С оттоком молодежи в Россию наиболее суровыми мерами пытаются бороться в Узбекистане. Еще в феврале президент страны Ислам Каримов устроил разнос министрам, формальным поводом к которому послужило убийство в Москве узбекского дворника. «Зачем он туда поехал? Что, этот человек не мог заработать дома столько, сколько дворником в Москве?» – шумел тогда Каримов.
Мне не очень приятно, когда я вижу молодых узбеков, пьющих на улице пиво. Я прекрасно понимаю, что это именно результат того, что они вышли из-под контроля аксакалов
Чиновники быстро отреагировали. Через месяц в Узбекистане был введен фактический запрет на выезд молодежи. Теперь после окончания учебного заведения выпускники обязаны отработать несколько лет на родине. Узбекистан стал единственной страной в СНГ, где для студентов, которые учатся за границей за казенный счет, по сути введены выездные визы. Если студенту не удается вернуться в срок, то его родственников ждет штраф. Правда, это касается только тех, кто учился за счет государства, а не за свои деньги.
«Значительная часть молодежи этих центральноазиатских государств уезжает в наиболее продвинутые регионы России – Москву, Петербург, Нижний Новгород. Они видят уровень и стиль современной жизни и воспринимают Россию таким образом», – заявил газете ВЗГЛЯД замдиректора Института стран СНГ Владимир Жарихин.
Эксперт уверен в том, что на фоне остальных стран СНГ Россия выглядит более чем «привлекательно».
«До тех пор пока мы не станем жить как в Швейцарии, мы будем считать, что живем очень погано, такая у нас особенность, – посетовал Жарихин. – Но вообще-то говоря, по уровню дохода на душу населения Россия находится уже где-то в первой тридцатке стран мира, наш уровень жизни можно уже считать достойным. Можно сколько угодно говорить, что это из-за высоких цен на газ и так далее, но они видят, как мы живем, на чем ездим, чем питаемся и где отдыхаем».
Тем не менее, наблюдатели считают, что снизить уровень эмиграции все равно не удастся. К примеру, студентка Эльмира рассказала журналу «Новое время», что мечтает о России. «Мне старшие друзья рассказывают, что у вас хорошо платят, много удобств, чистые улицы, свободно можно любить. Никто не заморачивается... Счастливые люди живут в России. Я всегда хотела уехать. Соберу деньги на штраф и передам родителям, когда окончу учебу. Или вообще брошу все и уеду», – призналась она.
«Русские шпионы» отметились 292 раза
Социологи уверены, что среди узбеков укоренилась симпатия к России. Центр изучения общественного мнения «Ижтимоий Фикр» еще в 2006 году провел соцопрос, согласно которому 86,9% узбеков выступили за тесное политическое сотрудничество с Россией. Только 5,1% респондентов предпочли в этом отношении соседние государства Средней Азии, а 2,3% – США. Подавляющее число опрошенных – 85,5% – заявили, что союзнические отношения между Узбекистаном и Россией необходимо активизировать. Опрос проводился по заказу фонда «Институт Евразийских исследований».
#{smallinfographicleft=427336}Причем, вопреки этим настроениям в республике, Ислам Каримов последовательно отдаляется от России – он покинул все общие с Москвой союзы, например ОДКБ и ЕврАзЭС, оставшись только в рамках СНГ.
Власти предприняли и идеологические шаги, чтобы остановить отток молодежи. Например, была снята серия фильмов о страданиях молодых узбеков за пределами республики.
О том, как действует там антироссийская пропаганда, «Новому региону» рассказывал, к примеру, бывший российский посол в Ташкенте Дмитрий Рюриков. По его словам, в качестве аксиом в школьных учебниках пишется о «колониальном положении Узбекистана в составе СССР», рассказывается о массовом истреблении мирных узбекских женщин и детей большевиками, а термин «русские шпионы» употребляется на страницах одного из учебников 292 раза.
