МИД России во вторник предостерег Тбилиси от попытки совершить новую авантюру в связи с приближающейся годовщиной признания Россией независимости Южной Осетии.
Санкции России сыграли свою роль, именно они вынудили Саакашвили когда-то развязать войну. Но сейчас сохранять эти санкции против Грузии России нет смысла
«Как стало известно, грузинские власти намерены осуществить масштабную провокацию в связи с отмечаемой 26 августа третьей годовщиной признания Россией независимости Южной Осетии. Готовится некий «марш мира» от грузинского населенного пункта Одзиси к погранпосту на дороге, ведущей к югоосетинскому городу Ленингори. К шествию намечено привлечь до трех тыс. обитателей лагеря для временно перемещенных лиц в населенном пункте Церовани, а также выходцев из Чечни, проживающих в Ахметском районе Грузии. Сценарий этой акции предусматривает попытку массового незаконного проникновения на территорию Южной Осетии под лозунгами возвращения беженцев в родные дома», – говорится в сообщении, опубликованном на сайте МИД РФ.
При этом в ведомстве подчеркнули, что набор так называемых добровольцев для участия в акции идет в принудительном порядке.
В связи с чем российское внешнеполитическое ведомство считает, что готовящаяся Тбилиси провокация может иметь очень опасные последствия. «Она чревата дестабилизацией и без того хрупкой ситуации в регионе. При этом особенно поражает цинизм организаторов «марша мира», подтверждающий, что судьбы беженцев, об интересах которых якобы так пекутся грузинские правители, – не более чем разменная монета в их политических игрищах», – говорится в заявлении.
О том, насколько готовы смириться с потерей бывших грузинских территорий сами жители Грузии и как после конфликта трехлетней давности они относятся к своему северному соседу, в интервью газете ВЗГЛЯД рассказал политолог Гулбаат Рцхиладзе.
ВЗГЛЯД: Недавно Эдуард Шеварднадзе призвал соотечественников смириться с потерей Абхазии и признать ее независимость. Однако его призыв не был воспринят даже оппозицией, и даже оппозиционные публицисты заметили по этому поводу, что бывший президент, наверно, выжил из ума. Как вы считаете, сможет ли в ближайшее время грузинский народ смириться с потерей Абхазии и Южной Осетии, или грузины никогда не признают независимость этих республик?
Гулбаат Рцхиладзе (Фото: geworld.ge) |
Гулбаат Рцхиладзе: Это все относительно. Обо всем можно договориться, но для этого нужно провести работу не только среди грузин, но и среди абхазов и южноосетин. У них тоже должны исчезнуть страхи и недоверие в отношении Грузии. Как Грузия насаждает страх и неприятие по отношению к России, так и внутри этих республик демонизируется Грузия. Жителям этих республик то и дело рассказывают о планах Тбилиси по их уничтожению. Поэтому это общая беда, и ключевую роль здесь должна сыграть Россия.
Именно Москва должна убедить все стороны в необходимости договориться, найти пути выхода из ситуации, новые основы и принципы взаимоотношений. Это вовсе не означает отбирать права у абхазов и осетин, но диалог необходим. Только тогда отпадет необходимость смиряться с отделением Абхазии и Южной Осетии, тем более что с точки зрения ООН Грузия, Абхазия и Южная Осетия все равно остаются единым государством. Нравится это кому-нибудь или нет.
ВЗГЛЯД: Саакашвили требует только равноправных отношений с Россией. В ваших работах явно проводится мысль о том, что Грузия должна признать реальность, а реальность заключается в том, что нельзя проводить антироссийскую политику такой маленькой стране, которая граничит с такой огромной державой, как Россия. Как следует из ваших книг, вы призываете соотечественников вновь, как и двести лет назад, добровольно согласиться на роль «младшего партнера». Не кажется ли вам, что подобные призывы отчасти унижают великий древний грузинский народ, и поэтому большинство грузин никогда не согласится на это?
Г.Р.: Есть определенная реальность, что в определенном регионе есть игроки большие и меньшие по размеру и потенциалу. Но это определенные геополитические законы, с которыми нельзя не считаться, несмотря на то, что существует международное право, исходя из которого все субъекты международной политики равны, независимо от их масштабов и потенциала.
