Депутаты Госдумы предлагают снабдить певца Григория Лепса дипломатическим паспортом для защиты от возможных преследований со стороны американских властей. Тем россиянам, которые столкнулись с похожими или другими неприятностями за границей, могла бы помочь специальная комиссия на базе Думы и при участии МИДа и правоохранителей.
Фактически тысячи людей брошены на произвол судьбы – хорошо бы выяснить, сколько россиян находится в заключении в США
Такие предложения прозвучали в пятницу на круглом столе в Госдуме, который провел комитет ГД по информационной политике, информационным технологиям и связи.
Изначально было решено посвятить мероприятие защите чести и достоинства граждан в СМИ. Но разговор довольно быстро перешел к обсуждению защиты конкретного гражданина – Григория Викторовича Лепсверидзе (более известного под сценическим псевдонимом Григорий Лепс), занесенного в черный список минфина США по подозрению в связях с неким евразийским преступным синдикатом «Братский круг».
«Раз в два года возникает шумный «креативный» скандал, когда кого-то из известных российских государственных или общественных деятелей обвиняют в связях с мафией», – прокомментировал свежий скандал ведущий круглого стола, глава думского комитета по информполитике Алексей Митрофанов.
Проблемы, с которыми столкнулся российский артист, натолкнули Митрофанова и его коллег на мысль о создании некоего единого органа, который мог бы обеспечить защиту россиян за рубежом.
Пока же асимметричный ответ на обвинения в адрес Григория Лепса решили дать представители гражданского общества. В пятницу общественное движение «Коалиция «За нравственность» объявило о начале акции «Список Лепса». На сайте коалиции поясняется, что в этот черный список войдут «зарубежные исполнители, которые нарушали законы России, находясь в нашей стране».
Движение намерено добиваться того, чтобы исполнителям и группам, попавшим в список, запретили въезд на территорию России. «Будет по меньшей мере странным, если зарубежные исполнители и их продюсеры, не уважающие российские законы, продолжат вести на территории нашей страны, по сути, экономическую деятельность, получая прибыль от концертов», – поясняют представители коалиции.
По их словам, одним из вопиющих примеров такого нарушения российского законодательства представителями западного шоу-бизнеса «является выступление Мадонны на концерте в Санкт-Петербурге, где американская певица поддержала геев и лесбиянок, призвала секс-меньшинства «не бояться самовыражаться» и вступилась за местное ЛГБТ-сообщество, хотя уже на тот момент в Санкт-Петербурге действовал закон о запрете гей-пропаганды, а на самом концерте присутствовали дети в возрасте до 12 лет».
Кандидатом на попадание в топ «Списка Лепса» может оказаться Джаред Хасселхофф, бас-гитарист американской группы Bloodhound Gang, который отличился тем, что на концерте в Одессе «буквально засунул государственный флаг России к себе в штаны, а после этого бросил его в зал».
Впрочем, пока наш ответ обидчикам Лепса остается лишь инициативой снизу, а комиссия по защите «наших» за границей существует лишь гипотетически. О том, как российского певца можно уберечь от нападок американцев, а менее именитых соотечественников – от не менее серьезных проблем вдали от дома, газете ВЗГЛЯД рассказал инициатор создания комиссии по защите россиян за рубежом, депутат Алексей Митрофанов.
ВЗГЛЯД: Алексей Валентинович, как, с вашей точки зрения, следует действовать российской стороне в расследовании дела «Братского круга» и при защите наших граждан (в том числе Григория Лепса) от, возможно, ложных обвинений?
Алексей Митрофанов: Сейчас обвинения, выдвинутые минфином США, станут предметом переговоров по линии МИДов и правоохранительных органов России и Соединенных Штатов, это будет плотная работа правоохранителей между собой. Должны быть изучены аргументы американской стороны.
