Политика

Мумия Абу-Джамал
писатель и журналист, бывший активист Черных пантер, бывший президент Филадельфийской ассоциации чернокожих журналистов

«Общество в США пронизывает страх»

10 апреля 2012, 22:47

Фото: Reuters

Как пишет The New York Times, накануне бывший активист движения «Черные пантеры», публицист Мумия Абу-Джамал добился отмены смертного приговора, вынесенного ему в 1982 году. По решению прокуратуры Филадельфии Абу-Джамал, которому сейчас 57 лет, остаток жизни проведет в тюрьме без права на досрочное освобождение.

Несмотря на официальные панегирики, ситуация с американскими школами напоминает мне трагедию. Других слов я не нахожу

Напомним, Абу-Джамал был арестован за убийство полицейского Дэниела Фолкнера, совершенное в Филадельфии в декабре 1981 года. На суде, который состоялся летом 1982 года, присяжные единогласно признали его виновным и приговорили к казни.

Приговор Абу-Джамалу на протяжении последних 30 лет регулярно обжаловали. Дважды, в 1995 и 1999 годах, назначалась дата казни, но защите удавалось добиться отсрочки. В итоге власти все же согласились начать пересмотр дела – в апреле прошлого года.

По мнению защитников Абу-Джамала, на решение коллегии присяжных могли повлиять расистские мотивы. Так, Абу-Джамал стал своеобразным символом для всех противников смертной казни в США и защитников прав человека. С призывом к пересмотру его дела выступала «Международная амнистия», а мэрия Парижа в 2003 году пошла на беспрецедентный шаг, присвоив ему звание почетного гражданина столицы Франции.

После отмены приговора Мумия Абу-Джамал в интервью телеканалу RT прокомментировал проблемы в правовой системе США.

– Спасибо большое, что согласились на интервью. Вы провели почти 30 лет в ожидании исполнения смертного приговора, сейчас вы в тюрьме пожизненно без права на досрочное освобождение. Если бы вы сейчас могли оказаться где угодно, какое место вы бы выбрали и чем бы вы занимались?

– С самого раннего возраста я был, так сказать, гражданином мира: меня всегда интересовали события, происходящие в разных странах. Я привык думать о том, как живут люди по всему миру. Поскольку я афроамериканец, мне, конечно, хотелось бы побывать в разных частях Африки, но в то же время у меня много друзей и дорогих мне людей во Франции – я бы хотел показать жене и детям ту улицу в Париже, которую назвали в мою честь.

– В каком событии, произошедшем за последние 30 лет, вы хотели бы принять участие, если бы была такая возможность?

– Во-первых, конечно же, я бы хотел стать частью движения против апартеида в ЮАР, потому что это событие изменило ситуацию не только в ЮАР, но и во всем мире. Это была борьба против расового неравенства, за свободу и достоинство африканского народа. Поэтому, конечно, в первую очередь, я выбрал бы ЮАР... Ну а вообще, меня всегда тянуло туда, где люди борются за свободу, – именно эта борьба мотивирует меня, дает мне силы.

– В конце месяца вам исполнится 58 лет. Получается, что половину жизни вы провели за решеткой. Многие даже и представить себе не могут такого. А как на вас это повлияло?

#{smallinfographicleft=427277}– На самом деле, в ожидании смертной казни прошла большая часть моей жизни. Это не могло не повлиять на мое сознание, на то, как я вижу мир и взаимодействую с ним. Мне нравится думать, что значительную часть этого времени я бы провел вне тюрьмы, что хотя бы в моем воображении я был на свободе, я путешествовал. Но это всего лишь фантазии.

На самом же деле, большую часть своей жизни я провел в ожидании исполнения приговора. И в каком-то смысле, может быть, не физически, а психологически я по-прежнему чувствую себя приговоренным к смертной казни.