Одновременно в республике сносятся памятники героям Великой Отечественной войны, была переименована станция метро Ташкента, носившая имя генерала Сабира Рахимова, погибшего на фронте в 1945 году, активно работает «Музей оккупации» (российской). В музее не упоминается ни слова о том, как после 1966 года «русские захватчики» восстанавливали разрушенный после страшного землетрясения Ташкент.
45% опрошенных хотят стать россиянами
Осенью прошлого года исследовательская служба «Среда» обнародовала итоги опроса сотен респондентов, обратившихся в отделения ФМС России в Москве. Это были гастарбайтеры, только что приехавшие искать работу. Из Узбекистана оказалось 38% опрошенных, Таджикистана – 24% и Киргизии – 23%.
Несмотря на сообщения о нападениях скинхедов, плохое отношение москвичей на себе успели ощутить всего 10% опрошенных мигрантов, а большинство восприняло москвичей позитивно. Прежде всего приезжие приписывают москвичам порядочность (83%), самостоятельность (83%) и образованность (81%). Примечательно, что 88% респондентов сами себя чувствовали счастливыми.
При этом 45% опрошенных признались в желании стать в перспективе гражданами России. В наибольшей степени желание остаться в России характерно было для граждан Киргизии (42%) и Таджикистана (54%), и в наименьшей – для приезжих из Узбекистана (29%).
Половина опрошенных сообщили, что они читают (51%) и пишут (48%) по-русски свободно, меньше половины указали на наличие «некоторых затруднений» с навыками чтения и письма. Посещать курсы русского языка изъявили желание 40% мигрантов.
Подавляющее большинство опрошенных – это мужчины 18–34 лет. Как правило, у них среднее специальное образование (70%), они приехали в Россию, надеясь зарабатывать тут не менее 30 тысяч рублей (74%). Семья опрошенных в 75% случаях осталась на их родине, и 73% приезжих отправляют почти все деньги именно туда.
Директор информагентства «Фергана.ру» Даниил Кислов полагает, что на фоне других южан узбеки меньше всего хотели бы связать свое будущее с проживанием в России. «Особенно если мы говорим о молодых людях. В Узбекистане большинство молодых людей до 25 лет – это люди, которые выросли уже без обучения русскому языку. Соответственно, им не то что жить, им временно ассимилироваться в России достаточно тяжело. Они приезжают сюда как функция – работать, заработать какие-то деньги и потом вернуться обратно», – рассказал Кислов.
«Домоседы» едут быстрее других
Неожиданные данные весной этого года привел Gallup, выяснявший отношение жителей бывших советских республик к возможности переехать за рубеж. Исследование продолжалось два года.
Было опрошено более 40 тысяч человек. Узбеки, если верить данным опроса, оказались вдруг главными домоседами, желающих уехать меньшинство – лишь 5%. Республика оказалась на последнем – 12-м – месте. При этом на самом деле 8 млн человек из 29-миллионного населения уже уехали за рубеж. Известно, что сохраняется и темп эмиграции – ежегодно из республики уезжает по несколько сотен тысяч человек.
Из этих данных можно сделать вывод о том, что большинство желавших уже попросту уехали. Либо узбеки не были откровенны с социологами и скрыли свои планы об отъезде, поскольку это явление осуждается.
Две соседние республики показали куда большую «охоту к перемене мест»: Киргизия – 16%, а Таджикистан – 11%. Кстати, лидером в СНГ по числу желающих уехать оказалась Армения – 40%. Далее расположились Молдавия (32%), Украина (21%), Белоруссия и (17). Россия заняла шестое место с 14% (как Грузия и Азербайджан). В Казахстане о таком желании заявили 13% респондентов, а в Туркмении – 6%.
Социологии установили, что на таких настроениях прежде всего сказываются экономические факторы и половина потенциальных мигрантов просто хотят повысить материальный уровень.
