«Несмотря на развитие экономики, все еще существуют несправедливость в распределении, недобросовестность и проблема коррупции. Я уверен, что для решения этих вопросов необходима реформа не только экономической, но и политической структуры, в особенности системы партийного и государственного руководства», – заявил в среду глава китайского правительства Вэнь Цзябао, передает ИТАР-ТАСС.
В такой большой стране, как Китай, с населением 1,3 млрд человек необходимо, исходя из национальных интересов, идти по пути постепенного построения демократической политики при социализме
По окончании сессии Всекитайского собрания народных представителей (ВСНП, высший орган законодательной власти Китая) он подчеркнул, что «без успеха реформы политической структуры невозможно будет довести до конца реформу структуры экономической».
По его словам, такая историческая трагедия, как «культурная революция», может повториться, если не будут решены новые проблемы в обществе. Китайский премьер особо обратил внимание на то, что все ответственные члены партии и руководители должны понимать актуальность этой проблемы.
Цзябао отметил, что реформа политсистемы необходима также потому, что даже после «свержения «банды четырех» еще не полностью устранено влияние ошибок «культурной революции», передает «Интерфакс».
Напомним, что «культурная революция» 1966–1976 годов в Китае была провозглашена Мао Цзэдуном как кампания по устранению инакомыслящих. В результате значительная часть прогрессивного руководства страны, интеллигенции была уничтожена, страна была ввергнута в политический и экономический хаос. Кампания недолго продолжалась и после смерти Мао, когда к власти пришла «банда четырех» под руководством вдовы вождя Цзян Цин.
«В такой большой стране, как Китай, с населением 1,3 млрд человек необходимо, исходя из национальных интересов, идти по пути постепенного построения демократической политики при социализме», – заявил Цзябао, подчеркнув, что «реформа должна идти вперед и ее нельзя останавливать, тем более нельзя допустить отката назад».
Касаясь главного вопроса внешней политики страны, премьер отметил, что коренным интересам Китая отвечает не конфронтация, а сотрудничество с США.
«Уверен, что существующая проблема дисбаланса китайско-американской торговли, а также все обусловленные ею трудности и противоречия должны быть урегулированы исключительно путем сотрудничества сторон», – подчеркнул глава правительства, напомнив собравшимся, что именно этому духу отвечал предложенный им в прошлом году президенту США Бараку Обаме план развития сотрудничества Пекина и Вашингтона в торговле, финансах и инвестициях.
«Указанная инициатива включала, в частности, дальнейшее развитие двусторонней торговли, – пояснил Цзябао, – что подразумевает наращивание Китаем импорта американских товаров при условии снятия Соединенными Штатами имеющихся ограничений на их поставку».
«Во-вторых, мы предлагаем усиливать кооперацию в сфере взаимного инвестирования, – продолжил он. – В-третьих, наращивать сотрудничество в высокотехнологичных областях, прежде всего в сферах новых источников энергии и материалов, энергосбережения и защиты окружающей среды, а также в авиации».
Еще одним перспективным направлением двустороннего взаимодействия, по словам Цзябао, является «инфраструктурное строительство, при этом оно должно тесно сопрягаться с сотрудничеством Пекина и Вашингтона в финансовой сфере». «Президент Обама внимательно отнесся к указанным предложениям, – отметил Цзябао. – Уверен, что сотрудничество для нас важнее, чем конфронтация».
Касаясь одной из главных претензий американской стороны: заниженного, по мнению США, курса юаня, – китайский премьер выразил уверенность в том, что «данный показатель уже достиг сбалансированного уровня». «Вместе с тем мы продолжим совершенствовать механизм формирования обменного курса национальной валюты, постепенно расширяя коридор его колебаний», – резюмировал Цзябао.
Отметим, что политические отношения Вашингтона и Пекина в последние месяцы заметно ухудшались. В конце прошлого года США официально объявили о переходе к новой военной стратегии в Азиатско-Тихоокеанском регионе, в связи с чем усилили там свое военное присутствие – в частности, в Австралии. Основной причиной такого напряжения считается рост могущества Китая, который к 2025 году, по прогнозам большинства глобальных инвестиционных банков, может стать крупнейшей экономикой мира. Кроме того, как пишет газета «Коммерсантъ», беспокойство США вызывает ускоренная модернизация китайской армии и флота.
Ранее Цзябао уже не раз призывал к политической реформе – в частности, в 2010 году, а также год назад на аналогичной конференции парламента он призывал к ее осуществлению под «руководством Коммунистической партии Китая». Однако эксперты тогда не восприняли его заявления всерьез.
Директор Института Конфуция РГГУ Тарас Ивченко рассказал газете ВЗГЛЯД, что в Китае, скорее всего, «уже есть определенный план политической реформы и того, как политическая власть будет соотноситься с экономикой страны».
«Сейчас в Китае плавно переходят к принципиальной схеме генерации нового поколения лидеров. Начинают выступать те лидеры, которые не имеют ни опыта «культурной революции», ни вообще революционного опыта», – сказал Ивченко, отметив, что «до этого все лидеры так или иначе воспитывались в чисто партийных структурах».
По его словам, лидеры нового поколения должны ориентироваться на совершенно новую ситуацию, обусловленную глобализацией мирового пространства. Как он отметил, этот кадровый потенциал будет постепенно развиваться и дальше.
Эксперт также подчеркнул, что особое внимание будет уделено укреплению прав частной собственности, например на предприятия, на соотношение частной и государственной собственности и на обучение разным способам иностранного управления. «Видимо, будет изменение и инвестиционной политики, потому что китайцы покупают больше «реальных активов» за рубежом», – добавил Ивченко.
Одной из важных трудностей для Китая, по словам эксперта, является «сращивание государственных чиновников с экономической политикой». «Это огромнейшая проблема, которая во многом тормозит развитие, потому что, для того чтобы заниматься экономической деятельностью, надо получить обязательное разрешение партийного руководства», – сказал Ивченко. Однако в дальнейшем, по мнению эксперта, «влияние партийного руководства на экономическую сферу развития будет слабеть».
При этом Ивченко подчеркнул, что «направления реформирования и их основные механизмы уже сложились». «Уже стало понятно, с какими вызовами столкнется Китай и что необходимо с этим делать. Это, например, и различные вопросы энергетического сотрудничества, которые очень сложны, с Россией, и вообще вопросы дальнейших отношений с Россией», – сказал эксперт.