Политика

Мумия Абу-Джамал
писатель и журналист, бывший активист Черных пантер, бывший президент Филадельфийской ассоциации чернокожих журналистов

«Общество в США пронизывает страх»

10 апреля 2012, 22:47

Фото: Reuters

Как пишет The New York Times, накануне бывший активист движения «Черные пантеры», публицист Мумия Абу-Джамал добился отмены смертного приговора, вынесенного ему в 1982 году. По решению прокуратуры Филадельфии Абу-Джамал, которому сейчас 57 лет, остаток жизни проведет в тюрьме без права на досрочное освобождение.

Несмотря на официальные панегирики, ситуация с американскими школами напоминает мне трагедию. Других слов я не нахожу

Напомним, Абу-Джамал был арестован за убийство полицейского Дэниела Фолкнера, совершенное в Филадельфии в декабре 1981 года. На суде, который состоялся летом 1982 года, присяжные единогласно признали его виновным и приговорили к казни.

Приговор Абу-Джамалу на протяжении последних 30 лет регулярно обжаловали. Дважды, в 1995 и 1999 годах, назначалась дата казни, но защите удавалось добиться отсрочки. В итоге власти все же согласились начать пересмотр дела – в апреле прошлого года.

По мнению защитников Абу-Джамала, на решение коллегии присяжных могли повлиять расистские мотивы. Так, Абу-Джамал стал своеобразным символом для всех противников смертной казни в США и защитников прав человека. С призывом к пересмотру его дела выступала «Международная амнистия», а мэрия Парижа в 2003 году пошла на беспрецедентный шаг, присвоив ему звание почетного гражданина столицы Франции.

После отмены приговора Мумия Абу-Джамал в интервью телеканалу RT прокомментировал проблемы в правовой системе США.

– Спасибо большое, что согласились на интервью. Вы провели почти 30 лет в ожидании исполнения смертного приговора, сейчас вы в тюрьме пожизненно без права на досрочное освобождение. Если бы вы сейчас могли оказаться где угодно, какое место вы бы выбрали и чем бы вы занимались?

– С самого раннего возраста я был, так сказать, гражданином мира: меня всегда интересовали события, происходящие в разных странах. Я привык думать о том, как живут люди по всему миру. Поскольку я афроамериканец, мне, конечно, хотелось бы побывать в разных частях Африки, но в то же время у меня много друзей и дорогих мне людей во Франции – я бы хотел показать жене и детям ту улицу в Париже, которую назвали в мою честь.

– В каком событии, произошедшем за последние 30 лет, вы хотели бы принять участие, если бы была такая возможность?

– Во-первых, конечно же, я бы хотел стать частью движения против апартеида в ЮАР, потому что это событие изменило ситуацию не только в ЮАР, но и во всем мире. Это была борьба против расового неравенства, за свободу и достоинство африканского народа. Поэтому, конечно, в первую очередь, я выбрал бы ЮАР... Ну а вообще, меня всегда тянуло туда, где люди борются за свободу, – именно эта борьба мотивирует меня, дает мне силы.

– В конце месяца вам исполнится 58 лет. Получается, что половину жизни вы провели за решеткой. Многие даже и представить себе не могут такого. А как на вас это повлияло?

#{smallinfographicleft=427277}– На самом деле, в ожидании смертной казни прошла большая часть моей жизни. Это не могло не повлиять на мое сознание, на то, как я вижу мир и взаимодействую с ним. Мне нравится думать, что значительную часть этого времени я бы провел вне тюрьмы, что хотя бы в моем воображении я был на свободе, я путешествовал. Но это всего лишь фантазии.

На самом же деле, большую часть своей жизни я провел в ожидании исполнения приговора. И в каком-то смысле, может быть, не физически, а психологически я по-прежнему чувствую себя приговоренным к смертной казни.

– Ваша судьба для многих стала ярким примером несправедливости в работе судебной системы. Вы сами верите в справедливый суд? В одной из своих книг вы называете работу пенитенциарной системы США «войной против бедных» и говорите, что новые тюрьмы строятся, чтобы избавиться от бедных и бездомных. Осталась ли у вас хотя бы слабая вера в правосудие, учитывая то, как сложилась ваша собственная жизнь?

– В юности, когда я был членом партии «Черные пантеры», я участвовал в протестах против политически мотивированного заключения Анджелы Дэвис, которые проходили в центре Нью-Йорка. Как многие «Черные пантеры», я читал ее работы. Она критиковала устройство тюремной системы США. В своих работах она называла общее количество пленников этой системы – 250–300 тысяч заключенных по всей стране. Уже тогда это было проблемой, требующей решения. Это был кризис, ситуация была сравнима с фашистским режимом.

Сегодня, 30–40 лет спустя, в одной только Калифорнии насчитывается 300 тысяч заключенных. В одной Калифорнии заключенных больше, чем во Франции, Бельгии, Англии и еще четырех-пяти странах вместе взятых. Тогда мы и представить не могли, что до такого дойдет. То, что происходит с этой системой сегодня, – ужасно. Жертвами этого пенитенциарно-промышленного комплекса стали миллионы человек. Это мужчины, женщины и дети. Такое количество заключенных – жертв массовых репрессий не может не влиять на общество в целом. Не только на семьи заключенных, а на коллективное сознание всего общества. Общество пронизывает страх, силу и глубину которого мы не можем даже представить.

