Следственный комитет намерен просить Госдуму позволить привлечь к уголовной ответственности депутата от КПРФ Владимира Бессонова, подозреваемого в применении насилия в отношении представителя власти.
Кроме оторванной пуговицы у одного из полицейских, никаких доказательств этому обвинению нет, вплоть до того, что непонятно, кто и кому оторвал эту пуговицу
«После выполнения необходимых следственных действий, которые планируется завершить в ближайшее время, СК будут подготовлены соответствующие документы в Госдуму о даче согласия на привлечение Бессонова в качестве обвиняемого», – сообщил в пятницу официальный представитель СК Владимир Маркин.
«Затоптали бы»
По версии следствия, 2 декабря прошлого года – перед выборами в Госдуму – кандидат в депутаты совершил преступление, предусмотренное статьей 318 Уголовного кодекса («Применение насилия в отношении представителей власти»).
Бессонов, как утверждает следствие, организовал несогласованный пикет в Ростове-на-Дону перед резиденцией полпреда в Южном Федеральном округе. Когда полицейские потребовали отключить звукоусиливающую аппаратуру, Бессонов с некими неустановленными лицами в ответ сам напал на полицейских, порвал им мундиры, избил их, в результате чего один из стражей порядка получил сотрясение мозга.
Сотрудник ростовской полиции Олег Мешенин ранее заявил по этому поводу, что Бессонов «удушающим приемом начал меня валить на ступеньки, уронил, нанес удар кулаком в лицо». «Если бы не мой бушлат и не мой вес, затоптали бы», – утверждал полицейский.
По версии же самого Бессонова, митинг был встречей депутата с избирателями, а драка – провокацией сотрудников правоохранительных органов. Сам он, по его словам, никого не бил, хотя и участвовал в возникшей по вине полиции потасовке.
В июне генпрокурор направил в Госдуму запрос с просьбой лишить парламентария депутатской неприкосновенности. В результате депутаты поддержали это представление, впрочем, лишив Бессонова иммунитета лишь частично. «По существу речь идет о том, что правоохранительным органам будет предоставлена возможность проводить беседы с Бессоновым, вести полноценное расследование по делу», – пояснял тогда газете ВЗГЛЯД глава комитета по регламенту Ильдар Габдрахманов, отмечая, что права брать под стражу депутата частичное снятие неприкосновенности не дает.
Впоследствии коммунисты пытались обжаловать это решение в Верховном суде. Однако в ноябре тот постановил, что парламентарий был лишен депутатской неприкосновенности законно.
«Одна пуговица»
По словам Маркина, в ходе расследования были допрошены около 70 свидетелей, изъята и изучена документация, касающаяся проведения митинга, а Бессонов был допрошен в качестве подозреваемого. Кроме того, следователями были произведены выемки медицинских документов, проведены шесть судебно-медицинских экспертиз потерпевших, а также трасологическая, комплексная лингвистическая и видеотехническая экспертизы. «Достоверность показаний потерпевших подтверждена полиграфом. Подозреваемый от дачи показаний с применением полиграфа отказался», – приводит слова Маркина «Интерфакс».
В КПРФ уже заявили, что в обиду своего коллегу не дадут. Как подчеркнул глава Компартии Геннадий Зюганов, намерение СК привлечь депутата к ответственности является «ярким проявлением произвола и полицейщины». «Но мы своего товарища в обиду не дадим. Это уголовное дело шито белыми нитками, в нем нет абсолютно никаких доказательств, что 2 декабря прошлого года, когда полиция пыталась помешать проведению в Ростове-на-Дону встречи кандидатов в депутаты Госдумы от КПРФ с избирателями, Бессонов тогда якобы применил силу в отношении полицейских. Кроме оторванной пуговицы у одного из полицейских, никаких доказательств по этому обвинению нет, вплоть до того, что непонятно, кто и кому оторвал эту пуговицу», – подчеркнул он.
А руководитель юридической службы КПРФ, зампред думского комитета по конституционному законодательству и госстроительству Вадим Соловьев заявил, что коммунисты намерены обсудить этот вопрос на встрече с президентом Владимиром Путиным. «Мы примем специальное заявление КПРФ по этому вопросу; будет обращение к президенту, будем апеллировать к международным совещаниям левых коммунистических партий, чтобы они тоже сделали соответствующие заявления о преследовании коммунистов в стране. Будем проводить протестные акции по всей стране в поддержку нашего товарища. А юридические меры – это те, которые нам предоставляет закон, то есть борьба за нашего товарища в стенах Госдумы и юридическая защита в суде. Естественно, будем использовать, если понадобится, возможности Европейского суда по правам человека», – заявил он ИТАР-ТАСС.
#{smallinfographicleft=454453}«Мы с вами становимся свидетелями того, что идет попытка по надуманным обстоятельствам сфабриковать дело и попытаться привлечь к ответственности депутата», – заявил газете ВЗГЛЯД сам Бессонов, добавив, что все процессуальные процедуры, связанные с его делом, проходили с нарушением регламента.