Россия впервые в своей тысячелетней истории переживает такой большой наплыв мигрантов, трудовых ресурсов из другой культуры. Поэтому трудно не только нам, но и приезжим
Побег из «свободной» Киргизии
Как напомнил Жарихин, ситуация в Киргизии характеризуется наличием больших гражданских свобод, нежели в соседних Узбекистане и Таджикистане.
«Если вы посмотрите на нашу молодежь, которая трудится и торгует на ваших улицах, можете быть уверены, у процентов восьмидесяти из них есть дипломы. Хотя мне известны случаи, когда наши ребята находили работу в крупных российских компаниях или банках, многие устроились работать в правительственных структурах. Особенно те, которые остаются после московских университетов», – заявил газете ВЗГЛЯД киргизский политолог, экс-министр Эдиль Байсалов.
Байсалов не считает, что Россия манит к себе абсолютно все молодое население республики. «Может быть, для большинства наших соотечественников это так, однако если вас интересует образованная молодежь, владеющая английским языком, то Россия отпугивает ее расизмом и считается не самым лучшим выбором», – пояснил эксперт.
По заказу уже упомянутого фонда «Институт Евразийских исследований» аналогичное исследование провел в 2006 году в Киргизии бишкекский Центр изучения общественного мнения «Эл-Пикир». Социологи пришли к выводам, что уровень образования выезжающих в Россию и дальнее зарубежье превосходит уровень образования выезжающих в соседний Казахстан. Это связано с тем, что в Казахстан едут в основном трудиться в сфере сельского хозяйства. Опрошенные, выезжающие в Россию, чаще представлены горожанами.
По странам мигранты распределяются следующим образом: Россия – 57,5%, Казахстан – 28%, Южная Корея – 4,5%, Турция – 3,5%, другие страны – менее 2% каждая.
«Для большинства наших соотечественников работа в России – это едва ли не единственный способ что-то заработать, однако с памятного августа 1991 года прошло 22 года. Наша молодежь, так же как молодежь России, смотрит западные телеканалы и тянется на Запад», – добавил Байсалов. В целом киргизский эксперт посетовал на большую «утечку рук и мозгов» из республики.
«Но у нас нет четких цифр, чтобы сказать, что все киргизы, принявшие гражданство, переселились в Россию или хотят остаться здесь. На самом деле у них сохранилось киргизское гражданство и наличие российского всего лишь облегчает их проблемы. Они могут работать в более широком спектре рынка», – считает Кислов.
Таджикистан: любят телевидение и эстраду
Политолог Парвиз Муллоджанов (Душанбе) утверждает, что таджикская молодежь «ориентирована на русскую культуру», определенной популярностью среди местных молодых людей пользуются российские телеканалы и эстрада. Однако Россия как источник заработка притягивает, по его словам, в основном лишь необразованных молодых людей.
«Миграция в Россию идет в основном со стороны той молодежи, которая необразованна, со стороны чисто трудовых эмигрантов. Более образованный средний класс старается выезжать в Европу и США. У нас здесь очень сильная социальная градация. В то же время и у бедной, и у богатой молодежи отношение к России благожелательное. У нас нет антироссийских настроений», – заявил Муллоджанов газете ВЗГЛЯД.
А вот глава интеграционного центра «Миграция и закон» фонда «Таджикистан» Гавар Джураева, напротив, уверена, что доля образованных эмигрантов растет.
«Очень много обращений приходит к нам, в том числе из Таджикистана, о том, что люди накопили денег и хотят учиться. Там можно выиграть только за счет хорошего образования, которое обеспечит достойную жизнь. Сейчас в Россию тянется больше образованной молодежи, потому что в 90-е годы у нас была гражданская война, разрушившая все, а теперь это восстанавливается, вновь повышается статус русского языка», – рассказала Джураева газете ВЗГЛЯД.
