Наряду с обнародованным США перечнем лиц, которые подозреваются в нарушении прав человека в России – «списком Магнитского» – и в отношении которых предусматриваются санкции, существует и закрытый перечень. Об этом информагентствам сообщил источник в американском Госдепартаменте.
Подписав этот закон, Обама стал заложником антироссийских настроений в Конгрессе США
Минфин США опубликовал 13 апреля «список Магнитского», в который включены 18 человек. Среди них действующие и бывшие сотрудники правоохранительных органов и судебной системы России. Список был составлен после принятия в конце 2012 года в США закона, названного в память о скончавшемся в московском СИЗО аудиторе фонда Hermitage Capital Сергее Магнитском.
Закон предусматривает визовые и экономические санкции в отношении россиян, причастных, по мнению американской стороны, к нарушениям прав человека. Тем, кто попал в закрытый список, будет отказано во въезде в США, в то время как россияне из обнародованного перечня не только не смогут получить визу – любые их активы в Соединенных Штатах будут заморожены.
По словам источника, обнародованный список не окончательный и может быть расширен. В Конгресс США ежегодно будут направляться пояснительные доклады с перечислением новых кандидатов на включение в этот перечень.
По информации газеты The New York Times, в секретную часть включен глава Чечни Рамзан Кадыров, и он самая высокопоставленная фигура в нем. В остальном список затрагивает чиновников «среднего уровня». Других фамилий газета не называет. Ранее высказывались предположения, что в «список Магнитского» будут включены генпрокурор Юрий Чайка, глава Следственного комитета Александр Бастрыкин, глава департамента по экономической безопасности ФСБ Виктор Воронин и замгенпрокурора Виктор Гринь.
Замдиректора программы «Россия и Евразия» Центра стратегических и международных исследований Джефри Манкофф полагает, что в засекреченной части «списка Магнитского» находятся высокопоставленные лица, «иначе его бы никогда не засекретили».
В свою очередь один из авторов «закона Магнитского» сенатор Бенджамин Кардин рассчитывает, что Конгресс в сотрудничестве с администрацией США будет способствовать расширению списка. Обнародование первой группы имен он назвал «историческим шагом». Другой инициатор скандального закона конгрессмен Джеймс Макговерн ранее говорил, что в список будут внесены дополнения, когда вскроются новые обстоятельства.
А сенатор-республиканец Джон Маккейн пообещал, что Конгресс заставит администрацию президента США Барака Обамы обеспечивать более эффективное исполнение «закона Магнитского». «Я глубоко разочарован сегодняшним объявлением администрации Обамы, что только 18 человек включены в список», – заявил Маккейн.
В Москве опубликование «списка Магнитского» восприняли негативно. Глава комитета Госдумы по международным делам Алексей Пушков назвал Обаму «заложником» «списка Магнитского», который будет отравлять российско-американские отношения долгие годы.
«Публикация даже 18 человек скажется негативно на российско-американских отношениях, потому что теперь это будет происходить каждый год – каждый год по «закону Магнитского» администрация (президента США) должна включать в соответствующий список новых российских граждан и отчитываться перед Конгрессом. Подписав этот закон, Обама стал заложником антироссийских настроений в Конгрессе США», – сказал Пушков РИА «Новости».
При этом Пушков отметил, что не ждал от администрации Обамы расширения списка до 280 фамилий, как на это надеялись в Конгрессе. «Администрация Обамы вряд ли хотела вступать в полномасштабный визово-политический конфликт с Россией и перекрывать возможности взаимодействия по тем направлениям, которые очень важны для США – по Северной Корее, по Ирану», – пояснил Пушков, добавив, что опубликовав список из 18 фамилий, администрация Обамы захотела минимизировать ущерб от закона Магнитского в российско-американских отношениях.
А проректор РЭУ имени Плеханова, член Общественной палаты Сергей Марков полагает, что публикация «списка Магнитского» не ухудшит отношения США с Россией, «поскольку все ухудшение уже произошло». По его словам, многое будет зависеть от реакции Вашингтона на российский ответ, так называемый список Гуантанамо, который будет обнародован в ближайшее время.
«Американцы знали, что у нас будет ответный список, поэтому мы уже отыграли это ухудшение и сейчас чего-то большого, серьезного не будет, – сказал он. – Любой список внесудебных преследований граждан РФ вынуждает Россию принять ответные меры. И если реакция США на этот ответный документ будет жесткой, тогда возможно серьезное ухудшение».
Однако генеральный директор Института внешнеполитических исследований и инициатив, член Общественной палаты России Вероника Крашенинникова считает «закон Магнитского» дополнительным инструментом политического давления на Россию и еще одной темой для информационной войны против России.
«Информационная война ведется в контексте противодействия политике президента Путина», – сказала Крашенинникова газете ВЗГЛЯД.
Она напомнила, что вице-президент США Джо Байден в марте 2011 года во время визита в Москву на встрече с оппозицией заявил, что третий президентский срок Путина – это плохо как для самого Путина, так и для России. «Байден очень четко изложил официальную позицию Вашингтона, которая противоречит мнению российского народа. Поэтому «список Магнитского» и другие американские шаги необходимо рассматривать в контексте неприятия российской внутренней и внешней политики», – уверена Крашенинникова.
По ее словам, «закон Магнитского» также предназначен для мобилизации американского общества для «более жесткой политики в отношении России». «В Вашингтоне поняли, что «перезагрузка» с Путиным работать не будет и, по всей видимости, готовят более жесткий подход к России. Для практики такого подхода необходимо получить поддержку общества и Конгресса», – полагает политолог.
Эксперт сомневается, что россияне из раскрытой части «списка Магнитского» – действующие и бывшие сотрудники правоохранительных органов и судебной системы – хранят деньги в американских банках либо регулярно ездят в США. «Это экстратерриториальное применение американских принципов к территории и людям, которые под американское законодательство никоим образом не подпадают. Если говорить о правах человека, то составление подобных списков является нарушением права на свободное перемещение», – подытожила Вероника Крашенинникова.