В пятницу власти Северной Кореи объявили о намерении полностью пересмотреть свой подход к вопросу о ядерной программе, сообщило местное агентство ЦТАК. «Обстоятельства вынуждают нас полностью пересмотреть ядерный вопрос», – цитирует агентство коммюнике МИД КНДР.
Если США не отреагируют, то в этом случае КНДР может предпринять шаги в направлении усиления своей ядерной программы и развертывания новых компонентов
Как передает «Интерфакс», в сообщении не указывается, в чем именно будет заключаться пересмотр. Однако в нем осуждаются попытки США и Южной Кореи уничтожить статуи основателя северокорейского государства Ким Ир Сена. Западные СМИ отмечают, что такие высказывания Пхеньяна указывают на то, что в КНДР могут готовиться провести новое испытание ядерного оружия.
Накануне в госизмене признался бывший перебежчик в Южную Корею из КНДР Чон Ен Чхоль. По его словам, он был завербован южнокорейской разведкой в Сеуле и за крупное вознаграждение согласился «совершить чудовищное преступление» – взорвать бронзовую статую корейского вождя в одном из приграничных городов народной республики с целью дестабилизации обстановки. Однако 18 июня он был арестован сотрудниками северокорейских спецслужб при попытке перейти границу между Китаем и КНДР под видом контрабандиста.
По его словам, разработкой этой секретной операции занимались агенты южнокорейских спецслужб вместе со своими американскими коллегами. Для ее осуществления была создана специальная группа. Уничтожить статую планировали с помощью мощного взрывного устройства. 18 июня он получил задание проверить тайный маршрут, ведущий из Китая в КНДР, взрывчатку должны были доставить позже. Диверсию планировали совершить 27 июля, когда в КНДР отмечается государственный праздник – День победы в Отечественной освободительной войне (Корейской войне 1950–1953 годов).
Ранее Комитет КНДР за мирное объединение Кореи сообщил, что в стране «были выявлены и арестованы те, кого США и Южная Корея направили для уничтожения статуй и монументов».
Что касается ядерной проблематики, то еще в конце февраля КНДР и США достигли соглашений, в рамках которых Пхеньян временно приостанавливал работы по обогащению урана и соглашался на возобновление проверок своих атомных объектов инспекторами МАГАТЭ в обмен на получение 240 тысяч тонн продовольственной помощи. В апреле КНДР, нарушив обязательства, предприняла попытку запустить баллистическую ракету со спутником, после чего США заявили о приостановке реализации договоренностей о поставках помощи.
В начале июня на переговорах в Москве замглавы российского МИДа Игорь Моргулов и спецпредставитель США по политике в отношении Северной Кореи Глен Дэвис договорились активизировать взаимодействие по урегулированию ядерной проблемы КНДР как в двустороннем, так и в многостороннем форматах.
Северная Корея объявила себя ядерной державой в 2005 году. В мае этого года соответствующие изменения были внесены в конституцию. В 2006 и 2009 годах Пхеньян провел ядерные испытания, на которые Совет Безопасности ООН отреагировал санкциями. В резолюциях 1718 и 1874, помимо санкций, содержится требование к КНДР не проводить ядерные испытания и запуски баллистических ракет, отказаться от намерения обладать ядерным оружием и вернуться к переговорам о денуклеаризации Корейского полуострова.
В конце ноября 2010 года КНДР официально подтвердила сведения о расширении своей ядерной программы, объявив о нескольких тысячах действующих центрифуг на предприятии по обогащению урана в Йонбене. Инспекторы МАГАТЭ наблюдали за деятельностью в Йонбене до апреля 2009 года, когда КНДР прекратила все сотрудничество с агентством и выслала его специалистов из страны.
Добавим, что в начале июля представители КНДР опровергли сообщения ряда японских изданий о том, что Пхеньян продолжает работу над своей ядерной программой. Публикации в японских газетах рассказывали о серийном выпуске в КНДР ядерных бомб с применением высокообогащенного урана. По мнению представителей КНДР, эти сообщения доказывают, что «враждебная политика» Японии по отношению к официальному Пхеньяну «достигла своего апогея».
Первый вице-президент Академии геополитических проблем, доктор военных наук Константин Сивков отмечает, что со стороны США в адрес КНДР продолжается агрессивная риторика, и со стороны американцев нет никаких гарантий, что «в случае свертывания ядерной программы Северной Кореи эти агрессивные выпады прекратятся».
«Северокорейское руководство должно предпринять шаги, чтобы подтолкнуть США к переговорам. Неопределенность демонстративного заявления МИДа о пересмотре ядерной политики, в каком именно направлении они будут пересмотрены, видимо, и является тем самым ключом, который заложен в это заявление», – сказал Сивков газете ВЗГЛЯД.
По его словам, если Вашингтон пойдет на переговоры и даст гарантии того, что против Северной Кореи не будет вестись экономическая и информационная война, то «КНДР пересмотрит свою ядерную программу в направлении ее свертывания». «А если США не отреагируют, то в этом случае КНДР может предпринять шаги в направлении усиления своей ядерной программы и развертывания новых компонентов», – прогнозирует эксперт.
В свою очередь ведущий научный сотрудник Центра корейских исследований Института Дальнего Востока РАН Ким Ен Ун считает, что делать какие-либо выводы из заявления МИД КНДР преждевременно и нужно дождаться последующих комментариев. При этом эксперт не согласен с мнением, что за заявлением МИДа последуют новые испытания ядерного оружия, пояснив, что КНДР на 90% в вопросах торговли зависит от Китая, который ясно дал понять, что «не хотел бы таких вещей».
Что касается переговоров Пхеньяна и Вашингтона по приостановке работ по обогащению Северной Кореей урана, то Ким Ен Ун указывает, что эти контакты не прекращаются. «Если Северная Корея заявит о том, что в случае гарантий больше не будет проводить эти испытания, американцы могут пойти на возобновление переговоров и подтверждение тех положений, которые были достигнуты в феврале. У американцев скоро выборы, и в этой ситуации президент Барак Обама не пойдет на жесткие шаги, за которые его будут критиковать. Это касается как ухудшения, так и улучшения отношений», – сказал Ким газете ВЗГЛЯД.