Министр обороны России Анатолий Сердюков заявил в среду, что НАТО предлагает создать две самостоятельные системы ПРО и это не устраивает Москву. «Вариант, который нам предлагают, – создать, по сути, две системы противоракетной обороны. Это нас не устраивает», – заявил министр в Брюсселе по итогам заседания Совета Россия – НАТО на уровне глав оборонных ведомств.
Иначе мы вернемся к старым временам, когда раскручивалась гонка вооружений
Говоря о том, какие в этом вопросе преобладают интересы, Сердюков заявил: «Это позиция США». «Нужно найти варианты, которые устроят и Россию, и НАТО. Иначе мы вернемся к старым временам, когда раскручивалась гонка вооружений», – подчеркнул он.
Как отмечает «Интерфакс», Сердюков отметил также, что «есть ряд государств (НАТО), которые понимают озабоченности России (по проблематике ПРО), и в их лице мы можем получить определенную поддержку», правда, что это за страны, он не уточнил. «Если мы не договоримся (по проблематике ПРО), то к 2020 году мы получим такую систему противоракетной обороны, которая нас не устроит, поскольку она ослабит наш стратегический потенциал», – пояснил министр.
Отвечая на вопрос, проходят ли переговоры по проблематике ПРО между Россией и НАТО в условиях взаимного доверия, министр сказал: «Доверие есть, но результатов нет». По его словам, Россия не драматизирует ситуацию, а предлагает конструктивные варианты сотрудничества. «Нынешнюю ситуацию не драматизируем. Готовы к продолжению диалога, как в Совете Россия – НАТО, так и на двустороннем уровне», – сказал Сердюков, добавив, что система европейской ПРО может стать по-настоящему эффективной, если она будет соответствовать реальной ракетной угрозе, ее концепция будет разрабатываться совместно с Россией, а облик будет обеспечивать гарантии ненаправленности против любого участника.
«Подтверждаем готовность принять активное участие в устранении возможных ракетных рисков для Европы, опираясь на предложенную президентом России в Лиссабоне идею секторального подхода», – сказал Сердюков.
По его словам, Россия рассчитывает, что высказанные ею на заседании соображения будут положительно восприняты в НАТО и дадут импульс для решения принципиальных вопросов об условиях сотрудничества в сфере ПРО.
О сотрудничестве по созданию европейской системы противоракетной обороны Россия и НАТО договорились на саммите в Лиссабоне в ноябре 2010 года. Суть российского предложения состоит в создании системы совместной ПРО по территориальному (секторальному) принципу распределения ответственности отдельных стран или групп государств за обнаружение и уничтожение ракет в определенном секторе обороны. О том, что, если стороны не договорятся, возможна новая гонка вооружений, ранее говорил президент России Дмитрий Медведев.
#{weapon}В свою очередь генсек НАТО Андерс Фог Расмуссен, комментируя итоги переговоров, заявил, что Североатлантический альянс не намерен давать России юридических гарантий ненаправленности ПРО. «Конечно, я понимаю (российские – прим. ВЗГЛЯД) просьбы о гарантиях, но у меня есть четкий ответ на эти просьбы, а именно: лучшая гарантия, которую только можно получить, – это участие в искреннем и тесном сотрудничестве по ПРО», – сказал он.
Расмуссен в очередной раз подчеркнул, что альянс не рассматривает Россию в качестве угрозы своей безопасности, равно как и НАТО не является угрозой безопасности РФ. «В этом позитивном духе мы должны сотрудничать при разработке архитектуры ПРО, основанной на двух независимых системах, имеющих одну общую цель, а также обмениваться информацией, чтобы сделать эту систему еще более эффективной», – сказал генсек НАТО.
Также, указал он, альянс не намерен соглашаться на инициативу России о секторальном принципе создания системы ПРО в Европе. «Мы ясно заявили, что мы не готовы принять секторальный подход. НАТО несет ответственность за защиту территории стран – членов альянса, – приводит РИА «Новости» слова Расмуссена. – И это без сомнения. Как только какая-либо страна становится членом альянса, он берет на себя защиту ее в случае атаки. Это содержится в статье 5 Североатлантического договора».
По его словам, «НАТО не намерено передавать защиту своих стран-членов третьим странам». При этом он в очередной раз напомнил, что рассчитывает найти решение проблемы сотрудничества с Россией до саммита альянса в мае 2012 года. «Мы все еще находимся на самой ранней стадии этого процесса (в налаживании сотрудничества в сфере ПРО), – заявил он. – Мой временной прогноз: саммит следующей весной в мае 2012 года. И я надеюсь, что мы можем найти совместное решение до этого саммита».
По его словам, для всех очевидно, что системы ПРО России и НАТО не направлены друг против друга и сотрудничество в сфере ПРО «будет способствовать налаживанию лучшей атмосферы в области безопасности в Европе и США».
Президент Института стратегических оценок и анализа Александр Коновалов, комментируя ультиматум Сердюкова по поводу заключения юридически обязывающих соглашений, заявил газете ВЗГЛЯД, что составление такого документа пока невозможно.
«Европа не может нести юридические обязательства перед Россией просто потому, что системы европейской ПРО так таковой пока нет, она находится в процессе создания. Какой именно она будет – никто не знает. Говорить о параметрах – месте размещения ракет, их количестве, радиусе действия и скорости, которые можно было бы зафиксировать юридически, пока рано», – пояснил эксперт.
По его мнению, ЕвроПРО в любом случае не будет направлена против России. «Европейцы не воспринимают нашу страну как угрозу, но юридических обязательств они брать на себя не будут», – полагает эксперт.