Наш институт всегда призывал к тому, чтобы не драматизировать ситуацию с грузинской стороны и не выставлять Россию в образе врага, которая якобы только и хочет что растоптать независимость Грузии. Тем более что разговор с Россией и взаимные уступки не означают попрания интересов Грузии. Не надо делать из суверенитета фетиш.
ВЗГЛЯД: Насколько тяжело сейчас в Грузии проповедовать пророссийские взгляды, подобные вашим? По вашим ощущениям, в какую сторону изменяется число людей, настроенных так же, как вы?
Г.Р.: Людей, которые желали бы улучшения отношений с Россией, было много как до войны 2008 года, так и после. Я имею в виду не правительственные круги и не широкие слои оппозиции, а население в массе своей. Добрые чувства к России не потерялись. И в последнее время стало заметно, что, несмотря на оппозиционные настроения к России грузинского руководства, разочарование в Западе и в западной ориентации Грузии у местного населения усилилось. Это однозначно. И хотя на официальном уровне у нас об этом стараются не говорить, но сам факт, что часть оппозиции сделала ставку на риторику, направленную на улучшение российско-грузинских отношений, говорит сам за себя.
Кроме того, значительная часть общества считает, что раз Саакашвили развязал эту войну, которая была пагубна для Грузии, раз русские войска вошли в Грузию, то они должны были довести дело до конца и свести счеты с преступным грузинским правительством. А сейчас получается, что Россия не воспользовалась своим шансом, хотя многие считают, что она должна было это сделать на благо грузинского, осетинского и абхазского народов.
Власти этих тенденций очень боятся и не хотят, чтобы произошла нормализация отношений двух стран, в том числе на уровне общественных организаций и экспертов. Я могу напомнить факты, когда к нам не пускали экспертов из России. Им просто отказывали в визе, тем самым срывая конкретные мероприятия.
ВЗГЛЯД: Оппозиция призывает к примирению, к сближению с Москвой. Но она все же придет к власти, не опасаетесь ли вы, что очень скоро она вновь примет на вооружение антироссийскую риторику, все равно изберет ориентацию на Запад, поскольку в глубине души лидеры нынешней оппозиции все равно настроены националистически?
Г.Р.: Та оппозиция, которая сегодня представлена внутри Грузии, априори не способна прийти к власти. Она могла прийти к власти несколько раз и до августовской войны, когда у нее на руках были все доказательства фальсификации выборов. Тогда у оппозиции был шанс отправить Саакашвили в отставку, тем более что их сторонники тогда выходили на улицу сотнями тысяч. Но оппозиция не воспользовалась тогда своим шансом. Она продалась или была похоронена.
Я считаю, что отчасти это произошла и по вине России. Москва слишком мало сделала во внутриполитической жизни Грузии. Россия не вела никакой работы с грузинскими партиями, с общественными организациями, игнорировала и игнорирует российскую диаспору в Грузии. В то время как американцы вкладывали сотни миллионов долларов в образование партий в Грузии и государственных структур.ВЗГЛЯД: Если Саакашвили или его команда победят и на следующих выборах в Грузии, отношения двух стран будут и дальше оставаться замороженными? Или могут найтись какие-то точки соприкосновения?
Г.Р.: Я думаю, что итог предстоящих выборов, что в Грузии, что в России, во многом предрешен. Я не имею в виду конкретных людей, а говорю лишь о внешнеполитическом курсе двух стран в целом. В этом случае отношения двух стран останутся фактически на нуле. До того как Россия ввела санкции в отношении Грузии в 2008 году, это привело к тому, что экономика Грузии практически не развивалась. Но после войны в Грузию пошли миллиарды долларов европейских и американских доноров, эти деньги были инвестированы в экономику, и кризис был преодолен в определенной мере.
Санкции России сыграли свою роль, именно они вынудили Саакашвили когда-то развязать войну. Но сейчас сохранять эти санкции в отношении Грузии России не имеет никакого смысла. Хотя отменять их нужно постепенно, чтобы у Саакашвили не появилось шанса объявить, что это он вынудил Россию снять все санкции с Тбилиси.
Нынешнее правительство уже не скрывает, что оно не заинтересовано в том, чтобы Россия открыла свои рынки для Грузии. Пока руководство страны культивирует Россию в роли врага, оно само остается у власти. Иначе грузинские бизнесмены вновь переориентируются на Россию, а Саакашвили очень этого боится.