Во-первых, американцам будет указано на нарушение международных соглашений, о чем уже упомянул МИД, – нельзя было сначала объявлять публично об обвинениях в адрес российских граждан, а потом уже информировать российскую сторону.
Замечу, что официальные представители Григория Лепса до сих пор не получили никаких документов от американской стороны. Почему американцы поступили именно так? Они говорят, что это было сделано на основании некоего указания президента США и какой-то внутренней директивы. То есть американцы совершенно не «парятся» насчет соблюдения российско-американского соглашения от 1999 года и вообще по поводу соблюдения международных договоренностей.
Алексей Митрофанов (фото: alexeymitrofanov.ru) |
ВЗГЛЯД: На круглом столе говорилось о том, что обвинения против Лепса могли стать своеобразным ответом на разоблачения бывшего сотрудника ЦРУ Эдварда Сноудена. Так ли это, с вашей точки зрения?
А. М.: В какой-то степени да. Американские спецслужбы получили серьезнейший удар после всей этой истории с обнародованием фактов слежки. Репутация разведывательных ведомств пострадала, они находятся в подавленном состоянии, а за этим могут последовать бюджетные сокращения, реорганизация, повышенное внимание со стороны Конгресса, который не может не реагировать на такие проколы.
Поэтому сейчас представители спецслужб должны придумать ряд историй, призванных показать, что они прослушивают во благо. Что они-де таким образом борются с криминалом (в том числе с «русскими мафиози»), выявляют связи преступного мира и предотвращают какие-то негативные последствии благодаря слежке и прослушке. Не исключено, что мы увидим подобные истории не только применительно к россиянам, но и к гражданам других стран.
ВЗГЛЯД: Вы предложили создать комиссию, которая занималась бы защитой прав россиян за рубежом. В какой стадии находится обсуждение этого предложения?
А. М.: В начальной. Проекта пока нет, это просто один из выводов и идей, которые обсуждались на этом заседании. Мы еще будем проводить консультации, в том числе с Общественной палатой. Предполагается, что это должна быть комиссия Госдумы, тем более что опыт уже есть: в Думе второго созыва уже был подобный орган – комиссия по защите российских граждан, оказавшихся в тяжелом положении за рубежом.
Комиссия будет призвана помогать нашим гражданам, которые, например, попали под судебное преследование или оказались в тяжелом положении в зоне боевых действий. Мы слышали о громких процессах, связанных с россиянами за границей, – например, о деле Сергея Полонского или того же Виктора Бута. Но фактически тысячи людей брошены на произвол судьбы – хорошо бы выяснить, сколько россиян находится в заключении в США, сколько в Германии, Чехии (где наши соотечественники часто попадают за решетку), в Индии, азиатских странах...
ВЗГЛЯД: Но в чем смысл существования такой думской комиссии, не будет ли она дублировать работу уже существующих структур, в первую очередь мидовских?
А. М.: По сути, такого места, куда российский гражданин мог бы обратиться, нет. Да, формально это консульства и посольства. Но, по сути, это внешнеполитические ведомства. Они могут оказать формальную поддержку, но иногда может срочно понадобиться адвокат.
Дело в том, что ведомства ограничивают свою работу своей территорией. Например, МИД говорит: да, мы работаем, но в рамках консульской службы, мы не юристы, мы не имеем права работать неформально. У МВД тоже возможности ограничены. Помощь россиянам, попавшим в беду за границей, оказывается по линии Общественной палаты – этим активно занимается адвокат Анатолий Кучерена. Но усилий одного человека, даже члена ОП, явно недостаточно.
Если в Госдуме будет создана комиссия, куда можно было бы обратиться по горячей линии, то помощь можно было бы оказывать скоординированно: сразу привлекать сотрудников диппредставительств, российские правоохранительные органы, юристов и общественных деятелей. Помощь мог бы оказать фонд помощи российским гражданам за рубежом, который мог бы оплатить оперативный выезд адвоката, работу горячей линии и т. д.