Политика

15 августа 2012, 08:51

Россия и Украина договорились о запуске проекта Ан-70

Фото: ИТАР-ТАСС

Глава Объединенной авиастроительной корпорации Михаил Погосян сообщил о начале подготовки производства на КАПО самолетов Ан-70. В запуск одного из самых многострадальных проектов планируется вложить не менее 20 млрд рублей. С появлением этой машины разработчики авиатехники рассчитывают наконец удовлетворить внутренний и внешний рынки подобной техники.

Объединенная авиастроительная корпорация намерена сконцентрироваться на создании и производстве транспортных самолетов. Базой для этого станет ОАО «Казанское авиационное производственное объединение им. С.П. Горбунова» (КАПО). Об этом заявил во вторник глава корпорации Михаил Погосян.

Наши заказчики, которые лоббируют проект, – министерство обороны – настаивают на выпуске первого самолета в 2014 году. Это несколько сложновато и, может быть, это будет 2015 год с переходом на 2016 год

Только в запуск одного из самых многострадальных проектов в этой области – российско-украинского военно-транспортного самолета Ан-70 – планируется вложить не менее 20 млрд рублей. С появлением этой машины разработчики авиационной техники связывают основные надежды по удовлетворению внутреннего и внешнего рынков подобной техники.

«Казань, Татарстан является тем регионом, который объединяет в себе многие предприятия отрасли и образования. У нас есть планы с КНИТУ, которые позволят подготовить и привлечь новые кадры. Надеюсь, что это позволит нам совершить качественный скачок», – сказал Погосян.

По словам Погосяна, на КАПО совместно с КБ «Антонов» и АО «Мотор Сич» этот процесс уже начат. К 1 сентября Россия получит всю необходимую техническую документацию. Параллельно с работой над документами будет вестись строительство нового корпуса для производства Ан-70.

«Наши заказчики, которые лоббируют проект, – министерство обороны – настаивают на выпуске первого самолета в 2014 году. Это несколько сложновато и, может быть, это будет 2015 год с переходом на 2016 год», – заявил гендиректор Казанского авиационного предприятия Васил Каюмов.

По словам Каюмова, финансирование проекта планируется вести в рамках соответствующей федеральной целевой программы. КАПО намерено выпускать 12 самолетов в год.

Напомним, Дмитрий Медведев еще 9 июня, проводя в Казани совещание по вопросам стратегической авиации, поручил подготовить предложения Украине для совместного производства самолетов Ан-70 к заседанию подкомитета по экономическому сотрудничеству Межгосударственной украинско-российской комиссии, намеченному на конец июня.

«По линии военно-транспортной авиации это, конечно, Украина прежде всего. В чем наши перспективы и в чем наши сложности в общении с нашими украинскими партнерами? Скоро, кстати, у нас будет совместное заседание межправкомиссии большой. Необходимо, в общем, подготовить предложения по кооперации на будущее и окончательно принять решение о размещении новых предприятий, включая вопросы создания нового производства самолетов Ан-70», – заявил он тогда.

Премьер подчеркнул, что Министерство обороны РФ является основным заказчиком и должно определиться с перспективным типажом самолетов дальней военно-транспортной авиации, их количеством и вместе с Министерством промышленности и торговли и открытым акционерным обществом «ОАК» (Объединенная авиастроительная корпорация) решить все вопросы по организации серийного производства.

Еще в конце марта генеральный конструктор ГП «Антонов» Дмитрий Кива сообщил, что Государственный авиастроительный концерн «Антонов» и российская «Объединенная авиастроительная корпорация» намерены начать выпуск Ан-70 на ОАО «Воронежское акционерное самолетостроительное общество».

Как сообщала газета ВЗГЛЯД, ВВС России и АНТК «Антонова» в феврале достигли принципиального согласия на закупку российско-украинского военно-транспортного самолета Ан-70.

Российские военные готовы купить не менее 60 машин по цене около $67 млн за борт. «Ан-70 нужен России, чтобы заменить устаревшие Ан-12, которые стоят на службе с 1961 года. После нескольких последних катастроф решается вопрос о снятии их с вооружения», – сообщил газете ВЗГЛЯД эксперт «АвиаПорт» Олег Пантелеев.

