Политика

15 августа 2012, 08:51

Россия и Украина договорились о запуске проекта Ан-70

Фото: ИТАР-ТАСС

Глава Объединенной авиастроительной корпорации Михаил Погосян сообщил о начале подготовки производства на КАПО самолетов Ан-70. В запуск одного из самых многострадальных проектов планируется вложить не менее 20 млрд рублей. С появлением этой машины разработчики авиатехники рассчитывают наконец удовлетворить внутренний и внешний рынки подобной техники.

Объединенная авиастроительная корпорация намерена сконцентрироваться на создании и производстве транспортных самолетов. Базой для этого станет ОАО «Казанское авиационное производственное объединение им. С.П. Горбунова» (КАПО). Об этом заявил во вторник глава корпорации Михаил Погосян.

Наши заказчики, которые лоббируют проект, – министерство обороны – настаивают на выпуске первого самолета в 2014 году. Это несколько сложновато и, может быть, это будет 2015 год с переходом на 2016 год

Только в запуск одного из самых многострадальных проектов в этой области – российско-украинского военно-транспортного самолета Ан-70 – планируется вложить не менее 20 млрд рублей. С появлением этой машины разработчики авиационной техники связывают основные надежды по удовлетворению внутреннего и внешнего рынков подобной техники.

«Казань, Татарстан является тем регионом, который объединяет в себе многие предприятия отрасли и образования. У нас есть планы с КНИТУ, которые позволят подготовить и привлечь новые кадры. Надеюсь, что это позволит нам совершить качественный скачок», – сказал Погосян.

По словам Погосяна, на КАПО совместно с КБ «Антонов» и АО «Мотор Сич» этот процесс уже начат. К 1 сентября Россия получит всю необходимую техническую документацию. Параллельно с работой над документами будет вестись строительство нового корпуса для производства Ан-70.

«Наши заказчики, которые лоббируют проект, – министерство обороны – настаивают на выпуске первого самолета в 2014 году. Это несколько сложновато и, может быть, это будет 2015 год с переходом на 2016 год», – заявил гендиректор Казанского авиационного предприятия Васил Каюмов.

По словам Каюмова, финансирование проекта планируется вести в рамках соответствующей федеральной целевой программы. КАПО намерено выпускать 12 самолетов в год.

Напомним, Дмитрий Медведев еще 9 июня, проводя в Казани совещание по вопросам стратегической авиации, поручил подготовить предложения Украине для совместного производства самолетов Ан-70 к заседанию подкомитета по экономическому сотрудничеству Межгосударственной украинско-российской комиссии, намеченному на конец июня.

«По линии военно-транспортной авиации это, конечно, Украина прежде всего. В чем наши перспективы и в чем наши сложности в общении с нашими украинскими партнерами? Скоро, кстати, у нас будет совместное заседание межправкомиссии большой. Необходимо, в общем, подготовить предложения по кооперации на будущее и окончательно принять решение о размещении новых предприятий, включая вопросы создания нового производства самолетов Ан-70», – заявил он тогда.

Премьер подчеркнул, что Министерство обороны РФ является основным заказчиком и должно определиться с перспективным типажом самолетов дальней военно-транспортной авиации, их количеством и вместе с Министерством промышленности и торговли и открытым акционерным обществом «ОАК» (Объединенная авиастроительная корпорация) решить все вопросы по организации серийного производства.

Еще в конце марта генеральный конструктор ГП «Антонов» Дмитрий Кива сообщил, что Государственный авиастроительный концерн «Антонов» и российская «Объединенная авиастроительная корпорация» намерены начать выпуск Ан-70 на ОАО «Воронежское акционерное самолетостроительное общество».

Как сообщала газета ВЗГЛЯД, ВВС России и АНТК «Антонова» в феврале достигли принципиального согласия на закупку российско-украинского военно-транспортного самолета Ан-70.

Российские военные готовы купить не менее 60 машин по цене около $67 млн за борт. «Ан-70 нужен России, чтобы заменить устаревшие Ан-12, которые стоят на службе с 1961 года. После нескольких последних катастроф решается вопрос о снятии их с вооружения», – сообщил газете ВЗГЛЯД эксперт «АвиаПорт» Олег Пантелеев.

