниципального фильтра будет совершенствоваться, станет необходимо закрепить механизм ответственности и ввести процедуру контроля за раздачей подписей либо допустить поддержку нескольких кандидатов одним депутатом. Считаю второй вариант более предпочтительным», – заявил газете ВЗГЛЯД Орлов.
Однако в целом, как считает эксперт, выборы приобрели более конкурентный характер по сравнению с прошлогодними.
«Выборы, безусловно, стали куда более конкурентными, хотя степень их демократизма – это дискуссионный вопрос. Они позволяют очень небольшим группам реально участвовать в политическом процессе. На самом деле это именно то, чего добивалось протестное движение, чего добивались как раз либеральные партии, проблема заключается в том, что существует инертность в политической активности», – сообщил он.
Не провинциальные страсти
Напомним также, что все парламентские партии на этот раз выдвинули свои списки и прошли регистрацию на выборах в региональные парламенты. В прошлом году максимальное количество включенных в бюллетени было равно 17 (Северная Осетия). В этом году, к примеру, в Калмыкии в бюллетене будет не менее 23 партий, в Смоленской области, по данным на понедельник, зарегистрированы 22 партии.
Из непарламентских партий в 16 регионах, где проходят выборы в законодательные собрания, в бюллетенях в общей сложности будут представлены как минимум 34 (речь идет об уже зарегистрированных списках). В прошлом году зарегистрированы были списки лишь от 19 непарламентских партий.
Больше всего списков выдвинули «Зеленые» (в 16 субъектах), «Патриоты России» (в 15 субъектах), «Коммунисты России» и Коммунистическая партия социальной справедливости (в 14 регионах), «Гражданская платформа», «Гражданская позиция» и Демпартия России (по 13 субъектов).
Наблюдатели отмечают и случаи отказов избирательных комиссий заверить или регистрировать списки партий и кандидатов, но это происходило по вине самих партийцев – те сдавали юридически плохо подготовленные или неполные комплекты документов. Это было характерно в основном для новых непарламентских партий.
Во-первых, в ряде случаев эти партии не имеют практики и профессиональных юристов, способных подготовить документы.
Во-вторых, в ряде случаев партии и кандидаты сознательно сдавали некачественные документы, поскольку заранее рассчитывали выступить потом в роли гонимых. Аутсайдеры понимают, что на выборах вряд ли смогут набрать более 1%, поэтому они пытаются спровоцировать конфликт, чтобы привлечь интерес прессы.
Достаточно часто такие партии и кандидаты при формировании комплектов документов прикладывали вместо оригиналов копии документов либо не представляли ряд документов вовсе.
«Удержал из тюрьмы»
Гендиректор Центра политической информации Алексей Мухин отмечает, что в ряде случаев партии и кандидаты сознательно сдавали в избирательную комиссию некачественные документы только для того, чтобы уйти в «повестку обжалования».
«Иногда некоторые партии не чувствуют себя уверенно. У них нет средств или желания участвовать в избирательной кампании, но в глазах избирателей они не хотят терять лицо и сознательно идут на подобного рода ухищрения, чтобы перевести ситуацию в конфликтную зону и в дальнейшем участвовать в избирательной кампании, как бы в ней не участвуя», – сказал Мухин газете ВЗГЛЯД.
#{interviewpolit}В качестве примера Мухин привел Ярославскую область. Ему показалось весьма странным, что «лидирующие позиции в списке «Гражданской платформы» на выборах в Ярославскую областную думу удержал Евгений Урлашов, даже находясь в СИЗО». «По-моему, трудно было придумать более самоубийственное для партии, но, видимо, ее политтехнологи просчитали, что это каким-то образом правильно отразится на ее рейтинге», – полагает эксперт.
Часто партии не могут представить на регистрацию необходимое количество кандидатов, установленное местным законодательством, а также документы об открытии счета и финансовую отчетность. Все эти случаи являются существенным нарушением законодательства.
Особенностью данной кампании стали довольно частые случаи саботажа требований, которые ввел законодатель в текущем году, о представлении сведений о счетах и активах за рубежом, данных о крупных сделках за последние три года.
Орлов считает, что карликовые партии из внесистемной оппозиции можно упрекнуть в пассивности на провинциальном уровне. По его мнению, зачастую они бывают просто не готовы к самой кампании. «Обвинения эти зачастую оправданны, оппозиция должна работать четче и последовательнее, а главное – постоянно, и тогда можно будет проводить в парламент депутатов и формировать крупные партии», – заявил Орлов.
«У нас оппозиционные кандидаты ожидают от власти различных преференций. Многие деятели в регионах говорят о том, что хотели бы иметь депутатский мандат или долю голосов в законодательном собрании. Но что означает «хотеть» в политическом смысле, это означат стремиться к формированию фракции в законодательном собрании, поддерживать постоянную работу партийной машины, если речь идет о депутате, то группы поддержки», – пояснил он.