Первый Ан-70 должен быть передан в Россию в этом году для проведения войсковых испытаний. По их итогам планируется подписать твердый контракт, а с 2014 года – начать серийное производство машин. До этого момента Москве и Киеву предстоит еще инвестировать в проект не менее $100 млн.: России – 2,4 миллиарда рублей (85,1 млн), а Украине – 480 миллионов гривен ($60,2 млн). Если планы по финансированию будут выдержаны, то обе страны наконец поставят точку в амбициозном и очень трагичном проекте сотрудничества.

Напомним, разработка Ан-70 ведется с 1978 года. КБ Антонова обещало, что их машина сможет взлетать с грунтовых аэродромов длиной не более 600 метров (по заданию военных – не более 800 метров), при этом будет иметь грузоподъемность 47 тонн против оговоренных 35 тонн. Однако завершить работу до развала СССР украинские конструкторы не успели.

В итоге крайне необходимый, передовой по своим характеристикам средний транспортник оказался заложником политических интриг российско-украинских отношений. То на финансирование его дальнейшей разработки банально не было денег, то их выделение связывалось с очередными «газовыми» уступками Киева Москве. Получить которые в условиях «оранжевой» власти президента Виктора Ющенко России было практически невозможно.

Были и более серьезные факторы, влияющие на отношение к проекту. Так, аргументируя свой отказ от дальнейшей работы по Ан-70, тогдашний главком ВВС России Владимир Михайлов заявил, что у самолета – крайне низкий уровень надежности. Уже на первом этапе госиспытаний на опытном самолете было выявлено 382 недостатка, из них 95 требовали незамедлительного устранения. В их числе – 5, связанных с газодинамической устойчивостью двигателя Д-27, непосредственно влияющих на безопасность полетов.

Переданный для испытаний в Россию Ан-70 – третья созданная машина. Первые две постигла трагическая участь: одна машина разбилась в 1996 году, похоронив экипаж из 7 человек – самолет врезался в следовавший за ним Ан-72, разбил хвост и рухнул вниз; другая упала в 2001 году с двумя отказавшими двигателями в Омске.

В обоих случаях виноватым признали двигатель Д-27, установленный на Ан-70. В официальном акте государственных испытаний машины № 01-02 от 25 декабря 2001 года указано, что в ходе полетов было 22 случая его самовыключения, 30 случаев неустойчивой работы, обнаружено 116 неисправностей агрегатов, систем и узлов. Средняя величина наработки на одно выключение моторов составляла всего 190 часов. На все претензии украинская сторона ответила тем, что на завершение испытаний не хватает $50 миллионов, без которых машину не довести до ума.

В ответ уже российские военные заявили, что даже если эти деньги найдутся, то в нынешнем виде машина уже не отвечает ряду важнейших летно-технических характеристик: высотно-скоростных, грузоподъемных, да и возможности базирования не соответствуют выданному ВВС заданию. Не устраивало и то, что по топливной экономичности машина находится на уровне морально устаревшего самолета Ан-12, что уступает мировому уровню самолетостроения в 1,5–2 раза.

#{weapon}Кроме того, за время разработки Ан-70 настолько «потяжелел», что стал уже конкурировать с самолетом совсем иного класса – Ил-76МФ, производство которого Россия намеревалась развернуть в ближайшее время. В итоге в 2006 году главком ВВС Михайлов заявил, что не будет покупать Ан-70, поскольку у него ненадежные двигатели, а весовые характеристики не соответствуют ТЗ.

К тому же Украина на тот момент вообще заявила о желании вступить в НАТО, поэтому Россия запланировала создать собственный аналог Ан-70 – модифицированный Ил-76.

Двигатель и лобби

Прежде всего, более-менее наладились отношения Москвы и Киева. Новый президент Украины Виктор Янукович к власти пришел не в последнюю очередь при поддержке промышленного лобби, одним из лидеров которого является генеральный директор открытого акционерного общества «Мотор Сич» Вячеслав Богуслаев. Именно его фирма создавала двигатель Д-27. И именно Богуслаев до последнего отстаивал российско-украинский проект – как на международной, так и на внутренней аренах доказывал необходимость его завершения.