– Ваша судьба для многих стала ярким примером несправедливости в работе судебной системы. Вы сами верите в справедливый суд? В одной из своих книг вы называете работу пенитенциарной системы США «войной против бедных» и говорите, что новые тюрьмы строятся, чтобы избавиться от бедных и бездомных. Осталась ли у вас хотя бы слабая вера в правосудие, учитывая то, как сложилась ваша собственная жизнь?

– В юности, когда я был членом партии «Черные пантеры», я участвовал в протестах против политически мотивированного заключения Анджелы Дэвис, которые проходили в центре Нью-Йорка. Как многие «Черные пантеры», я читал ее работы. Она критиковала устройство тюремной системы США. В своих работах она называла общее количество пленников этой системы – 250–300 тысяч заключенных по всей стране. Уже тогда это было проблемой, требующей решения. Это был кризис, ситуация была сравнима с фашистским режимом.

Сегодня, 30–40 лет спустя, в одной только Калифорнии насчитывается 300 тысяч заключенных. В одной Калифорнии заключенных больше, чем во Франции, Бельгии, Англии и еще четырех-пяти странах вместе взятых. Тогда мы и представить не могли, что до такого дойдет. То, что происходит с этой системой сегодня, – ужасно. Жертвами этого пенитенциарно-промышленного комплекса стали миллионы человек. Это мужчины, женщины и дети. Такое количество заключенных – жертв массовых репрессий не может не влиять на общество в целом. Не только на семьи заключенных, а на коллективное сознание всего общества. Общество пронизывает страх, силу и глубину которого мы не можем даже представить.

– Вы затронули столько важных экономических и социальных вопросов. Какой аспект вы бы хотели изменить в первую очередь?

#{interviewpolit}– Невозможно изменить какой-то один аспект в отрыве от всех остальных. Хотя, безусловно, вопрос интересный, и я бы подумал. Но суть в том, что все элементы этой системы взаимозависимы, изменения в одном элементе приводят к изменениям в других. Еще философ Антонио Грамши говорил о «гегемонии» идеологической сферы, которая довлеет над всеми остальными. В силу этого невозможно изменить какой-либо один аспект, чтобы тот, в свою очередь, изменил всю систему или хотя бы повлиял на что-то еще.

Это один из уроков гражданского движения 1960-х годов: те, кто боролись за гражданские права, требовали изменения системы школьного образования, интеграции и т.д. Так вот проблема в том, что сейчас в подавляющем большинстве школ, где обучаются темнокожие американцы – из малоимущих или рабочих семей, – сегрегация ничуть не меньше, чем была у их бабушек и дедушек. Только теперь сегрегация проходит не только по расовому, но еще и по классовому признаку.

В первую очередь, по классовому признаку, который затем трансформируется в расовый. Известный исследователь Джонатан Козол, занимавшийся проблемами образования в Америке в течение сорока лет, написал в одной из недавних книг, что в американской системе образования присутствуют элементы апартеида. Я часто общаюсь со своей семьей – с женой и детьми, и даже с внуками – и делаю неутешительный вывод: школа, в которую ходят мои внуки, хуже, чем та, где много лет назад учился я сам.

Это приговор всей системе, и произошло это именно из-за того, что предыдущие поколения уделяли внимание лишь одному аспекту проблемы. Ситуация все хуже и хуже. И несмотря на официальные панегирики, ситуация с американскими школами напоминает мне трагедию. Других слов я не нахожу. Хотя нет, я скажу по-другому: ситуация во многих школах в районах, где преобладает темнокожее население или выходцы из Латинской Америки, напоминает даже не трагедию. Речь идет о преступлении.

– Сейчас, с принятием закона о национальной безопасности, следить и задерживать граждан станет гораздо проще. Как вы думаете, «большой брат» теперь открыто показал свое истинное лицо в США?

