Начавшаяся накануне президентских выборов дискуссия о статусе и формате ведомства, которое бы занялось национальной политикой, завершена.
Уполномоченный должен сформировать не карту проживания отдельных национальностей, а карту болевых точек
Как рассказал газете ВЗГЛЯД член комиссии по межнациональным отношениям и свободе совести, эксперт по проблемам религии и политическим конфликтам Максим Шевченко, президенту будет предложено не создавать министерство по делам национальностей, а ввести должность уполномоченного по межнациональным отношениям при главе государства и создать соответствующий совет при президенте.
По словам Шевченко, вице-премьер Дмитрий Козак, заявивший во вторник о фактическом отказе от воссоздания Миннаца, озвучил итог долгого и сложного обсуждения, в ходе которого победила точка зрения о фактическом превращении национальной темы из административно-бюрократической в политическую.
«Министерство, если его создать, будет всеми нелюбимо, потому что оно неизбежно станет отнимать у других ведомств (у Министерства образования, например, у Минрегиона и так далее) часть полномочий. В ситуации, когда тема станет политическим трендом, это только усложнит всем жизнь и сделает работу более сложной», – полагает Шевченко.
«Моя позиция состоит в том, что уполномоченный должен быть очень сильной фигурой, – пояснил Шевченко, также являющийся противником создания Миннаца. – Поэтому человек должен быть напрямую подчинен президенту. И это должна быть действительно статусная и значимая фигура, невозможно поставить на эту должность обычного чиновника. Этот человек должен вмешиваться в конфликты по типу Кондопоги, Манежки, дела Расула Мирзаева, помогать улаживать ситуации».
По словам эксперта, смысл деятельности уполномоченного по национальным отношениям должен состоять не в том, чтобы получать указания и выполнять их беспрекословно, а в экспертной оценке и предотвращении кризисов.
«Человек должен иметь независимую политическую позицию, уметь работать с экспертным сообществом и социологией, анализировать независимые точки зрения. Таким образом, по сути, уполномоченный должен сформировать не карту проживания отдельных национальностей, а карту болевых точек, возможных кризисов и работать уже с этими данными и в этой логике – не тушить пожар, когда он разгорелся, а предотвращать его», – рассказал Шевченко, отдельно остановившись на том, что национальный вопрос в России очень часто является социальным, то есть требует принятия политических и экономических решений: «Моя гипотеза состоит в том, что 80% проблем в этой сфере – социальные или макроэкономические, и только 20%, что довольно много, – это информационная политика, образ. С которым тоже нужно, разумеется, работать».
Точку зрения о политическом статусе нового уполномоченного поддержал и националист Егор Холмогоров, главный редактор сайта «Русский обозреватель». Однако в практической части Холмогоров расходится с Шевченко.
«Думаю, что уполномоченный должен заниматься делами русского народа и защитой его прав. Содействовать выравниванию того фактического неравноправия русских, которое у нас сложилось из-за того, что в то время как другие народы России имеют свои территориальные государственности в составе РФ, русским отведена роль «цемента», – заявил в интервью газете ВЗГЛЯД главный редактор «Русского обозревателя».
Если Шевченко полагает ключевой проблемой, которая будет стоять перед уполномоченным, работу по предотвращению конфликтов, то, по мнению Холмогорова, справляться в первую очередь нужно с «наследием советской национальной политики, когда интересы всех национальных меньшинств рассматриваются как предмет и забота национальной политики, в то время как интересы национального большинства игнорируются, и единственная проблема, которая здесь усматривается, – это чтобы со стороны большинства не было никакого «фашизма-экстремизма», под которым подразумевается, как правило, любое напоминание о правах русских».
«Надо избавляться от формулы «В России живет 182 народа» и ее политических проекций. Необходимо придерживаться другой формулы: «В России живет 80% русских» – и исходить из нее. Не ущемляя законных прав меньшинств, но не содействуя появлению у них незаконных или квазизаконных привилегий», – полагает Холмогоров.
В свою очередь политолог Вячеслав Данилов расценивает появление уполномоченного по делам национальностей как первый шаг к созданию аппарата национальной политики.
«На определенном этапе эта фигура скорее будет неким министром без портфеля, то есть скорее консультативной функцией, за спиной которой находится, возможно, некий thing tank в модели ситуационного центра. Это скорее группа быстрого реагирования, чем какое-то постоянное министерство», – пояснил Данилов в интервью газете ВЗГЛЯД.
Говоря о возможностях, которые открываются перед уполномоченным, эксперт отдельно отметил именно политическую значимость создания подобной должности: «Эта фигура – одновременно экспертная, политическая и, кроме того, потребует от того, кто ее займет, таланта переговорщика. Ведь сам факт появления уполномоченного по вопросам национальностей – аналога места, которое занимал когда-то Сталин, – это признание факта того, что эти вопросы все труднее сводить к вопросам социальным либо их криминализировать. То есть должность очевидно политическая – поскольку национальный вопрос приобретает политическую легитимность».
Между тем никаких кандидатур на пост уполномоченного пока не предложено. По словам Егора Холмогорова, «этот пост заточен под кого-то конкретного, но не очень понятно, под кого».
Часть экспертов, в том числе и Данилов, полагают, что должность может занять и сам Дмитрий Козак. «У него есть управленческий опыт, он в целом соответствует требованиям, которые я перечислил выше, кроме того, он вроде бы не раздражает диаспоры и умеет вести переговоры, обладает определенной политической харизмой, экспертных навыков ему также хватает. И – что немаловажно – он из обоймы политических топ-менеджеров, что автоматически придает этой фигуре вес», – пояснил политолог.
Впрочем, по словам источника газеты ВЗГЛЯД в правительстве, Козак, скорее всего, будет координировать работу министерств и ведомств в сфере национальной политики, возглавляя межведомственную рабочую группу (этим он занимается и сейчас), а уполномоченным может стать «статусный медийный человек, обладающий внятным публичным статусом». Источник напомнил, что во многом именно следуя этой логике, уполномоченным по правам ребенка в России был назначен известный адвокат Павел Астахов.
Эксперты на место коллеги Астахова по национальному вопросу прочат таких разных людей, как режиссер Никита Михалков и экс-президент Татарстана Ментимер Шаймиев, так что интрига пока сохраняется, ее разрешения стоит ожидать уже в апреле.