В середине обычно не слишком богатого на политические события августа «звезды» московского протестного движения неожиданно обратили свое внимание на Татарстан – по меркам столицы настоящую политическую глубинку.
Самое опасное на сегодняшний момент – это вполне вероятные попытки создать в Татарстане своеобразный «красный халифат», объединение левых радикалов и исламских фундаменталистов
12 августа в Казань приезжают участники «белоленточного» автопробега и независимо от них координатор «Левого фронта» Сергей Удальцов. В столице республики они вместе примут участие в местном митинге «Осознание гражданами своей власти», сообщает «Интерфакс». В планах Удальцова также переговоры с местной оппозицией об организации осенью в Казани «филиала» уже его митинга – «Марша миллионов», «центральная» акция которого запланирована в Москве на 15 сентября.
Официально столичные оппозиционеры едут в Татарстан налаживать контакты с местными коллегами по протестному движению. В частности, руководитель татарского отделения «Левого фронта» Михаил Белов в интервью местному интернет-изданию KazanWeek пояснил, что цель визита его руководителя из Москвы – усиление работы по объединению с другими общественными силами. Какими именно – он не уточнил, лишь дав понять, что приоритетное направление – «левые» организации.
Сам Удальцов, говоря о цели визита в Казань, заявил, что «есть вопросы, связанные с развитием забастовочного движения». Говорить о том, с кем он собрался объединяться, оппозиционер не стал, пояснив лишь, что речь идет о временной, «тактической коалиции».
«Коалиция может быть тактическая – за честную и легитимную власть. Там не будет всеобъемлющей программы, там программа краткосрочная: отстранение от власти нелегитимных деятелей и проведение свободных выборов», – подчеркнул он в комментарии тому же изданию.
Тем временем часть казанских экспертов, специалистов по изучению местных религиозных течений, связывают активизацию радикальных московских оппозиционеров в Казани с усилившимися в последнее время религиозно- экстремистскими веяниями в республике, а именно – прошедшими «шариатскими митингами», похожими на массовые акции фанатиков в арабских странах.
Напомним, что причиной обострения ситуации в июле стало убийство главы отдела образования Духовного управления мусульман республики Валиуллы Якупова, а также неудачное покушение на главного муфтия Татарстана Илдуса Файзова. Ответственность за эти преступления взяли на себя сразу несколько экстремистских группировок радикального ислама, в частности, т.н. «моджахеды Татарстана», обнародовавшие признательное видеообращение. Эксперты связывают эти события с усилившейся борьбой между традиционными исламистами, которые преобладают в республике, и ваххабитами, проповедующими агрессивные формы продвижения своей религии.
Вскоре после теракта в республике начались задержания религиозных деятелей радикального толка. По данным местных СМИ, кампания приобрела массовый характер. В итоге 5 августа на одной из центральных площадей Казани прошел т.н. «шариатский митинг». Его особенностью стала крайняя религиозность. Женщины и мужчины по законам шариата даже стояли в разных концах. Во время акции локально звучали экстремистские лозунги вплоть до требований свергнуть светскую власть и установить законы шариата. На митинге были замечены флаги запрещенной экстремистской организации «Хизб ут-Тахрир*» («Партия исламского освобождения*»).
О взаимной заинтересованности в объединении Удальцова, его товарищей и религиозных радикалов заявил руководитель Приволжского центра региональных и этнорелигиозных исследований РИСИ Раис Сулейманов.
«Самое опасное на сегодняшний момент – это вполне вероятные попытки создать в Татарстане своеобразный «красный халифат» – объединение левых радикалов и исламских фундаменталистов. По разным мотивам, но и первые, и вторые выступают за жесткий вариант свержения действующей власти, – заявил Сулейманов газете ВЗГЛЯД. – Сейчас до сентябрьского политического оживления они потренируются в совместных акциях в Казани. Договорятся. А там уже, может быть, что-то более серьезное будут реализовывать. Подобное объединение с такой крайне агрессивной силой может представлять серьезную опасность».
О заинтересованности татарских религиозных фундаменталистов легализоваться с помощью официальных политических организаций в Татарстане известно давно. В частности, по словам Сулейманова, минувшей зимой местные ваххабиты пытались объединиться с коммунистами в Нижнекамске.
«У них был временный альянс, и даже попытка организовать совместную массовую акцию. Их тогда полиция остановила по дороге в Казань. Это, конечно, еще даже не уровень региональной столицы, но уже сигнал, – пояснил эксперт. – Ведь раньше исламские фундаменталисты вовсе вели себя тихо, лишь наблюдали. Однако сейчас перешли к активным действиям, подключая в качестве ширмы либерально-правозащитную демагогию или иные виды популярного светского протеста. Им это объединение нужно лишь до тех пор, пока не будет свергнута действующая власть. Оппозиция это не всегда понимает: ряд либералов в Казани уже выразили готовность сотрудничать. Например, у нас есть такое «белоленточное» движение «Против преступности и беззакония». Вот его лидер Дмитрий Бердников уже ходил на митинги радикальных исламистов, говорил там про свободу мусульман».
Согласился с тем, что Удальцов, вероятно, рассчитывает использовать исламские волнения в Татарстане, и гендиректор Центра политической информации Алексей Мухин. Однако, по его мнению, вряд ли участие московской «звезды» протеста в казанских событиях способно как-то серьезно повлиять на развитие ситуации.
«Я не исключаю, что визит в Казань связан именно с возникшими там волнениями. Оппозиционные лидеры охотно используют любые поводы, чтобы рекрутировать активистов и привлечь внимание. Тут и любые выборы подойдут, какие угодно волнения, в том числе и религиозные, – заявил политолог газете ВЗГЛЯД. – Такая всеядность, с их точки зрения, оправдана – летом нет поводов продолжать активную деятельность, и о них просто забывают. Однако, если честно, я особой опасности конкретно в участии Удальцова не вижу. С трудом могу его представить во главе какого-то серьезного бунта, тем более на религиозной почве».
* Организация (организации) ликвидированы или их деятельность запрещена в РФ