– Вы затронули столько важных экономических и социальных вопросов. Какой аспект вы бы хотели изменить в первую очередь?

#{interviewpolit}– Невозможно изменить какой-то один аспект в отрыве от всех остальных. Хотя, безусловно, вопрос интересный, и я бы подумал. Но суть в том, что все элементы этой системы взаимозависимы, изменения в одном элементе приводят к изменениям в других. Еще философ Антонио Грамши говорил о «гегемонии» идеологической сферы, которая довлеет над всеми остальными. В силу этого невозможно изменить какой-либо один аспект, чтобы тот, в свою очередь, изменил всю систему или хотя бы повлиял на что-то еще.

Это один из уроков гражданского движения 1960-х годов: те, кто боролись за гражданские права, требовали изменения системы школьного образования, интеграции и т.д. Так вот проблема в том, что сейчас в подавляющем большинстве школ, где обучаются темнокожие американцы – из малоимущих или рабочих семей, – сегрегация ничуть не меньше, чем была у их бабушек и дедушек. Только теперь сегрегация проходит не только по расовому, но еще и по классовому признаку.

В первую очередь, по классовому признаку, который затем трансформируется в расовый. Известный исследователь Джонатан Козол, занимавшийся проблемами образования в Америке в течение сорока лет, написал в одной из недавних книг, что в американской системе образования присутствуют элементы апартеида. Я часто общаюсь со своей семьей – с женой и детьми, и даже с внуками – и делаю неутешительный вывод: школа, в которую ходят мои внуки, хуже, чем та, где много лет назад учился я сам.

Это приговор всей системе, и произошло это именно из-за того, что предыдущие поколения уделяли внимание лишь одному аспекту проблемы. Ситуация все хуже и хуже. И несмотря на официальные панегирики, ситуация с американскими школами напоминает мне трагедию. Других слов я не нахожу. Хотя нет, я скажу по-другому: ситуация во многих школах в районах, где преобладает темнокожее население или выходцы из Латинской Америки, напоминает даже не трагедию. Речь идет о преступлении.

– Сейчас, с принятием закона о национальной безопасности, следить и задерживать граждан станет гораздо проще. Как вы думаете, «большой брат» теперь открыто показал свое истинное лицо в США?

– Давайте посмотрим на это следующим образом: если снова взглянуть на контрразведывательную программу КОИНТЕЛПРО, тогда получается, что все в ФБР – и руководство, и агенты – знали, что все, что они тогда делали, было противозаконно. Агентов ФБР обучали незаконно проникать в помещения, проводить так называемые тайные разведывательные операции и тому подобное, то есть совершать преступления, но при этом им говорили: «В твоих интересах не попасться, потому что если попадешься, сядешь в тюрьму, и мы тебя знать не знаем. Пеняй тогда на себя».

То есть что происходило последние 20–30 лет? Не только закон о национальной обороне, но и так называемый «Патриотический акт» сделали все, что считалось противозаконным в 1950-е, 60-е и 70-е годы, законным. Они придали этому статус законности. Они придали статус законности всем тем вещам, которые сами управленцы и агенты ФБР считали ранее преступными.

Это означает, что теперь они могут просматривать вашу почту, без проблем читать вашу электронную почту, прослушивать телефоны – они все это делают, и хотя они делают это во имя национальной безопасности, тем не менее, они это делают. Можно сказать, что сегодня мы живем в государстве национальной безопасности, в котором «большой брат» стал узаконенной реальностью.

– За какого кандидата в президенты США вы бы отдали свой голос?

– Ни за кого. Скорее всего, ни за кого. Я бы сказал так – на сегодняшний день нет никого, за кого я бы с чистой совестью отдал свой голос, потому что большинство кандидатов принадлежат двум политическим партиям, и в том, что они говорят, я слышу какое-то сплошное безумие, отсутствие смысла, желание вернуться в какие-то стародавние времена, в 50-е годы. Или же они говорят о необходимости навечно утвердить имперский статус и имперские амбиции США. Господи, да за что тут голосовать? Сколько людей, сознательно идущих на выборы, голосует за империализм, за войну, за то, чтобы их дети, отцы и даже матери оказались в армии, приняли участие в массовых убийствах или же стали жертвами?..

– Вы поддержали движение Occupy Wall Street. Думаете ли вы, что это восстание может изменить Америку и пойти стране на пользу?

– Я думаю, что это начало такого восстания. Оно должно быть глубже, шире, должно затрагивать проблемы наименее состоятельных слоев населения и рабочего класса. Думаю, что это очень хорошее начало, но этому движению еще надо вырасти – оно должно быть более масштабным и агрессивным.

– Какое послание вы хотели бы донести до своих сторонников?