Первый Ан-70 должен быть передан в Россию в этом году для проведения войсковых испытаний. По их итогам планируется подписать твердый контракт, а с 2014 года – начать серийное производство машин. До этого момента Москве и Киеву предстоит еще инвестировать в проект не менее $100 млн.: России – 2,4 миллиарда рублей (85,1 млн), а Украине – 480 миллионов гривен ($60,2 млн). Если планы по финансированию будут выдержаны, то обе страны наконец поставят точку в амбициозном и очень трагичном проекте сотрудничества.

Напомним, разработка Ан-70 ведется с 1978 года. КБ Антонова обещало, что их машина сможет взлетать с грунтовых аэродромов длиной не более 600 метров (по заданию военных – не более 800 метров), при этом будет иметь грузоподъемность 47 тонн против оговоренных 35 тонн. Однако завершить работу до развала СССР украинские конструкторы не успели.

В итоге крайне необходимый, передовой по своим характеристикам средний транспортник оказался заложником политических интриг российско-украинских отношений. То на финансирование его дальнейшей разработки банально не было денег, то их выделение связывалось с очередными «газовыми» уступками Киева Москве. Получить которые в условиях «оранжевой» власти президента Виктора Ющенко России было практически невозможно.

Были и более серьезные факторы, влияющие на отношение к проекту. Так, аргументируя свой отказ от дальнейшей работы по Ан-70, тогдашний главком ВВС России Владимир Михайлов заявил, что у самолета – крайне низкий уровень надежности. Уже на первом этапе госиспытаний на опытном самолете было выявлено 382 недостатка, из них 95 требовали незамедлительного устранения. В их числе – 5, связанных с газодинамической устойчивостью двигателя Д-27, непосредственно влияющих на безопасность полетов.

Переданный для испытаний в Россию Ан-70 – третья созданная машина. Первые две постигла трагическая участь: одна машина разбилась в 1996 году, похоронив экипаж из 7 человек – самолет врезался в следовавший за ним Ан-72, разбил хвост и рухнул вниз; другая упала в 2001 году с двумя отказавшими двигателями в Омске.

В обоих случаях виноватым признали двигатель Д-27, установленный на Ан-70. В официальном акте государственных испытаний машины № 01-02 от 25 декабря 2001 года указано, что в ходе полетов было 22 случая его самовыключения, 30 случаев неустойчивой работы, обнаружено 116 неисправностей агрегатов, систем и узлов. Средняя величина наработки на одно выключение моторов составляла всего 190 часов. На все претензии украинская сторона ответила тем, что на завершение испытаний не хватает $50 миллионов, без которых машину не довести до ума.

В ответ уже российские военные заявили, что даже если эти деньги найдутся, то в нынешнем виде машина уже не отвечает ряду важнейших летно-технических характеристик: высотно-скоростных, грузоподъемных, да и возможности базирования не соответствуют выданному ВВС заданию. Не устраивало и то, что по топливной экономичности машина находится на уровне морально устаревшего самолета Ан-12, что уступает мировому уровню самолетостроения в 1,5–2 раза.

#{weapon}Кроме того, за время разработки Ан-70 настолько «потяжелел», что стал уже конкурировать с самолетом совсем иного класса – Ил-76МФ, производство которого Россия намеревалась развернуть в ближайшее время. В итоге в 2006 году главком ВВС Михайлов заявил, что не будет покупать Ан-70, поскольку у него ненадежные двигатели, а весовые характеристики не соответствуют ТЗ.

К тому же Украина на тот момент вообще заявила о желании вступить в НАТО, поэтому Россия запланировала создать собственный аналог Ан-70 – модифицированный Ил-76.

Двигатель и лобби

Прежде всего, более-менее наладились отношения Москвы и Киева. Новый президент Украины Виктор Янукович к власти пришел не в последнюю очередь при поддержке промышленного лобби, одним из лидеров которого является генеральный директор открытого акционерного общества «Мотор Сич» Вячеслав Богуслаев. Именно его фирма создавала двигатель Д-27. И именно Богуслаев до последнего отстаивал российско-украинский проект – как на международной, так и на внутренней аренах доказывал необходимость его завершения.