Отказники и уклонисты
Напомним, региональные избиркомы состоят из представителей не только правящей, но и других партий. И именно ставленники таких партий, как КПРФ, «Справедливая Россия», ЛДПР, как правило, особенно часто голосуют против регистрации «двоечников». По мнению экспертов, с одной стороны, им обидно, что они сами сумели документы подготовить, с другой – им невыгодно размывать свои голоса.
К примеру, «Гражданская платформа» едва не слетела в Калмыкии с выборов в Народный хурал (причина – неполнота документов, но в итоге документы на регистрацию приняты). В Кемеровской области на выборах в заксобрание партии было отказано, причина – отсутствие необходимых для заверения списка документов. В Забайкалье на выборах в заксобрание у «Гражданской платформы» выявлены нарушения при проведении общего собрания по выдвижению списка кандидатов, но в итоге все же список зарегистрирован.
Либо это неорганизованность и организационная дистрофия, либо это сознательные действия
В городе-спутнике Волгограда Волжском кандидат от КПРФ на должность мэра не предоставил сведения об имуществе, о зарубежных активах, но все же был зарегистрирован. В Ульяновской области на выборах в закс коммунисты сдали документы, которые потребовали серьезной доработки, но в итоге список все же зарегистрирован.
Непарламентская партия «Патриоты России» сдала в Бурятии, в Ростовской и Тюменской областях документы в некачественном виде, но в итоге списки заверены.
«Справедливая Россия» на выборах в ЗС в Якутии и в Смоленской и Ульяновской областях допустила нарушения, например, при проведении конференции, но в итоге документы на регистрацию везде приняты.
«Организационная дистрофия либо сознательные действия»
Как отмечают эксперты, избиркомы не стали в этом году действовать жестко, хотя большинство ошибок в документах сразу давали все основания для отказа в заверении или регистрации. Но избиркомы зачастую закрывали глаза на многие нарушения при подаче документов партиями и кандидатами, давали время их исправить.
В большинстве случаев избиркомы даже оказывали помощь избирательным объединениям в подготовке документов по выдвижению и регистрации кандидатов (Забайкальский край, Иркутская, Ростовская области и др.). К примеру, в Чечне отделение «Справедливой России» не представило в избирком список кандидатов в электронной версии, и члены комиссии самостоятельно переводили список с бумажного носителя в машиночитаемую версию.
«Российский общенародный союз» бывшего вице-спикера Госдумы Сергея Бабурина в Смоленской области сдал неполный комплект документов, но в итоге все же прошел регистрацию. Зато союзу было отказано в Иркутской области на выборах по такой странной причине, как недостаток желающих попасть в закс, – в списке было всего 13 кандидатов, хотя по закону минимум нужны 67 человек. Документы же были представлены всего лишь на семь человек.
«Гражданской силе» было отказано во Владимирской и Ростовской областях на выборах в заксобрание, причина все та же – неполнота документов. Казачьей партии РФ было отказано в Тюмени на выборах в гордуму, причина – нарушение порядка выдвижения кандидатов.
РПР-ПАРНАС не попала на выборы в заксобрание Иркутской области, причина – неполнота документов, недостаточное количество депутатов в представленном списке, отказано также было и в Хакасии на выборах ЗС. Здесь виновата была лишь неполнота документов, причем ЦИК России по жалобе партийцев велел местному избиркому повторно рассмотреть вопрос. И опять местные партийцы не представили документы.
В Рязанской области РПР-ПАРНАС представила неполные документы в избирком почему-то в самый последний день, установленный законом. Так что времени на устранение недостатков партия сама себе не оставила.
Кроме РПР-ПАРНАС, Российской партии садоводов тоже было отказано в Хакасии из-за нарушения порядка выдвижения кандидатов. ЦИК РФ отправил документы на повторное рассмотрение. «Российской партии народного управления» не удалось выдвинуться в Якутии, зато, несмотря на нарушения, ее список все же зарегистрирован в Башкирии.
Наряду с «молодыми» партиями в этот список можно включить такие партии, как КПРФ (документы по выдвижению и регистрации кандидатов в Ульяновской области, подготовленные региональным отделением, требовали серьезной доработки), «Патриоты России» (в Республике Бурятия, Ростовской и Тюменской областях документы были подготовлены некачественно).
Председатель совета директоров АНО «Центр прикладных исследований и программ» Александр Точенов счел эпизод в Рязани с РПР-ПАРНАС показательным.
«Такое случается достаточно часто на выборах разного уровня. Сразу закладывается конфликт, когда «меня бедного» или «нас несчастных» зажимают. А когда начинают проверять документы, выясняется, что все шито белыми нитками и, как бы ни хотелось, зарегистрировать нельзя», – сказал Точенов газете ВЗГЛЯД.
«Либо это неорганизованность и организационная дистрофия, либо это сознательные действия. Они понимают, что комиссия на исходе, она может сделать замечание, попросить донести документы. Но подавшая список партия может не успеть сделать это процессуально», – отметил эксперт.