В четверг Генеральная прокуратура Литвы обратилась к российской стороне с просьбой оказать правовое содействие в организации допроса бывшего президента СССР Михаила Горбачева по делу о событиях 13 января 1991 года в Вильнюсе. Тогда в Литве в связи с заявлением о независимости республики начались несанкционированные акции протеста. В ночь на 13 января колонна советской бронетехники направилась в центр Вильнюса. В ходе столкновений митингующих с военными у телецентра погибли 14 человек, свыше 600 были ранены.
В Литве сейчас проходит судебный процесс по вильнюсским событиям. В уголовном деле фигурируют 23 подозреваемых, из которых двое – граждане Белоруссии, остальные – россияне. Как считает Александр Солнцев, с точки зрения международного права Литва вообще не могла завести подобное уголовное дело. Судить о событиях тех лет можно только с точки зрения законов Советского Союза.
Александр Солнцев уверен: Литва нарушает нормы международного права (фото: rma-hr.org) |
ВЗГЛЯД: Имеет ли юридическое право Литва проводить внутренний суд по своим современным законам по преступлению, совершенному в не существующем уже Советском Союзе? Более того, самой Литвы, как независимого государства, в январе 91-го тоже еще не существовало.
Александр Солнцев: Не стоит рассматривать один факт. Здесь целая цепочка фактов, которые касаются нашего сегодняшнего восприятия истории, о котором теперь так часто в России говорят. Это очередная попытка ревизии истории. Что сейчас происходит в Прибалтике? В 2000 году был принят новый Уголовный кодекс Литвы, который ввел понятие ретроспекции. То есть закон имеет силу на деяния, которые были совершены до вступления в силу этого закона. Конечно, это многие подвергали критике, подобная ретроспекция совершенно не отражает общепринятую юридическую практику.
Даже если говорить об этой «двойной оккупации» – кстати, Литва первая в истории человечества ввела понятие «двойная оккупация» – на период 91-го года еще действовало советское законодательство, в соответствии с которым действия главы государства СССР были совершенно обоснованны. Ведь в Вильнюсе была попытка расчленения государства, госизмены – с точки зрения того законодательства там все было совершенно правильно.
#{ussr}Давайте вспомним дело Василия Кононова, советского партизана, которого судил Европейский суд. Кононов – партизан, действовал в соответствии с нормами того времени: у нас и в кино показывают, что расстрел полицаев – это нормально для человека, который защищает свою родину. Была попытка обжаловать приговор, но суд заявил, что закон имеет ретроспективное – обратное – действие. И с этим очень многие российские эксперты и сам МИД не согласились.
ВЗГЛЯД: Получается, что по собственным законам Литва действует правомерно, а по международным – неправомерно?
А.С.: Неправомерно вводить такое понятие – ретроспекция. В международном праве оно вообще не должны присутствовать. Тот же случай с Василием Кононовым – попытка применить конвенции, принятые уже после деяния. То есть если сегодня мы дышим воздухом, а завтра вводится закон, что дышать запрещено, нас всех могут посадить в тюрьму. Это противоречит общепринятой правовой практике.
ВЗГЛЯД: Литва должна была подать иск в международный суд?
А.С.: В данном случае обращения в европейские суды не имеют смысла, потому что действия, которые были совершены до вступления России в Совет Европы, не могут быть юридически квалифицированы. В Совет Европы мы вступили только 15 лет назад и в 98-м году мы к европейскому суду присоединились. То есть иск можно подавать, но только в том случае, если преступление имело долгоиграющие последствия – как геноцид, например. А литовский факт произошел до того. 14 человек, к сожалению, погибли, но это не то деяние, которое может иметь долгоиграющие масштабные последствия.
ВЗГЛЯД: В четверг генпрокуратура Литвы направила в РФ официальную просьбу о содействии по организации допроса Михаила Сергеевича Горбачева как свидетеля. Но и этот запрос, получается, незаконен. Россия может опротестовать этот суд в принципе?