– Цитируя Кваме Туре, «Организуйтесь, организуйтесь, организуйтесь». Я вас всех люблю. Спасибо, что боретесь за меня, давайте вместе бороться за свободу.

Текст: RT

Вам может быть интересно

По всей Украине прогремели мощные взрывы
Темы дня

Россия получила признание за границей как авиационная держава

Впервые в постсоветской истории иностранная страна может начать собирать российские самолеты на своей территории. Такой план вынашивает Индия, с которой у России давние тесные связи в сфере боевой авиации и ракетостроения. Теперь Дели признал наши компетенции и в гражданской авиации. Индия хочет собирать самолеты Superjet и Ил-114. Причем как для своего огромного рынка, так и для дальнейшего экспорта. Чем этот проект выгоден каждой из сторон?

Дружба России и Индии вновь выдержала натиск Запада

Индия и Россия показали Западу преимущество взаимного уважения перед односторонним диктатом: в Нью-Дели завершился двухдневный визит Владимира Путина, в ходе которого он встретился с премьером страны Нарендрой Моди. Итогом саммита стало большое количество документов, затрагивающих сотрудничество как в энергетике, так и в сфере ВПК. Как прошедший визит отразится на будущих контактах России и Индии?

Опубликовано вегетарианское меню на приеме в честь Путина в Индии

Долина пообещала в полном объеме вернуть деньги за спорную квартиру

Экс-жена Иванова рассказала, как отговаривала его работать в Минобороны

Новости

В Госдуме рассказали о правилах оформления повышенной пенсии в 2026 году

Пенсионеры до 31 декабря 2025 года могут подать заявление о доплате к пенсии по старости, если в семье есть нетрудоспособные иждивенцы, рассказал зампред комитета Госдумы по бюджету и налогам Каплан Панеш.

Встреча ЕК по российским активам завершилась без итогового соглашения

В Брюсселе не удалось достигнуть договоренности по вопросу использования активов России для поддержки Украины, обсуждение переносится.

G7 и ЕС намерены запретить России перевозить нефть по морю

G7 и Евросоюз обсуждают идею заменить существующий потолок цен на российскую нефть полным запретом на перевозку нефтепродуктов морским транспортом, пишет агентство Reuters

Минцифры сообщило о постепенном отказе от смс-входа на «Госуслуги»

Министерство цифрового развития объявило о решении постепенно прекращать использование смс-кодов для подтверждения входа на портал «Госуслуги» с мобильных устройств.

Кадыров обещал ВСУ ответ за атаку беспилотника на «Грозный-Сити»

Глава Чечни Рамзан Кадыров прокомментировал атаку украинского беспилотника по комплексу «Грозный-Сити», заверив, что пострадавших нет и здание оперативно восстановят.

В Индии оскорбились выходкой Запада из-за визита Путина

Власти Индии негативно отреагировали на попытку послов Британии, Германии и Франции вмешаться в контекст визита российского лидера в страну, пишет немецкое издание Spiegel.

Всемирный банк назвал должников России

За 2024 год внешние долги других государств перед Россией выросли на 2,6 млрд долларов и достигли 33,1 млрд.

Кадыров призвал украинский народ выступить против войны с Россией

В своем обращении Рамзан Кадыров после атаки беспилотника на Грозный предложил жителям Украины объединиться против боевых действий с Россией.

Медведев предложил США отправить подлодки к берегам Франции

Зампред Совбеза России Дмитрий Медведев саркастически отреагировал на критику со стороны французского президента Эммануэля Макрона в адрес США, прозвучавшую во время телеконференции европейских лидеров.

Ушаков назвал возможного автора мирного плана по Украине

Основные положения возможного мирного плана по урегулированию конфликта на Украине может создать именно предприниматель Джаред Кушнер, сообщил помощник президента России Юрий Ушаков.

Путин сфотографировался с сотрудниками гостиницы в Дели

Сотрудники гостиницы в Дели, где остановился президент России Владимир Путин, попросили его сфотографироваться.

Вашингтон обсудил с Киевом план восстановления Украины после конфликта

Власти США и Украины рассмотрели будущее развитие и экономические инициативы страны в рамках подготовки к послевоенной реконструкции.
Мнения

Геворг Мирзаян: Расчеты на «договорнячок» провалились

Гипотетический «договорнячок» по Украине не выглядит ни обсуждаемым, ни даже сколько-нибудь возможным. Путин доведет до конца украинскую историю – и именно так, как изначально планировал. Дипломатическим путем – если получится. Военным – если придется.

Ван Вэнь: Зачем Евразии новая архитектура безопасности

Построение архитектуры евразийской безопасности в условиях многополярного ландшафта – это сложный проект, который требует скоординированного продвижения в трех измерениях: идеологии, институтах и действиях.

Игорь Караулов: К Киргизии нужно относиться с искренним уважением и открытым сердцем

Киргизы у себя дома – очень вежливый и тактичный народ, так что не стоит судить об этом народе по тем, кто приезжает к нам на низкоквалифицированные заработки.
Вопрос дня

Почему заблокировали Roblox?

Суть игры, риски и угрозы для детей, позиция Роскомнадзора и мнение экспертов