Президент по-прежнему может рассчитывать на поддержку большинства россиян, хотя его электорат в последние годы заметно изменился. К такому выводу пришли участники Народного клуба Общероссийского народного фронта, созданного в канун президентских выборов для поддержки Владимира Путина.
Этим людям нужны деньги, а не возможности. Этим людям нужна стабильность, а не инновации. Эти люди ориентированы на Путина
«Путинское большинство сохраняется, но оно не такое, как прежде. Оно меньше, чем четыре года назад. В нем стало больше пенсионеров и меньше молодежи, больше женщин и меньше мужчин, больше селян и меньше жителей крупных городов. В нем меньше представителей высокодоходных групп, модернистская часть населения представлена слабее», – рассказал гендиректор ВЦИОМ Валерий Федоров.
«Но это – большинство, и это большинство хочет защиты, а не свободы, денег, а не возможностей, порядка, а не реформ, – продолжал Федотов. – Это – патерналистский запрос. Им нужен президент опытный, дальновидный и предсказуемый, жесткий стабилизатор, а не новатор».
Федоров пояснил газете ВЗГЛЯД, что в обществе сохраняется сильное недоверие к элитам.
«Людям нужны деньги, а не возможности. Этим людям нужна стабильность, а не инновации. Эти люди ориентированы на Путина. Ждут от него сдвигов к лучшему. А элита для них скорее темная сила, которая неведомо каким образом пролезла на места в аппарате и скорее вредит, чем помогает стране. Поэтому люди весьма позитивно относятся ко всем попыткам привести бюрократию в чувство, устраивать ей публичные порки, чистить ряды власти от коррупции и семейственности, от конфликтов интересов», – пояснил социолог.
Как заключил Федоров, люди «не очень верят» курсу на национализацию элиты, «потому что они вообще не очень верят во что бы то ни было», но, с другой стороны, они его «крайне приветствуют».
«Консервативная коалиция»
В свою очередь модератор дискуссии, гендиректор Агентства политических и экономических коммуникаций, член Общественной палаты Дмитрий Орлов пояснил, что под национализацией элиты он подразумевает усилия по перенаправлению ее внимания в пользу тех, кто выражает широкие общественные, а не частные интересы.
По словам политолога, вопрос о том, кто теперь составляет «путинское большинство», «вызвал наиболее напряженную дискуссию» у экспертов и политиков.
«Очевидно, выявилось различное отношение к этому большинству. Прозвучала достаточно жесткая позиция Валерия Федорова и некоторых других участников дискуссии. Я считаю, что «путинское большинство» – это консервативная коалиция. Она не очень устойчива, но она является необходимым компонентом проведения модернизационного курса Путина. Более того, это одно из главных условий: власть проводит модернизационный курс, структурные и социальные реформы, но при этом существует это большинство – уникальный феномен», – сказал Орлов газете ВЗГЛЯД.
Эксперт уверен, что это большинство должно расширяться за счет инновационных групп и сторонников структурно-социальных реформ. Вторым направлением расширения Орлов считает курс на национализацию элиты, «обращение Путина поверх элиты к населению и его требование к элите соответствовать запросам граждан».
«В любом случае это большинство должно сохраниться на длительную перспективу», – отметил Орлов, который в среду опубликовал доклад «Владимир Путин и его большинство».
По мнению выступавшего на заседании зампреда Госдумы Сергея Железняка, одной из причин сохранения большинства за президентом стало в том числе его собственное поведение. «Он не изображает из себя Человека мира, а стоит на страже России, – отметил он. – А рациональность действий позволяет воспринимать его как своего рода интегратора».
Не сомневается в существовании «путинского большинства» и член Общественной палаты Сергей Марков. Тем не менее оно не сохранится, если «сидеть и ждать». По его мнению, следует навести порядок на телевидении – «ввести нравственную, а не политическую цензуру».
Замдиректора Центра политической конъюнктуры Алексей Зудин сослался на социологические исследования, показавшие и до, и после мартовских выборов, что по составу «путинское большинство» не сводится к «старым русским» – социально слабым слоям.
«Итоги голосования и соцопросы показали, что значительная часть среднего класса также является частью путинского большинства», – сказал Зудин газете ВЗГЛЯД.
По словам эксперта, запрос этого большинства к президенту не сводится к желанию нового застоя.
«Если говорить об избирателях Путина, то среди них не пользуется особой популярностью ностальгия по брежневским временам. Главная надежда в связи с прошедшими выборами – избрание Путина придаст новый импульс развитию экономики и общества. Основная часть путинского большинства ориентирована на развитие, а не на консервацию статус-кво», – уверен эксперт.
Зудин добавил, что за последние годы в обществе несколько изменились представления об идеальном президенте. Если пять лет назад симпатии в обществе разделялись между двумя базовыми моделями лидерства: эффективным управленцем и отцом нации, то «в 2012 году пропорция изменилась».
По словам Зудина, те, кто выбирал модель отца нации, превратились в явное большинство, но при этом «это «путинское большинство» в своей основе ориентировано на перемены», заключил политолог.