Тем временем у Ан-70 появился внешний конкурент – европейский средний транспортный самолет А-400. В середине 90-х годов еще существовало мнение, что помимо ВВС России и Украины, новый Ан-70 купят военные европейских государств. Ради этого страны НАТО, в частности Германия, даже предоставили российско-украинскому коллективу конструкторов «секретные» данные о размерах, весе и прочих характеристиках используемой натовцами бронетехники и машин. Именно под их размещение проектировался внутренний салон Ан-70. Несмотря на это, идея совместного производства Ан-70 с немцами провалилась – НАТО решило создать в рамках Европейского авиационного консорциума «Эрбас» собственный транспортный самолет средней грузоподъемности А400М, который как две капли воды копировал все тот же Ан-70.

Появление европейского конкурента наносит удар по экспортному потенциалу Ан-70, на который не в последнюю очередь очень рассчитывал российско-украинский консорциум. Но главное, как заявил газете ВЗГЛЯД глава Центра АСТ Руслан Пухов, время Ан-70 безвозвратно ушло.

«Самолет бесспорно хороший, революционный, – говорит Пухов, – но над ним последние 10 лет никто не работал. По современным меркам в нем практически нужно менять все. А это не только деньги, но и время. Так что его появление в 2014 году маловероятно. Кроме того, надо понимать, что мы не Советский Союз и такого разнообразия военно-транспортных самолетов нам не нужно. По моему мнению, госпрограмма вооружений требует серьезной корректировки первыми претендентами на вылет из нее как раз Ан-70 и французский вертолетоносец «Мистраль».

Деньги, которые тратятся на них, по мнению Пухова, можно было бы потратить на куда более важные для безопасности страны проекты. «Собственно, это и определят внешнеэкономические перспективы российско-украинской машины. Без заказа Минобороны России Ан никому не нужен. А его необходимость инозаказчикам опять же нужно будет подкреплять деньгами. Которых у нас нет», – подытожил эксперт.

Впрочем, именно различные лобби сегодня определяют политику в области создания и закупок продукции военно-промышленного комплекса. Решение по «Мистралю» было принято в контексте российской поддержки французского президента Николя Саркози. Судостроительный концерн DSN, производящий подобные корабли, находится в кризисе. ВМС Франции отказались выкупать практически готовый «Мистраль». Под сокращение могли пойти тысячи потенциальных избирателей Саркози.

С другой стороны, Париж оказался единственной столицей, кто поддержал Москву в конфликте с Тбилиси в августе 2008 года... Наверное, мы чем-то были обязаны и итальянцам, когда приняли решение о закупке почти тысячи бронеавтомобилей IVECO, получивших в российских вооруженных силах название «Рысь». Вместо того чтобы поддержать отечественного производителя аналогичных, но лучших по характеристикам (это подтверждено испытаниями Минобороны) автомобилей «Тигр».

Собственно в истории с Ан-70 сегодня превалирует все та же политика: российско-украинское лобби – бесправное Минобороны России. Об этом недвусмысленно говорит и премьер-министр Дмитрий Медведев. Подчеркивая именно не экономическую целесообразность проекта, продиктованную внутренними потребностями в подобных машинах, а заявление, что это станет символом «российско-украинского сотрудничества».

Единственный плюс всей этой истории состоит в том, что под Ан-70 дадут 20 млрд. На КАПО будет построен новый, современный цех, созданы новые рабочие места. Что, в общем-то, не самое плохое во всей этой истории.

Текст: Денис Коваленко

Вам может быть интересно

МВД объявило в розыск бывшего главу МВД Украины Арсена Авакова
Темы дня

Военные из России продолжили серию успехов в Африке

Военное присутствие России в Африке стало неожиданно резко увеличиваться. В ЦАР российские специалисты «сшили страну», убедив мятежников разоружиться. В Нигере военные из РФ размещаются на американской секретной базе. В Чад тоже прибыли белые люди в форме без знаков отличия, которых приняли за россиян. Что происходит?

Провалы ВСУ разочаровали западных кредиторов Украины

«Их терпение начинает иссякать» – так американские СМИ описали требование частных кредиторов к Украине начать выплаты по госдолгу после каникул, которые длятся с 2022 года. Однако данная позиция вошла в противоречие с интересами США и их партнеров из ЕС. В чем заключается суть разногласий, о каких суммах идет речь и чем это может обернуться для Украины?