Тем временем у Ан-70 появился внешний конкурент – европейский средний транспортный самолет А-400. В середине 90-х годов еще существовало мнение, что помимо ВВС России и Украины, новый Ан-70 купят военные европейских государств. Ради этого страны НАТО, в частности Германия, даже предоставили российско-украинскому коллективу конструкторов «секретные» данные о размерах, весе и прочих характеристиках используемой натовцами бронетехники и машин. Именно под их размещение проектировался внутренний салон Ан-70. Несмотря на это, идея совместного производства Ан-70 с немцами провалилась – НАТО решило создать в рамках Европейского авиационного консорциума «Эрбас» собственный транспортный самолет средней грузоподъемности А400М, который как две капли воды копировал все тот же Ан-70.

Появление европейского конкурента наносит удар по экспортному потенциалу Ан-70, на который не в последнюю очередь очень рассчитывал российско-украинский консорциум. Но главное, как заявил газете ВЗГЛЯД глава Центра АСТ Руслан Пухов, время Ан-70 безвозвратно ушло.

«Самолет бесспорно хороший, революционный, – говорит Пухов, – но над ним последние 10 лет никто не работал. По современным меркам в нем практически нужно менять все. А это не только деньги, но и время. Так что его появление в 2014 году маловероятно. Кроме того, надо понимать, что мы не Советский Союз и такого разнообразия военно-транспортных самолетов нам не нужно. По моему мнению, госпрограмма вооружений требует серьезной корректировки первыми претендентами на вылет из нее как раз Ан-70 и французский вертолетоносец «Мистраль».

Деньги, которые тратятся на них, по мнению Пухова, можно было бы потратить на куда более важные для безопасности страны проекты. «Собственно, это и определят внешнеэкономические перспективы российско-украинской машины. Без заказа Минобороны России Ан никому не нужен. А его необходимость инозаказчикам опять же нужно будет подкреплять деньгами. Которых у нас нет», – подытожил эксперт.

Впрочем, именно различные лобби сегодня определяют политику в области создания и закупок продукции военно-промышленного комплекса. Решение по «Мистралю» было принято в контексте российской поддержки французского президента Николя Саркози. Судостроительный концерн DSN, производящий подобные корабли, находится в кризисе. ВМС Франции отказались выкупать практически готовый «Мистраль». Под сокращение могли пойти тысячи потенциальных избирателей Саркози.

С другой стороны, Париж оказался единственной столицей, кто поддержал Москву в конфликте с Тбилиси в августе 2008 года... Наверное, мы чем-то были обязаны и итальянцам, когда приняли решение о закупке почти тысячи бронеавтомобилей IVECO, получивших в российских вооруженных силах название «Рысь». Вместо того чтобы поддержать отечественного производителя аналогичных, но лучших по характеристикам (это подтверждено испытаниями Минобороны) автомобилей «Тигр».

Собственно в истории с Ан-70 сегодня превалирует все та же политика: российско-украинское лобби – бесправное Минобороны России. Об этом недвусмысленно говорит и премьер-министр Дмитрий Медведев. Подчеркивая именно не экономическую целесообразность проекта, продиктованную внутренними потребностями в подобных машинах, а заявление, что это станет символом «российско-украинского сотрудничества».

Единственный плюс всей этой истории состоит в том, что под Ан-70 дадут 20 млрд. На КАПО будет построен новый, современный цех, созданы новые рабочие места. Что, в общем-то, не самое плохое во всей этой истории.

Текст: Денис Коваленко

Вам может быть интересно

Япония сообщила, что санкции США не затронут ее участие в «Сахалине-2»
Темы дня

«Орешник» стал неядерной дубинкой против НАТО

ВС России нанесли удар по одному из крупнейших заводов в Днепропетровске с помощью «Орешника». Это новейшая баллистическая гиперзвуковая ракета в неядерном оснащении. Владимир Путин назвал испытание «Орешника» ответом на дальнобойные удары с использованием ракет США и Британии. По мнению экспертов, применением принципиально нового мощного оружия Россия показала свои не афишируемые ранее боевые возможности отнюдь не Киеву.

Как рушатся четыре столпа глобального западного господства

«Закончились пятьсот лет доминирования западной цивилизации», говорит премьер-министр Венгрии Виктор Орбан. И хотя пророчества об упадке Запада звучат уже довольно давно, пожалуй, только текущие глобальные геополитические обстоятельства подтверждают их по-настоящему. Могущество Запада столетиями основывалось на четырех столпах – и все они сейчас разрушаются. О чем идет речь?