#{interviewpolit}Оставаться в России не хочется
Кислов не считает, что многие мигранты из среднеазиатских республик хотели бы навсегда остаться в России. Он пояснил, что они достаточно сильно привязаны к своей земле и культуре. «Для большинства из них это возможность временного заработка. Чаще всего они приезжают на сезон, а затем уезжают обратно», – сказал Кислов газете ВЗГЛЯД.
Что касается желания мигрантов перевозить в Россию свои семьи, то Кислов, ссылаясь на личный опыт общения с ними, предположил, что лишь одна десятая часть может рассматривать такой вариант, при этом важно не только желание, но и возможность.
«Представьте, что для любого мигранта практически невозможно, продав жилье на родине, приобрести его на территории России в любом, даже самом провинциальном городке, потому что порядок цен очень сильно разнится. Невозможно переехать в Россию на абсолютный ноль и еще привезти свою семью. Поэтому когда националисты или патриоты говорят о том, что мигранты оккупировали нашу землю, – это неправда. Подавляющее большинство из них приезжает на временный заработок», – рассказал эксперт.
По наблюдениям Джураевой, целыми семьями в Москву переезжают вынужденно, постоянно сталкиваясь с жилищными проблемами. «Приезжают только те семьи, чей многократно «кинутый» кормилец долго не мог навестить свою семью, и тогда ему кажется, что легче их привезти, пусть они будут рядом. Уж если он заработает, он их прокормит», – утверждает эксперт.
«Избавиться от контроля родителей»
В отличие от студентки Эльвиры, мечтающей о «свободной любви», большинство узбекских девушек, уверен Кислов, вовсе не мечтает переехать в Россию. Причина, говорит директор информагентства «Фергана.ру», – в консервативности, в том, что «для любой узбекской девушки гораздо более приятно выйти замуж на родине, чем мыкаться где-то на чужбине».
«Для молодежи миграция – это чаще вынужденная мера, к которой прибегают после того, как старшие попадают под выдворение или уже не могут помогать семье. Вообще, в восточных семьях не принято отсылать своих детей, но многие уезжают и очень этому рады. Россия дает им ту свободу, которой они не имеют у себя дома, молодежь избавляется от контроля родителей, традиций и устоев, которые там очень важны. Попадая в свободное, как им кажется, пространство, они, к сожалению, очень меняются», – посетовала Джураева.
По ее мнению, часть приезжей молодежи, попадая в России в чуждую среду, теряет не только «традиционную культуру», но и «элементарную», ожесточаясь в условиях мегаполиса. Эксперт считает, что основным источником проблем являются посредник и конторы-однодневки, оформляющие поддельные регистрации и разрешения.
«Молодежь видит, что сама возможность заработать в России – это все равно что оказаться в джунглях, сегодня тебе может повезти, а завтра твоя легализация, купленная за огромные деньги, окажется фальшивой благодаря посреднику, а работодатель унизит тебя, не заплатив за твой труд», – сказала Джураева.
Кислов тоже напомнил, что в России в сравнении с азиатскими республиками СНГ более либеральные нравы.
«Мне не очень приятно, когда я вижу молодых узбеков, пьющих на улице пиво. Я прекрасно понимаю, что это именно результат того, что они вышли из-под контроля аксакалов и авторитета своей семьи и просто тамошнего общества, которое осуждает подобные формы поведения. Но, как мне кажется, мигранты из Азии достаточно консервативны в силу своей этничности и культуры. Они не слишком сильно меняются здесь, пока временно живут и работают. В этом также состоит проблема их потенциальной ассимиляции. Они не слишком готовы меняться, приобретая черты россиянина. Но и россияне, в свою очередь, не слишком готовы меняться, принимая чужаков, не боясь их. Это взаимное отсутствие опыта проживания рядом с чужими. Россия впервые в своей тысячелетней истории переживает такой большой наплыв мигрантов, трудовых ресурсов из другой культуры. Поэтому трудно не только нам, но и приезжим», – уверен Кислов.