Российская политика осенью традиционно оживилась, и к началу октября уже можно подвести некоторые предварительные итоги проведенной партиями работы.
Население же понимает, что власть хоть что-то делает, а эти только выясняют отношения друг с другом
В публичное пространство с возрожденной партией «Родина» вышли умеренные националисты. Эксперты полагают, что в отличие от остальных правых проектов, «Родина» может иметь шансы на успех благодаря поддержке вице-премьера Дмитрия Рогозина.
Тем временем предвыборная ситуация в регионах остается почти везде спокойной, и даже несмотря на либерализацию выборного законодательства, «Единая Россия» почти везде имеет очень хорошие шансы на успех: в этом сходятся авторы двух аналитических докладов, один из которых подготовлен Центром политической конъюнктуры России и рассказывает о муниципальном уровне, а второй выпущен в свет Фондом развития гражданского общества и посвящен кампаниям на уровне регионов.
В свою очередь несистемная оппозиция проводит выборы в Координационный совет, который должен стать первым объединяющим протестное движение органом. От КС уже, впрочем, отмежевались такие политики, как Эдуард Лимонов и Владимир Милов. Лимонов в своем блоге написал: «То, что получится после выборов, будет выглядеть как какая-нибудь революционная пьеса (ну там, «Ленин в октябре») в исполнении карликов, шутов, лилипутов, инвалидов и звезд шоу-бизнеса», а Милов в интервью сайту «Особая буква» отметил, что «никто из тех, кто занимается реальной работой с реальным избирателем, ни в какой Координационный совет не баллотируется, потому что времени нет».
О перспективах оппозиции газете ВЗГЛЯД рассказал политолог и политтехнолог Олег Матвейчев, который уверен в том, что в мире современных технологий революцию можно сделать где угодно.
ВЗГЛЯД: Олег Анатольевич, считаете ли возрождение партии «Родина» свидетельством активизации патриотического фланга отечественной политики?
Олег Матвейчев: Возрождение партии «Родина» вполне укладывается в рамки либерализации партийной системы. Активизируются почти все. Упрощение порядка регистрации партий вызвало к жизни многие силы – и левые, и правые, и либеральные, и социал-демократические. Мы наблюдаем общее движение.
Но об активизации в полном объеме можно судить не просто по итогам сбора ветеранов политических процессов, а в случае предложения конкретной программы, проведения широкомасштабных акций. Вот когда это все появится, тогда и можно будет говорить о полноценной активизации той или иной политической силы.
Поясню, что задача собрать 500 человек вполне решаема для любой организации. Только в том случае, если партия проявит готовность тратить миллионы долларов, это станет показателем серьезности намерений. Таких партий, из ныне регистрируемых, наберется тройка максимум.
ВЗГЛЯД: В то же время именно сторонники Рогозина ярко проявили себя в событиях вокруг процесса над Pussy Riot...
О.М.: На этом деле успели попиариться все. Нет такой политической силы, которая как-либо в этом не поучаствовала. Не откликнуться на данный процесс в политической среде стало считаться дурным тоном. Участие в этом нельзя считать свидетельством серьезности политических намерений. Все на этом отметились, абсолютно фоновая деятельность.
Поймите, что Дмитрий Рогозин – заместитель председателя правительства, одна из центральных фигур политической сцены. Если бы он по-настоящему проявил активность, это стало бы достаточно заметным явлением. А пока что мы видим, что тот же Немцов больше проявляет себя.
ВЗГЛЯД: Кстати, о Немцове. На ваш взгляд, не является ли избираемый в настоящее время Координационный совет оппозиции структурой, формируемой под него лично?
О.М.: Я так не думаю, создание Координационного совета оппозиции удовлетворяет амбиции всех участников этого процесса. Там все хотят быть лидерами и вершителями судеб оппозиции. Почти все завидуют Навальному и Удальцову, главным выгодоприобретателям оппозиционных акций.
По сути, Координационный совет оппозиции задуман как антиперсоналистский, коллективный орган.
ВЗГЛЯД: В то же время к выборам в этот орган были допущены не все, а многие кандидаты явно неадекватны...
О.М.: То, что они не допустили до выборов Тесака (националист Максим Марцинкевич был исключен из списка кандидатов в КС оппозиции из-за своей радикальной позиции – прим. ВЗГЛЯД), играет против них же самих. Теперь националисты вправе не признавать полномочия этого органа. Дополнительный повод для противников говорить, что это сходка отдельных личностей.
На самом деле все-таки этот Координационный совет интересует не широкие массы, а исключительно журналистов. Появился такой вялотекущий информационный повод на фоне провалившихся «маршей».
Население же понимает, что власть хоть что-то делает (принимает законы, повышает пенсии и зарплаты и т.д.) А эти только выясняют отношения друг с другом. У оппозиции нет никакого развития.
ВЗГЛЯД: Существует ли вероятность, что оппозиция окажется обезглавленной по итогам дела по «Кировлесу»?
О.М.: Я не хотел бы касаться деятельности Следственного комитета. Предпочел бы услышать, что им будет представлено в качестве доказательств на суде. Что касается политической судьбы Навального, то в ее оценке надо исходить из решения суда. Если он будет осужден условно, то как минимум не сможет занимать посты в органах государственной власти. Если же он получит реальный срок, то думаю, это будет концом для его карьеры. Я не верю в то, что таким образом он обретет ореол мученика.
Вообще же придерживаюсь принципа, что правосудие должно применяться одинаково ко всем, а не исходить из статуса подсудимого.
ВЗГЛЯД: В интервью газете ВЗГЛЯД Вячеслав Данилов предположил, что главенство в оппозиции захватят левые. Вы верите в перспективы социального протеста?
О.М.: Никакого роста социального протеста не будет. Все, что мы могли, мы в этом плане увидели. Сейчас люди постепенно погружаются в работу, скоро наступят холода, все предпочтут заниматься повседневными делами.
Профсоюзы, конечно, проведут свои ритуальные мероприятия по традиционным датам. Но ничего феноменального от них ожидать не приходится.
ВЗГЛЯД: Получается, что базы для социального протеста просто не существует?
О.М.: База есть всегда. Вопрос в том, как разжигается это недовольство. С помощью современных PR-технологий можно устроить революцию даже в раю. И превратить рай в ад...