В четверг президент Белоруссии Александр Лукашенко, выступая с ежегодным посланием к парламенту и народу республики, поделился своим мнением по всему спектру внутренней и внешней политики. Сначала он сосредоточился на последних событиях в Минске, где произошел теракт в метро, и рассказал о новых подробностях случившегося. Еще он нашел время высказаться по другим вопросам, которые влияют на повестку дня президента.
И какие бы трения у нас ни были с руководством России, а тут нечего скрывать, как бы мы лбами ни сталкивались, это (безопасность) святое
В частности, Лукашенко вновь обратился к теме Союзного государства с Россией, выразив мнение, что включение его страны в состав восточного соседа создало бы проблемы. «Зачем беду накликать, создать новый фронт здесь?» – задался Батька вопросом, подтвердив, однако, желание создать с Россией общее оборонное пространство.
«Это тоже ключ к развитию наших отношений»
Как передает «Интерфакс», президент считает незначительными недавние трения в отношениях руководства двух стран. «Мы с россиянами создали совместную группировку. И какие бы трения у нас ни были с руководством России, а тут нечего скрывать, как бы мы лбами ни сталкивались, это (безопасность) святое», – отметил Лукашенко, назвав Россию ключевым стратегическим партнером Белоруссии.
По его словам, используемая стратегия «равной приближенности к Востоку и Западу» дает Белоруссии шанс «эффективно использовать выгодное географическое положение, транзитный, индустриальный потенциал».
Напомнив о недавнем визите в Минск премьер-министра России Владимира Путина, глава государства сообщил о принятых решениях «по вопросам, которые долгое время не решались». «Это тоже ключ к развитию наших отношений... Мы должны сохранить и укрепить те достижения, которых добились как в рамках самого продвинутого интеграционного объединения на постсоветском пространстве – Союзного государства, так и в рамках Таможенного союза», – приводит ИТАР-ТАСС слова Лукашенко.
«Мне кажется, что нефть где-то есть, – сказал Лукашенко. – А если есть нефть, не может быть, чтобы где-то не прорвало газ». Он рассказал, что «тормошит» по этому вопросу ученых, и напомнил, что новый премьер Михаил Мясникович до назначения на эту должность возглавлял республиканскую академию наук. «Мне кажется, что нам надо внимательнее посмотреть на недра. Найдем мы что-то. Не может быть, чтобы кто-то искал и не нашел», – обнадежил аудиторию белорусский лидер.
«Если этот винтик где-то не сработает, то нам «труба»
Напомнив о событиях 19-20 декабря в Минске, Лукашенко призвал общество отличать политическую оппозицию от обычных преступников, «которые, спрятавшись за спинами одурманенных революционной романтикой юнцов, хотели свергнуть действующую власть». По его словам, 2010 год «стал знаковым в развитии белорусской политической системы».
«Рубежом стала президентская кампания, которая прошла абсолютно по белорусским законам, – считает он. – Те, кто задумал свергнуть действующего президента, не учли, что белорусская власть может решительно постоять за себя и народ. Белорусский народ уже сказал политическим проходимцам решительное «нет». Но «нет» мы должны говорить каждый день».
Он также считает, что человек может полностью ощущать прелести демократии только дома, причем в одиночестве – «в отсутствие жены и детей».
«Домой пришел – ты свободен. Один дома, нет жены, детей – демократия полная, хоть на голову становись. Пришла жена домой – все, свобода ограничена, а еще и дети пришли и начали тормошить», – образно выразился глава государства.
А на рабочем месте, по его мнению, должна царить диктатура. «Назначая новых руководителей, я сказал: диктатура, диктатура и еще раз диктатура там, где есть производство. Потому что мы, к сожалению, маленькие винтики этой технологической цепочки. Если этот винтик где-то не сработает, то нам «труба». Вот и вся демократия», – заявил Лукашенко.
Тут Батька не удержался и еще раз дал свое толкование демократии: «Закончил работу, перешел проходную и, идя в магазин, думай, что рядом люди, зацепил плечом человека, то тут твоя демократия кончилась, потому что здесь интересы другого человека».
«Они освоили риторику Ленина и используют ее»
Затем президент перешел к международному положению. Он постарался убедить депутатов, что истинная ситуация в Ливии не соответствует картинке западных телеканалов. Сам Лукашенко это понял после телефонного разговора, который, как оказалось, недавно состоялся у него с лидером ливийской Джамахирии Муамаром Каддафи.