Путин: Россия нанесла удар ракетой «Орешник» по объекту в Днепропетровске

В Британии усомнились в способности армии страны отразить ядерный удар России

В детсадах Владивостока запретили на Новый год костюмы иностранных супергероев

Новости

На дом Блиновской за 750 млн рублей нашелся покупатель

Блогер Елена Блиновская подписала предварительный договор продажи своего коттеджа в «Миллениум Парке», который оценивается в 750 млн рублей, а площадь составляет 1700 кв. метров, сообщает Telegram-канал SHOT.

Персонал Hennessy устроил забастовку против поставок коньяка в Китай в бочках

Работники Hennessy во Франции начали забастовку в ответ на введение Китаем 35% пошлин на бренди из ЕС, протестуя против планов компании по экспорту коньяка в бочках.

Вучич рекомендовал Западу прислушаться к словам Путина об ответе на удары по России

Удары по России останутся без ответа только по мнению «ненормальных» людей, заявил президент Сербии Александр Вучич.

Путин выступил с обращением об ударах западными ракетами и ответе России

Президент России Владимир Путин выступил с обращением к личному составу ВС России и россиянам, чтобы проинформировать о последних событиях в зоне спецоперации. Газета ВЗГЛЯД приводит полный текст обращения главы государства.

Путин: Конфликт на Украине приобрел элементы глобального характера

Президент России Владимир Путин заявил, что удары западными ракетами по российской территории придали конфликту на Украине глобальный характер.

Политолог назвал «предупредительным» испытание «Орешника» на Украине

Комментируя запуск российской гиперзвуковой ракеты средней дальности «Орешник» по объекту на Украине в ответ на использование западных дальнобойных ракет для ударов вглубь территории России, политолог Федор Лукьянов заявил, что «игра» между Россией и Западом перешла в эндшпиль.

США заявили, что знали о готовящемся запуске Россией ракеты по Украине

США знали о запуске Россией баллистической ракеты средней дальности против Украины, Вашингтон провел консультации с Украиной и союзниками, заявила пресс-секретарь Белого дома Карин Жан-Пьер.

В команде Трампа прокомментировали обращение Путина

Избранный президент США Дональд Трамп планирует восстановить мир во всем мире, делая акцент на американскую силу, заявила пресс-секретарь избирательного штаба Трампа Кэролайн Ливитт.

МВД отменило требование предъявлять ОСАГО при регистрации автомобилей

Министерство внутренних дел внесло изменения в регламент регистрации транспортных средств, исключив требование предъявлять ОСАГО, новые правила вступят в силу 1 марта 2025 года.

Швейцария выразила готовность арестовать Нетаньяху по ордеру МУС

Министерство юстиции Швейцарии заявило, что в случае приезда премьер-министра Израиля Биньямина Нетаньяху на территорию страны, он будет арестован по ордеру Международного уголовного суда (МУС).

Медведев обратился к Западу после пуска ракеты «Орешник» по Днепропетровску

Заместитель председателя Совета безопасности России Дмитрий Медведев прокомментировал испытание новой ракеты средней дальности «Орешник» в боевых условиях.

Европейские лидеры договорились посетить парад Победы в Москве

Премьер-министр Словакии Роберт Фицо и президент Сербии Александр Вучич планируют посетить парад Победы в Москве в 2025 году, чтобы подчеркнуть значение борьбы с фашизмом.
Мнения

Сергей Миркин: Как Зеленский и Ермак попытаются спасти свою власть

Кадровая политика Трампа не может не беспокоить главу майданного режима Владимира Зеленского и его серого кардинала Андрея Ермака. И они не будут сидеть сложа руки, ожидая, когда их уберут от власти по решению нового хозяина Белого дома. Что они будут делать?

Андрей Медведев: Украина все больше похожа на второй Вьетнам для США

Выводы из Вьетнама в США, конечно, сделали. Войска на Украину напрямую не отправляют. Наемники не в счет. Теперь американцы воюют только силами армии Южного Вьетнама, вернее, ВСУ, которых не жалко. И за которых не придется отвечать перед избирателями и потомками.

Игорь Караулов: Новая война делает предыдущие войны недовоёванными

Нацизм был разгромлен, но не был вырван с корнем и уже в наше время расцвел в Прибалтике, возобладал на Украине. США, Великобритания и Франция, поддержав украинский нацизм, отреклись от союзничества времен Второй мировой войны, а денацификация Германии оказалась фикцией.
Вопрос дня

«Русский индеец». Кто стал первым политбеженцем из США в Россию?