Косовские сербы отказались признать над собой власть Приштины. Согласно итогам прошедшего на севере самопровозглашенного государства референдума, против признания косовских властей выступили 99,74% проголосовавших.
То, что Борис Тадич подписывает с Приштиной, для них неприемлемо
Положительно на вопрос «признаете ли Вы властные институты так называемой Республики Косово?» ответили лишь 69 человек или 0,26% из всех принявших участие в референдуме.
Ранее и Приштина, и Белград осудили решение местных сербов вынести данный вопрос на референдум. «Эта инициатива подрывает потенциал нашего государства и не отвечает интересам косовских сербов. Таким образом они дистанцируются от государства и защиты законных интересов сербского населения в Косово и Метохии», – заявлял ранее сербский президент Борис Тадич.
Президент подчеркнул, что понимает желание сербов в автономном крае изъявить свою политическую волю, но отметил, что местные органы самоуправления не смогут сделать больше, чем правительство страны, и самостоятельно решить имеющиеся проблемы. «Сербия никогда не признает независимость Косово и выступает за разрешение любых касающихся этого вопросов на основе переговоров», – приводит его слова ИТАР-ТАСС.
Приштинские власти назвали плебисцит «грубым вмешательством во внутренние дела Косово». Проведение референдума «демонстрирует болезненные амбиции и территориальные претензии Сербии в отношении Косово», подчеркивается в направленном ранее в Белград послании правительства самопровозглашенной республики.
Негативно о референдуме отозвалась и Европа. «Ни насилие, ни референдум не являются решением», – приводит РИА «Новости» слова представителя главы дипломатии ЕС Кэтрин Эштон Майи Косьянчичи.
Впрочем, сами косовские сербы рассчитывают, что итоги референдума так или иначе повлияют на отношение к этой проблеме международного сообщества.
«Этот референдум, как говорит и официальный Белград, не будет иметь юридических последствий, поскольку его итоги констатируют факт, имеющийся в конституции, – то, что Косово и Метохия являются неотъемлемой частью Сербии. Тем не менее, мы послали международному сообществу ясный сигнал, что ожидаем уменьшения давления на северную часть края и что международное сообщество должно изменить свой подход к решению того множества проблем, которые имеются здесь», – считает председатель муниципалитета Косовска-Митровица Крстмир Пантич.
В свою очередь один из политических лидеров косовских сербов Марко Якшич считает, что косовские сербы посылают явный сигнал и Белграду, политику которого они давно критикуют.
«Это своеобразная политическая пощечина национальной политике Бориса Тадича, потому что с большой частью атрибутов албанской государственности он фактически согласился – это принятие дипломов об образовании, регистрационных документов на автотранспортные средства, паспортов и других документов. Своим ответом на референдуме сербы с севера Косова сказали, что то, что Борис Тадич подписывает с Приштиной, для них неприемлемо», – заявил Якшич.
Всего в референдуме приняли участие около 35 тысяч косовских сербов, то есть почти 80% от имеющих право голоса жителей четырех муниципалитетов. «С 1999 года, когда в Косово стали регулярно проводиться выборы, такой высокой явки не было. Мы здесь и сами удивлены количеством людей, пришедшим на участки. Наверное, по-своему, никто не хотел быть предателем, и поэтому явка была такой большой. И это вопреки призывам властей в Белграде», – добавил Якшич.