– Давайте посмотрим на это следующим образом: если снова взглянуть на контрразведывательную программу КОИНТЕЛПРО, тогда получается, что все в ФБР – и руководство, и агенты – знали, что все, что они тогда делали, было противозаконно. Агентов ФБР обучали незаконно проникать в помещения, проводить так называемые тайные разведывательные операции и тому подобное, то есть совершать преступления, но при этом им говорили: «В твоих интересах не попасться, потому что если попадешься, сядешь в тюрьму, и мы тебя знать не знаем. Пеняй тогда на себя».

То есть что происходило последние 20–30 лет? Не только закон о национальной обороне, но и так называемый «Патриотический акт» сделали все, что считалось противозаконным в 1950-е, 60-е и 70-е годы, законным. Они придали этому статус законности. Они придали статус законности всем тем вещам, которые сами управленцы и агенты ФБР считали ранее преступными.

Это означает, что теперь они могут просматривать вашу почту, без проблем читать вашу электронную почту, прослушивать телефоны – они все это делают, и хотя они делают это во имя национальной безопасности, тем не менее, они это делают. Можно сказать, что сегодня мы живем в государстве национальной безопасности, в котором «большой брат» стал узаконенной реальностью.

– За какого кандидата в президенты США вы бы отдали свой голос?

– Ни за кого. Скорее всего, ни за кого. Я бы сказал так – на сегодняшний день нет никого, за кого я бы с чистой совестью отдал свой голос, потому что большинство кандидатов принадлежат двум политическим партиям, и в том, что они говорят, я слышу какое-то сплошное безумие, отсутствие смысла, желание вернуться в какие-то стародавние времена, в 50-е годы. Или же они говорят о необходимости навечно утвердить имперский статус и имперские амбиции США. Господи, да за что тут голосовать? Сколько людей, сознательно идущих на выборы, голосует за империализм, за войну, за то, чтобы их дети, отцы и даже матери оказались в армии, приняли участие в массовых убийствах или же стали жертвами?..

– Вы поддержали движение Occupy Wall Street. Думаете ли вы, что это восстание может изменить Америку и пойти стране на пользу?

– Я думаю, что это начало такого восстания. Оно должно быть глубже, шире, должно затрагивать проблемы наименее состоятельных слоев населения и рабочего класса. Думаю, что это очень хорошее начало, но этому движению еще надо вырасти – оно должно быть более масштабным и агрессивным.

– Какое послание вы хотели бы донести до своих сторонников?

– Цитируя Кваме Туре, «Организуйтесь, организуйтесь, организуйтесь». Я вас всех люблю. Спасибо, что боретесь за меня, давайте вместе бороться за свободу.

Текст: RT

Вам может быть интересно

Китай призвал Россию и Украину сохранять спокойствие
Темы дня

Война МУС и Израиля сыграла на руку России

МУС выдал ордер на арест премьер-министра Израиля Биньямина Нетаньяху. Решение суда уже поддержал главный дипломат ЕС Жозеп Боррель, однако в США готовятся ввести против МУС повторные санкции. В чем заключаются особенности этого противостояния и почему оно соответствует интересам России?

Россия делает последний шаг к полной независимости от Boeing и Airbus

Первые полеты полностью импортозамещенных МС-21 и SJ-100 c отечественными двигателями должны состояться в 2025 году, заявили в Минпромторге. Тем самым Россия покажет Западу, что не только может самостоятельно строить самолеты, но и делать их на 100% из собственных деталей независимо от западных двигателей и комплектующих.

Путин рассказал об ударе «Орешником» по Украине

Варшава призвала ЕС укрепить «Восточный щит» на границе с Россией и Белоруссией

Mercedes Брежнева выставили на аукцион

Новости

Маск прокомментировал «список задач» на обложке Time

Американский предприниматель Илон Маск прокомментировал появление на обложке журнала Time списка задач, якобы ему принадлежащего, отметив, что не давал СМИ интервью и не связан с этой информацией напрямую.