«Нарушено все, что можно. От начала до конца. Сейчас говорят о несанкционированном митинге, но нет ни органа, ни чиновника, которые его запретили. Кто принял решение на штурм, таких тоже нет. Доказательств – нет. Лишение неприкосновенности в Думе и возбуждение дела тоже проходило с нарушениями, потому что не тот обращался, кто должен, не тому дали разрешение и не о том, о чем должны были дать», – сказал он.
Сейчас, как он отметил, СК планирует обратиться «вообще с непонятным процессуальным действием в Госдуму». «Непонятно, на основании чего они это делают, чем они будут руководствоваться и что они хотят получить. На самом деле, расследовать это дело можно было за 5–6 дней, максимум за неделю. Здесь уже скоро год будет, как они расследуют», – добавил он.
В Госдуме между тем не исключают, что велика вероятность того, что Бессонов будет привлечен как обвиняемый. «Предыдущее решение (о частичном лишении депутата иммунитета – прим. ВЗГЛЯД) ведь прошло. Так что довольно велика вероятность того, что и сейчас будет принято соответствующее решение», – заявил газете ВЗГЛЯД депутат от «Справедливой России» Михаил Емельянов.
Член комитета Госдумы по регламенту Валентин Свиридов (ЛДПР) объяснил газете ВЗГЛЯД, какие механизмы в соответствие с законом работают в случае возбуждения уголовного дела в отношении депутата. «По статье 19 неприкосновенны члены Совета Федерации и депутаты Государственной Думы. Что означает неприкосновенность? Что в течение срока полномочий они не могут быть привлечены к уголовной или административной ответственности, налагаемые в судебном порядке, задержаны, арестованы, подвергнуты обыску, кроме случаев задержания на месте преступления или допросу», - объяснил Свиридов.
Как отметил депутат, в случае возбуждения уголовного дела или начала производства по делу в отношении депутата Госдумы, орган дознания или следователь в трехдневный срок сообщает об этом Генпрокурору. «И если уголовное дело возбуждено в отношении депутата Госдумы, связанное с осуществлением его полномочий, Генпрокурор в недельный срок после получения сообщения органа дознания или следователя обязан внести в палату в данном случае представление о лишение депутата неприкосновенности. После окончания предварительного следствия дело не может быть передано в суд без соответствующего согласия палаты Федерального Собрания. Если сейчас закончено расследование, то в соответствие с законом обращаются в Госдуму, чтобы она дала свое согласие, а суд будет принимать решение, виновен он или не виновен», - пояснил он.
Впрочем, в комитете предпочли не торопить события. «К нам никаких документов не поступало, комментировать пока ничего не могу», – пояснила газете ВЗГЛЯД первый зампредседателя комитета, единоросс Надежда Герасимова.
Закон превыше всего
В свою очередь ее коллега по партии, первый зампред комитета Госдумы по образованию Владимир Бурматов уверен, что СК должен иметь «железобетонную аргументацию» по этому делу. «Речь идет не просто о факте нападения на полицейского, что само по себе является вопиющей историей. В деле замешан депутат Госдумы. Сам факт того, что депутат Госдумы проводит несанкционированное мероприятие, немного не укладывается в голове. На мой взгляд, для него это была потеря ощущения реальности, которая наступила в конце прошлого года, когда он посчитал, что ему позволено все, в том числе проводить несанкционированные митинги, хотя ничто не мешало ему подать уведомление и провести его на законных основаниях. Вместо этого он подставил людей, пришедших на митинг, и вступил в потасовки с представителями правоохранительных органов», – заявил он ER.RU.
Намерение же КПРФ поднять тему по Бессонову на ближайшей встрече с Путиным он назвал попыткой оказать «давление на следствие через СМИ». «Я это могу назвать только так. Им это не впервой. КПРФ всегда славится тем, что дружно пишет запросы за разного рода преступников. Своих они будут пытаться прикрывать», – сказал парламентарий.
С ним согласна заместитель секретаря Генсовета «Единой России», депутат Госдумы Ольга Баталин, заявившая, что КПРФ занимается «неприкрытым политическим лоббизмом». «Встреча руководства фракции с президентом России - это реальная возможность вынести на обсуждение и совместно решить острые значимые проблемы людей. И использовать эту уникальную возможность помочь людям для политического лоббизма и защиты собственных интересов – значит предать интересы тех, кто голосовал за компартию», - подчеркнула она.
Руководитель парламентского комитета по безопасности и противодействию коррупции Ирина Яровая в свою очередь добавила, что заступничество КПРФ не поможет Бессонову в случае, если будут веские основания для его привлечения к уголовной ответственности. «Полагаю, что парламент России должен исходить исключительно из принципов законности и равенства всех перед законом. И если следственные органы на основании доводов и фактов придут к выводу о необходимости привлечения депутата Бессонова к уголовной ответственности, полагаю, что позиция Думы не может быть иной, чем принятие решения в пользу закона и защиты общественных интересов», - заявила она, добавив, что распространенная СК информация «раскрывает большой объем оперативно-следственной работы, направленной на установление истины по делу».