Спецпредставитель ООН и Лиги арабских государств (ЛАГ), бывший генсек ООН Кофи Аннан в пятницу поддержал идею России привлечь к урегулированию ситуации в Сирии Иран. Поскольку Совбез ООН, на его взгляд, слишком неповоротливая структура, Аннан предложил создать «контактную группу» стран, которые могли бы гибко реагировать на события в Сирии.
Деградация политического истеблишмента есть факт. И для Америки это такой же факт, как для Европы
«Сейчас обсуждается возможность создания контактной группы, в которую вошли бы страны, обладающие реальным воздействием на ситуацию, которые могли бы повлиять на любую из сторон: правительство Сирии и оппозицию. Иран, являясь важной страной региона, внесет вклад в решение данной проблемы», – заявил миротворец.
Инициатива созвать экстренную международную конференцию по Сирии была выдвинута Москвой накануне. По словам постпреда России в ООН Виталия Чуркина, конференция не подменяет Совбез и направлена на реализацию плана урегулирования Аннана, который обе стороны пока срывают. В Москве убеждены, что смысла в такой конференции без участия Тегерана не будет.
Однако Вашингтон категорически не хочет видеть Иран в переговорном процессе по Сирии. Как заявила постоянный американский представитель в ООН Сюзан Райс, Тегеран сам «создает проблемы в Сирии» и «активно поддерживает правительство в совершении насилия».
О том, какова вероятность, что Иран и США окажутся в рамках одной группы, за одним столом в поисках вариантов примирения для Сирии, в интервью газете ВЗГЛЯД рассказал президент Института Ближнего Востока Евгений Сатановский.
ВЗГЛЯД: Евгений Янович, как США и Иран смогут сотрудничать в рамках одного совета, если у них столь враждебные, предвоенные отношения?
Евгений Сатановский: США и Иран замечательно могут сотрудничать в рамках чего угодно, если руководства обеих стран решат сотрудничать между собой. Если американцы действительно хотят урегулирования ситуации в Сирии, значит без Ирана там точно не обойтись.
Например, иранские военные корабли могут же в рамках борьбы с сомалийскими пиратами препятствовать захвату американских судов и делают это. Это совершенно нормально. Иранские студенты посещают США и учатся там. Это тоже нормально. Иранский президент приезжает на заседание ООН и выступает там.
В чем проблема, чтобы они сотрудничали в данном кризисе? Понятно, что наши иранские коллеги придерживаются диаметрально противоположной позиции по сравнению с западным блоком и аравийскими монархиями, которые всячески поддерживают и провоцируют гражданскую войну в Сирии.
Но поскольку гражданская война зашла в тупик, свергнуть Асада не удается, то понятно, что Сирия, распавшись, будет представлять собой полигон для «Аль-Каиды*», которая Ирану абсолютно не симпатична, но также и Америке, несмотря на идиотическую ливийскую авантюру, которая предоставила «Аль-Каиде» все возможности развития инфраструктуры в этой стране. Так почему же не попытаться найти общий язык?
ВЗГЛЯД: По каким пунктам они могут найти общий язык?
Е. С.: Это вопрос не ко мне. Я не американский президент и не президент Ирана. Мы говорим о словах Аннана, который тоже не является ни американцем, ни иранцем. Сама идея привлечь Иран – разумная. У Кофи Аннана полным-полно нормальных идей.
Может ли она быть реализована, зависит не от Аннана, а в первую очередь от Соединенных Штатов и Запада в целом, от аравийских монархий, которые являются основными партнерами наших западных коллег по свержению Асада и для которых Иран – страшный враг. Поэтому Аннан высказал разумную идею, которая, однако, имеет чрезвычайно мало шансов на реализацию.
ВЗГЛЯД: Но вот в апреле США – после долгих препирательств – все же согласились на предложение Москвы и поддержали тот же план Аннана. Значит, Вашингтон порой все же может воздержаться от эмоций и прислушаться к доводам разума, даже если речь идет о Сирии...
Е. С.: Это проблема администрации США, которая либо может услышать что-то разумное извне стен самой администрации, либо просто не в состоянии ничего разумного услышать, полагая, что госпожа Хиллари Клинтон лучше знает все.
В данном случае дефицит кадров в американском политическом истеблишменте мы видим по, например, послу США в России, который, как нам сказано, не дипломат. И если уж послами в России становятся не дипломаты, то откуда мне знать, кого может услышать власть США, а кого – нет. Деградация политического истеблишмента есть факт. И для Америки это такой же факт, как для Европы.
ВЗГЛЯД: В середине июня в Москве должен пройти очередной раунд переговоров «шестерки» международных посредников по урегулированию ядерной программы Ирана. Стоит ли ждать от нее прорыва?
Е. С.: С моей личной точки зрения, не стоит. Хотя сами по себе переговоры лучше, чем война, и в этом плане уже само их проведение – положительный факт.
* Организация (организации) ликвидированы или их деятельность запрещена в РФ