Отец экс-сотрудника ЦРУ Эдварда Сноудена считает, что Россия остается самым безопасным местом для его сына.
«У России есть возможность его защитить»
У нас есть определенные предложения от частных охранных структур – готовы целые дивизионы предоставить для того, чтобы обеспечить ему безопасность
«Я без стыда говорю, я сердечно говорю, что Россия – это самое безопасное место для моего сына. У России есть решительность и возможность защитить моего сына, оградить его от тех, кто хочет причинить ему вред. Если бы я был на его месте, я бы остался в России, и надеюсь, что Россия именно так и поступит», – заявил Лон Сноуден в интервью телеканалу «Россия 24».
По его словам, если сын захочет прожить остаток своей жизни в России, он только поддержит это решение. «Если он будет счастлив в России, я буду счастлив вместе с ним», – пояснил он.
По словам Сноудена-старшего, в США его сын не может рассчитывать на справедливое правосудие. В качестве примера он привел ситуацию с информатором WikiLeaks Брэдли Мэннингом, которому грозит наказание более 100 лет тюрьмы. «Он находился в нечеловеческих условиях. Это абсолютно неприемлемо. Я не могу доверять министерству юстиции в настоящее время», – заявил Лон, не исключив, что на родине его сын может подвергнуться пыткам и смертной казни.
При этом отец экс-сотрудника ЦРУ полностью поддержал поступок своего сына, раскрывшего данные о глобальной слежке за гражданами и политиками всего мира со стороны американских спецслужб. «Мы все заслуживаем право на конфиденциальность, чтобы мы могли прийти домой, закрыть дверь и быть дома, где у нас была бы свобода, где мы могли бы быть с нашей семьей, выражать наши мысли и чтобы за этими мыслями никто не следил. Я хочу сказать, что это не просто стоило того, это было необходимо, потому что какова была бы ситуация, если бы он не поделился с нами этой информацией? Что бы случилось через пять лет, через десять лет?» – приводит его слова РИА «Новости».
#{image=732081}Он признался, что даже не подозревал о том, что за ними следят, до того как Эдвард Сноуден рассказал об этом. «Как гражданин США я рассержен, я знаю, что мы не знаем всего, существует еще много секретной информации, и мне кажется, что стоило раскрыть правду. Я надеюсь, что Эдвард раскроет еще больше информации об этих программах, и они поймут, как работают органы США», – добавил Лон Сноуден.
Сноуден-старший признался, что ФБР предлагало ему слетать в Москву, чтобы убедить Эдварда вернуться на родину. «Я хотел побеседовать со своим сыном один на один, без посторонних. В конце концов, есть закон, я хотел поговорить с ним как адвокат с клиентом, но ФБР отказалось от этого. Позже они пытались переубедить, что я смогу сделать это, но я больше им не верю. И я не отправился в Москву, когда они мне это предложили. Я не буду обсуждать этот вопрос с ФБР. В настоящий момент я гражданин США, я отец Эдварда Сноудена, и я не буду извиняться», – пояснил он.
Тем не менее, отец беглеца не исключил, что он действительно посетит Россию. «Когда будут подходящие обстоятельства и подходящее время, я надеюсь, что у меня будет такая возможность, конечно, я поеду в Россию. Я люблю своего сына, я горжусь своим сыном, я думаю, что если мы поедем в Россию, то мы сделаем это на легитимных основаниях и в подходящих обстоятельствах», – добавил он.
«Сошлитесь на норму закона»
По словам адвоката Брюса Фейна, близкие Сноудена уже общались с послом России в США «для того, чтобы рассмотреть возможность поездки в Россию». «Мы постараемся организовать встречу, чтобы она была выгодной для всех», – приводит его слова ИТАР-ТАСС.
А адвокат Анатолий Кучерена, оказывающий юридические услуги экс-сотруднику ЦРУ в России, пояснил, что хотя сроки такой поездки не согласованы, однако Сноудену очень важен приезд отца, так как ему нужна моральная поддержка.
Он также выразил надежду на то, что справка ФМС, которая позволит бывшему сотруднику американских спецслужб выйти из транзитной зоны аэропорта Шереметьево, будет выдана в ближайшее время. «Для нас важно, чтобы вопрос был решен по существу, чтобы ему предоставили убежище. Если Сноудену откажут в убежище, то мы обратимся в суд», – заявил в среду Кучерена.
По его словам, именно власти США виновны в том, что Сноуден застрял в транзитной зоне. «Они заблокировали ему паспорт, тем самым заперли его в этой транзитной зоне», – напомнил он.
При этом адвокат обратил внимание и на то, что США так и не направляли в Россию официальных запросов о выдаче бывшего сотрудника американских спецслужб ЦРУ, в которых было бы прописано, в чем его конкретно обвиняют. «Мы его выдать не можем, так как у нас нет закона об экстрадиции. Но хотя бы такой запрос оформите, пришлите, укажите, в чем его конкретно обвиняют. Чтобы человек мог защищаться, он должен понимать, от чего защищаться. А сегодня мы слышим только политику. Это абсолютно недопустимые действия по отношению к России», – сказал Кучерена.
По словам адвоката, от США также нет никаких официальных документов, разъясняющих причину аннулирования паспорта Сноудена. «Мы живем в цивилизованном мире. Если вы хотите, сошлитесь на норму закона, пришлите, как установлено в части общения между государствами, нам соответствующие документы. Принцип «отдайте нам» – абсолютно нечестный и абсолютно неправильный. Когда мы ставим вопросы, мы не получаем ответы. Это же не вещь, это человек. Россия здесь выполняет гуманную миссию», – подчеркнул Кучерена.
Рассказал он и о дальнейших планах Сноудена в случае его выхода из Шереметьево. «У нас есть определенные предложения от частных охранных структур – готовы целые дивизионы предоставить для того, чтобы обеспечить ему безопасность, такие предложения есть, но этот вопрос очень деликатный, и я бы хотел просить журналистов отнестись к этому с пониманием», – пояснил Кучерена в эфире радиостанции «Вести ФМ».
Он сообщил, что по российскому законодательству Сноуден, в случае предоставления ему убежища, сможет сам выбирать место жительства – от Владивостока до Калининграда. «Он может снимать гостиницу, квартиру, жилой дом, может жить в шалаше, абсолютно свободен. Денег у него действительно не настолько много, но пока на питание деньги есть», – сказал Кучерена.
При этом он отказался отвечать на вопрос корреспондента, не рассказывал ли ему Сноуден, где планирует жить. «Даже если он мне рассказывал, я, конечно, вам не скажу, потому что это вопрос безопасности», – подчеркнул он.