А.С.: Россия не может пока совершить никаких юридических действий, максимум, что мы можем – выдвинуть ноту протеста со стороны МИД. Вот если Горбачев будет арестован и принудительно доставлен в Литву, мы сможем говорить об иммунитете высших должностных лиц, инициировать разбирательство, судебные процедуры. Но пока все это происходит на уровне заявления, которые часто делают по политическим мотивам. В отношении той же Юлии Тимошенко периодически возобновляют какие-то процессы, она приезжает, ее допрашивают, потом опять все закрывают. То есть сейчас у нас нет оснований на инициацию судебных процедур. Пока что только МИД может зафиксировать, что эти действия неправомерны.
Нужно не ретроспекцию вводить, а разбираться на основе законов того времени. Это СССР, это Литовская ССР, Уголовный кодекс Литовской ССР
ВЗГЛЯД: Существует международный договор между РФ и Литвой 1992 года по сотрудничеству в судопроизводстве. Накладывает ли это на Россию какие-то обязательства в данном случае?
А.С.: Конечно, в рамках этого договора могут вестись какие-то процедуры. Прокуратура и следственные органы Литвы могут по своим каналам запрашивать информацию, консультироваться с российскими коллегами. Но мы можем вообще проигнорировать это «приглашение», можем сослаться на иммунитет. У нас есть, например, договор об экстрадиции со многими государствами – и что? Они до сих пор не выдали людей, которых мы считаем террористами, а другие государства – национальными освободителями. И они спокойно их держат у себя.
ВЗГЛЯД: А нужен ли в принципе официальный запрос к РФ со стороны Литвы? Или литовцы должны были направить «приглашение» лично Михаилу Сергеевичу, и только он вправе решать, поедет он на допрос или нет?
А.С.: В данном случае Литва действует в рамках договора. А по договору сотрудничают именно правоохранительные органы. То есть они направляют запрос в органы, а дальше уже наши могут направить запрос Горбачеву. Это обычный процедурный порядок. Но никто не говорит, что Горбачев должен явиться обязательно. Он ничего не должен. Это дело вольное.
ВЗГЛЯД: То есть, на ваш взгляд, этот процесс – это не желание Литвы добиться справедливости и наказать виновных за смерть 14 человек, а политическая спекуляция?
А.С.: За всем этим стоят конкретные силы, которые имеют конкретные цели. Это очередная попытка развенчать итоги Второй мировой войны. В 90-е была создана комиссия прибалтийских государств по оценке якобы ущерба от советского периода, «двойной оккупации». Они пытаются выставить счет. Но не подсчитывают, конечно, плюсы, которые получили прибалтийские государства в этот период, денежное влияние Советского Союза никто тоже не подсчитывает. Только ущерб и минусы.
Даже в книгах по международному праву, которые мне приходится читать, пишут, что Прибалтийские государства, как Спящая красавица, спали в хрустальном гробу во время советской оккупации, и вот пришел Евросоюз, своим поцелуем разбудил, и Спящая красавица ожила. Это слова из международно-правовой книги. Вот в рамках этой риторики все и происходит, к сожалению.
Можно, кстати, провести параллели с Югославией. Когда государство распадается, верховная власть, конечно, будет делать все, чтобы удержать эту власть в соответствии со своими законами. Может вводить и чрезвычайное положение, и вооруженные силы. Что в 90-е годы и происходило в Литве. И массовых жертв там не было. Поэтому в данном случае со стороны Литвы это просто очередная пиар-акция.
ВЗГЛЯД: Если забыть о политике, каким образом родственники погибших тогда в Вильнюсе могут наказать виновных?
А.С.: Это вполне возможно. Но здесь нужно не ретроспекцию вводить, а разбираться на основе законов того времени. Это СССР, это Литовская ССР, Уголовный кодекс Литовской ССР. То есть нужно разбираться, насколько действия властей были тогда правомерны. Почему нет? Тем более что там наверняка дети остались без родителей. Можно провести нормальное уголовное расследование в рамках установленного двустороннего договора о сотрудничестве с нашими властями. Как было с так называемой «Пражской весной»? Если разобраться, это были действия не СССР, а коллективные действия блока Организации Варшавского договора, там были и танки Германии, в частности. Может, и в нашем случае не было указа Горбачева, а это все были произвольные действия литовских властей? Может, их вина вскроется? Родственники погибших, конечно, имеют право на справедливое разбирательство.