После публикации «Манифеста» «Правого дела», сокращенной версии партийной программы, с которой Михаил Прохоров пойдет на декабрьские парламентские выборы, дискуссия вокруг отношений бизнесмена и власти возобновилась с новой силой.
#{image=541238}Началась она с того самого момента, когда известный бизнесмен возглавил партию. За первый месяц прохоровского руководства политической силой его обвиняли в «связи с Кремлем» так часто, что он вынужден был написать об этом отдельное опровержение. «Для тех, кто в танке, еще раз: я не кремлевский проект. Это моя собственная инициатива. Но вызвана она тем, что я увидел, что «Единая Россия» сдвигается влево и оголяет правый фланг», – эта запись в блоге лидера правых должна была стать окончанием дискуссии о самостоятельности Прохорова-политика, но по мере приближения к выборам тема «кремлевского проекта» «Правое дело» только усиливается.
Только в понедельник сюжет с властью и Прохоровым появился в двух СМИ – «Независимой газете», которая предположила зависимость «Правого дела», и «Московском комсомольце», где вышло развернутое интервью лидера правых. Одна из самых главных претензий к Прохорову состоит в недостаточности критики «Единой России».
По мнению члена Федерального политического совета «Правого дела» Бориса Надеждина, к публикациям в СМИ стоит относиться спокойно, а новую волну разговоров политик объяснил «возросшей популярностью Прохорова».
«Летняя кампания дала свои результаты, и у «Правого дела» начал ощутимо расти рейтинг. Очень многие влиятельные силы этого испугались. Испугались, что проект перерастет в нечто более серьезное. Если вы поднимете подшивки этих же газет, то в самом начале они же писали: «Как здорово, что пришел Прохоров». А теперь критикуют, причем в одних статьях нас критикуют за то, что «кремлевская партия», в других – за то, что «антикремлевская», – заявил Надеждин в интервью газете ВЗГЛЯД.
Отверг политик и предположение об отсутствии полемики между «Правым делом» и «Единой Россией»: «Мы выступаем против «Единой России». Почитайте «Манифест». Другое дело, что «Правое дело» не переходит на личности: Прохоров никогда не затрагивает Путина и Медведева. Но вместе с тем мы предлагаем меры – например, выборность губернаторов – которые идут вразрез с нынешней политикой, и таких идей много».
Эксперт Центра политической конъюнктуры Павел Салин уверен в том, что переход Михаила Прохорова «на личности» и является главной целью кампании, посвященной его «связям с Кремлем». Попытка заставить Михаила Прохорова оправдываться связана с выдавливанием «Правого дела» в маргинальную оппозиционную нишу, где уже находится «Справедливая Россия»: «У Прохорова есть предложения, которые заслуживают серьезного обсуждения, но лидеру правых пытаются навязать совершенно чуждую ему повестку «за власть» или «против власти». То есть взять его на «слабо»: «А ты против Кремля, а, ну, докажи». Надеюсь, что у Прохорова хватит ума на эти игры не купиться, потому что опыт Сергея Миронова, который вывалился в «несистемность» и стал выглядеть очень смешно, у всех перед глазами. При этом «Правое дело» выдвигает много предложений, которые действительно идут вразрез с нынешней экономической политикой, но не переходит, в отличие от многих оппозиционеров, на личности. Задача состоит именно в том, чтобы вынудить его перейти на личности».
С Салиным согласен источник газеты ВЗГЛЯД в «ЕР», который заявил, что «все рассуждения о том, является ли «Правое дело» «кремлевским» или «некремлевским» проектом, направлены на то, чтобы вытолкнуть Прохорова в несистемное, маргинальное поле, куда уже отправился господин Миронов. На пользу партии они не идут».
Иной точки зрения придерживается директор фонда «Петербургская политика» Михаил Виноградов, который полагает, что осторожность «Правого дела» в отношениях с «Единой Россией», прежде всего, связана с «административными рисками и маневрами»: «Возможность создания коалиции в будущей Думе не закрыта, и поэтому Прохоров осторожничает, хотя жесткая критика «ЕР», конечно же, принесла бы ему дополнительные голоса, например, бывших сторонников СПС».
По словам Виноградова, вероятность того, что «Правое дело» начнет накануне выборов жестко критиковать партию власти, «равна 20 процентам». Сам же конфликт вокруг словосочетания «кремлевский проект» политолог считает обычным для политики: «Здесь все всех друг с другом стравливают, это совершенно нормально».
В самой «Единой России» заявили о том, что не рассматривают «Правое дело» в качестве своего основного соперника на выборах. Как заявил собеседник газеты ВЗГЛЯД в «ЕР», «достаточно сравнить наши рейтинги. Рейтинг правых до сих пор находится ниже порога прохождения в Госдуму, несмотря на агрессивную рекламную кампанию. «Правое дело» – сейчас проект лично господина Прохорова. И его рейтинг не дотягивает до 5%. Из этого исходит тактика партии в отношении «Правого дела».