Полиция Бразилии обвинила экс-президента Болсонару в попытке госпереворота

В Бразилии Федеральная полиция обвинила бывшего президента страны Жаира Болсонару в попытке госпереворота и других преступлениях, сообщил G1.

Минфин США объявил присоединение банков к российской СПФС «красным флагом»

Подключение иностранных банков к Системе передачи финансовых сообщений (СПФС) ЦБ России рассматривается как «красный флаг» (red flag, тревожный сигнал), заявило подведомственное Минфину США управление по контролю за иностранными активами (OFAC).

Российские войска уничтожили укрепрайон ВСУ у Макеевки в ЛНР

Российские войска уничтожили укрепленный район ВСУ у Макеевки в Луганской народной республике, заняв покинутые позиции, что укрепило их стратегическое положение, сообщил военный эксперт Андрей Марочко.

Белоусов: Российская армия сорвала кампанию ВСУ 2025 года

Продвижение российской армии в зоне СВО ускорилось, вся кампания 2025 года Вооруженных сил Украины (ВСУ) фактически сорвана, ВС России перемололи лучшие части украинской армии, заявил министр обороны Андрей Белоусов в ходе инспекции группировки «Север».

Пентагон: США не хотят войны с Россией

США не хотят войны с Россией и не стремятся к расширению украинского конфликта, но продолжат помогать Украине, заявила заместитель пресс-секретаря американского оборонного ведомства Сабрина Сингх.

Орбан выразил надежду на Трампа в прекращении конфликта на Украине

Премьер-министр Венгрии Виктор Орбан выразил надежду на урегулирование конфликта на Украине благодаря избранию Дональда Трампа президентом США.

Зеленский потребовал «жесткой реакции на поступки России»

На фоне запуска российской гиперзвуковой ракеты средней дальности «Орешник» по объекту на Украине украинский лидер Владимир Зеленский выразил недовольство «уважаемыми партнерами» Киева.

Япония сообщила, что санкции США не затронут участников «Сахалина-2»

Американские санкции против Газпромбанка не коснутся японских компаний, участвующих в проекте «Сахалин-2», сообщил генсек кабмина Японии Есимаса Хаяси.

СМИ сообщили о выборе Британии между Трампом и Европой

Победа Трампа на президентских выборах в США усложнила планы премьера Британии Кира Стармера по восстановлению связей с Европой, что ставит его перед выбором между США и ЕС, отмечает New York Times.

В Киеве прогремели новые взрывы

В Киеве и на западе Украины в Хмельницкой области произошли взрывы, в том числе в районе военного аэродрома.

Рютте решил убедить Трампа не уступать России по Украине

Генсек НАТО Марк Рютте планирует обсудить с избранным президентом США Дональдом Трампом в его резиденции Мар-а-Лаго стратегию мирных переговоров по Украине, акцентируя внимание на необходимости избегать уступок России.
Мнения

Александр Носович: Украинское государство – это проект Восточной Украины

Возможно, главная стратегическая ошибка российской экспертизы по Украине всех постсоветских десятилетий – это разделение ее на Восточную и Западную Украину как «нашу» и «не нашу». Нет у украинского проекта такого деления: две его части органично дополняют друг друга.

Андрей Медведев: Украина все больше похожа на второй Вьетнам для США

Выводы из Вьетнама в США, конечно, сделали. Войска на Украину напрямую не отправляют. Наемники не в счет. Теперь американцы воюют только силами армии Южного Вьетнама, вернее, ВСУ, которых не жалко. И за которых не придется отвечать перед избирателями и потомками.

Сергей Миркин: Как Зеленский и Ермак попытаются спасти свою власть

Кадровая политика Трампа не может не беспокоить главу майданного режима Владимира Зеленского и его серого кардинала Андрея Ермака. И они не будут сидеть сложа руки, ожидая, когда их уберут от власти по решению нового хозяина Белого дома. Что они будут делать?
Вопрос дня

«Русский индеец». Кто стал первым политбеженцем из США в Россию?