Великобритания не стала помогать МВД России в содействии при расследовании уголовного дела главы фонда Hermitage Capital Уильяма Браудера, который проходит по одному делу с бывшим аудитором фонда Сергеем Магнитским по обвинению в уклонении от уплаты налогов в особо крупном размере – 5,4 млрд рублей.
Браудер приехал в Россию с парой сотен миллионов долларов, а уехал с миллиардами
Британские коллеги отказались передать Браудеру уведомление о завершении следствия. На том, что оно должно быть передано через «компетентные органы Великобритании», настаивали адвокаты Браудера.
Как сообщили ИТАР-ТАСС в пресс-службе следственного департамента МВД, в феврале в компетентные органы Великобритании был направлен международный запрос (поручение) об оказании правовой помощи по этому уголовному делу.
«Из компетентных органов Великобритании пришел ответ: Соединенное Королевство не может оказать запрашиваемого содействия, так как государственный секретарь полагает, что это, скорее всего, нанесет ущерб суверенности, безопасности, общественному порядку и другим существенным интересам Великобритании...» – сказали в департаменте.
Однако в пресс-службе МВД добавили, что дело все равно будет передано в суд. Согласно российскому законодательству и международным договорам, иностранные граждане, вовлеченные в орбиту российского уголовного судопроизводства, должны быть уведомлены о своем правовом статусе через компетентные органы страны проживания (пребывания), поэтому «отказ британских коллег в правовой помощи по уголовному делу дает стороне защиты повод заявить о нарушении прав подзащитного».
«А самому Браудеру – говорить на страницах СМИ о своем неведении о ведущемся уголовном преследовании и заявлять на весь мир о беззаконии, творящемся в российской правоохранительной системе», – считают в МВД.
Напомним, Браудер проходит по уголовному делу по статье «Уклонение от уплаты налогов», санкция которой предусматривает до шести лет лишения свободы. Браудер не появлялся в России с 2005 года – тогда по не обнародованной до сих пор причине была аннулирована его российская виза. Тем не менее он был объявлен в федеральный розыск.
Сергей Магнитский, обвинявшийся в уклонении от уплаты налогов с организации, скончался в московском СИЗО «Бутырка» 16 ноября 2009 года. Его смерть вызвала большой общественный резонанс.
Американский сенатор Бенджамин Кардин позднее составил «список Магнитского», в который вошли российские чиновники, якобы причастные к этому делу. В апреле 2011 года в Конгресс США был представлен законопроект, которым предусматривается введение визовых и экономических санкций в отношении лиц, подозреваемых в США в причастности к гибели юриста.
По версии следствия, в сентябре-октябре 2007 года Магнитский вместе с сообщниками посредством мошенничества с налоговыми декларациями похитил из российского бюджета 5,4 миллиарда рублей. Hermitage Capital утверждает, что 5,4 миллиарда рублей налогов, уплаченных государству его компаниями, украли рейдеры, а к коррупционной сделке причастны российские силовики. С кражей этих денег фонд и связывает уголовное преследование Магнитского.
Следователи заявляли, что готовы прекратить по нереабилитирующим обстоятельствам дело Магнитского в случае, если этого потребуют его родственники. Но те оспорили постановление заместителя генпрокурора Виктора Гриня, который отменил постановление следователя о прекращении расследования в связи со смертью обвиняемого. Поводом стало решение Конституционного суда России, разрешившего в целях реабилитации продолжать следствие в отношении умерших обвиняемых.
В МВД заявляют, что причастность Магнитского к налоговым преступлениям подтверждается материалами дела, поэтому оно не может быть закрыто по реабилитирующим основаниям, то есть в связи с отсутствием состава преступления, но может быть вновь закрыто в связи со смертью обвиняемого. Таким образом, согласие родственников на прекращение дела означало бы признание вины Магнитского, а отказ – передачу дела в суд.
Член комитета Госдумы по безопасности и противодействию коррупции единоросс Илья Костунов считает действия Великобритании проявлением цинизма. «Это уже не первый случай, известны и другие. Вот сейчас прокурор Игнатенко в Польше... Я, встречаясь с иностранными коллегами, задаю им вопросы, почему Великобритания, Германия и США штрафуют свои компании за коррупцию в странах Восточной Европы, а нам не выдают действующих лиц», – сказал Костунов газете ВЗГЛЯД.
Говоря о главе фонда Hermitage Capital, депутат отметил, что Браудер платит налоги не в России, а за рубежом. «Браудер приехал в Россию с парой сотен миллионов долларов, а уехал с миллиардами. Ничего здесь не построил и не создал. Он очень выгодный налогоплательщик, который из других стран привозит деньги в Великобританию. Поэтому они его и защищают. В данном конкретном случае Великобритании важнее не правосудие, а, возможно, даже экономические интересы», – полагает Илья Костунов.