Пилот бомбардировщика назвал возможные места дислокации украинских F-16

НАТО определило две «красные линии» для вступления в конфликт на Украине

Блогеры высмеяли заявление Зеленского о Боге с украинским шевроном

Новости

Захарова отреагировала на заявление Зеленского про шеврон на плече у Бога

Заявление украинского президента Владимира Зеленского про шеврон Украины на плече у Бога является «передозом», заявила официальный представитель МИД РФ Мария Захарова.

СМИ: Вашингтон приостановил поставки боеприпасов Израилю

Администрация Джо Байдена на прошлой неделе приостановила поставку боеприпасов американского производства в Израиль. Об этом сообщает портал Axios со ссылкой на двух израильских чиновников.

Guardian заявила о «классической советской тактике» войск России

Российские войска, участвующие в специальной военной операции на Украине, «используют классическую советскую военную тактику», пишет британская пресса.

Лавров рассказал, как «опустил на землю» главу МИД Швейцарии из-за Зеленского

Заявления о том, что швейцарская конференция по Украине будет посвящена «выработке взаимоприемлемых подходов», на самом деле являются неправдой, Швейцарии никто не позволит отойти от «формулы» Владимира Зеленского, рассказал глава МИД России Сергей Лавров.

ВСУ атаковали российские позиции плюшевым зайцем с тротилом (фото)

Украинские атаковали позиции ВС России у Часова Яра неуправляемым плюшевым зайцем на гелиевом шаре.

На Западе назвали последствия падения Часова Яра для ВСУ

После падения Часова Яра позиции Вооруженных сил Украины в Донбассе будут под угрозой, пишет газета The Independent.

В Германии раскритиковали бегство ВСУ

Вооруженные силы Украины вновь отступают без бронетехники и под огнем российской артиллерии, заявил немецкий журналист Юлиан Репке.

В Сети появились кадры инаугурационного Aurus Путина

Новая версия президентского лимузина Aurus была впервые продемонстрирована публике.

Депутат Рады рассказал о панике в офисе Зеленского

Паника охватила офис Владимира Зеленского на фоне проблем у ВСУ на фронте, заявил депутат Верховной рады Александр Дубинский, находящийся на Украине под стражей по подозрению в госизмене.

Чехия официально отозвала посла в России

Правительство Чехии официально отозвало на родину посла республики в России Витезслава Пивоньку, который вернулся в Прагу еще в конце 2022 года, сообщило информационное агентство CTK со ссылкой на чешское министерство иностранных дел.

В США заявили о присутствии французских войск в Донбассе

Бывший помощник замминистра обороны США Стивен Брайен в статье для Asia Times утверждает, что Франция направила солдат Иностранного легиона в районы Донбасса.

На Украине нашли способ избавиться от блэкаутов

Ветер и солнце помогут избежать массового отключения электричества, заявил министр энергетики Украины Герман Галущенко.
Мнения

Игорь Караулов: Спор «красных» и «белых» отстал от жизни

Российское государство отстаивает традиционные ценности, но это не исключительно ценности «России, которую мы потеряли». Это ценности семьи, Отечества, традиционных религий, но это и ценности труда, справедливости, солидарности. И «красные», и «белые» найдут здесь то, что им дорого.

Игорь Переверзев: Зачем в Средней Азии любезно принимали Кэмерона

Эмиссары приезжают и уезжают. Встречают их в Средней Азии гостеприимно. Потому что в местных обычаях встречать гостеприимно даже врагов. Угрожать эмиссарам в действительности есть чем. Но без России региону не обойтись.

Сергей Худиев: Виктор Орбан провозгласил крах либеральной гегемонии

Любой глобальный проект через какое-то время начинает разваливаться. Оно и к лучшему – глобальной диктатуры нам еще не хватало. Мир суверенных наций, о котором говорит Орбан, определенно не будет раем – но он не будет и прогрессивно-либеральной антиутопией, которая даже на ранних стадиях выглядит довольно жутко.
Вопрос дня

Что известно о новом главкоме ВСУ Александре Сырском?