«Я ему задал вопрос: «Слушай, что у тебя там происходит? От тебя люди бегут, дипломаты». Он засмеялся и говорит: «Господин президент, ну, вы мне верите? Ну, вы не то телевидение смотрите». Ну, я ему говорю: «У нас только это телевидение. К сожалению, у нас сирийское и ливийское не идет». «Но то, что он мне рассказал, пусть это тоже субъективный подход... Но там совершенно все было не так. И сейчас мы в этом убеждаемся», – отметил Лукашенко.
Назначая новых руководителей, я сказал: диктатура, диктатура и еще раз диктатура там, где есть производство
Развивая тему, Лукашенко порекомендовал США и Западу опробовать на самих себе, что приносят в страну революции. «Кто поддерживает революции? Запад и американцы. Они освоили риторику Ленина и используют ее. Желательно, чтобы революции с них и начались. Тогда они почувствуют, что это такое... Может быть, Каддафи совершал ошибки, но это проблемы только этих государств. В Ливии племена, и что же, мы будем рекомендовать им партии создавать из этих племен? Не надо их понуждать истребителями и бомбардировщиками это делать», – сказал Лукашенко.
Что касается развития отношений самой Белоруссии с Евросоюзом, то здесь, по словам Батьки, взят тайм-аут, который скоро закончится. «Думаю, что он долго не продлится. Мы нуждаемся друг в друге». По словам Лукашенко, «у Запада сохраняется немалый интерес к сотрудничеству с нашей страной, его надо поддерживать и находить выгодные формы взаимодействия».
Белорусский лидер также с удовольствием заметил, что Европа больше не критикует Минск за итоги президентских выборов. «Тем самым они признали, что президентские выборы соответствуют демократическим нормам, как бы и что бы они ни писали», отметил Лукашенко. «Мы сегодня должны быть готовы к тому моменту, когда европейцы, фактически признав свою несостоятельность в давлении на Белоруссию, придут и скажут: мы готовы сотрудничать», – поделился своей надеждой президент.
Одновременно Белоруссия заинтересована в нормальных отношениях с США, но мало что теряет, если американцы не пойдут навстречу. «Мы отдаем себе отчет в том, что Соединенные Штаты Америки – признанный глобальный лидер, – сказал Лукашенко. – Поэтому мы заинтересованы в нормальных взаимоотношениях с ними. Эти отношения могут быть в равной степени выгодны и нам, и американцам. Здесь тоже есть много точек соприкосновения». Вместе с тем Лукашенко добавил, что «готовы американцы с нами сотрудничать, если их что-то интересует в Белоруссии, то будем сотрудничать. Но если Белоруссия им не интересна, то мы не очень-то зависим от Америки».
Но на всякий случай глава государства предупредил, что «желающие бомбить» Белоруссию встретят серьезный отпор. «Белоруссия может нанести агрессору невосполнимый ущерб», – заявил Лукашенко, выразив уверенность, что таких желающих «немного», «потому что они понимают – могут сильно получить».
По его словам, страна выстраивает свою оборонную политику, «исходя из финансовых возможностей». «Если бы у нас были деньги, мы бы выстроили любую оборону», – сказал президент, добавив, что «мы имеем соответствующие точки, откуда мы можем удар нанести. И это наш главный приоритет».
«То ли прошло-, то ли позапрошлогоднее послание»
Белорусская оппозиция считает, что послание Лукашенко направлено в прошлое. Риторика послания не изменилась за последние несколько лет, считает лидер Объединенной гражданской партии Анатолий Лебедько.
«У меня сложилось впечатление, что я слушал то ли прошлогоднее, то ли позапрошлогоднее послание. Риторика направлена в прошлое, а реалии изменились», – заявил агентству «Интерфакс» Лебедько.
По мнению политика, после «19 декабря ситуация изменилась, а с посланием, которое направлено в прошлое, тяжело идти в будущее». Лебедько считает, что после выборов «страна расколота надвое, приблизительно поровну, и это послание ее не объединяет».
«Сегодня не оппозиция главный враг власти, а экономика. А решения экономических проблем я не услышал», – добавил собеседник агентства. Политик также отметил, что Лукашенко по-прежнему ждет, что внешние партнеры придут с челобитной, и не предложил дорожной карты по улучшению отношений с Западом.
Замруководителя другой оппозиционной партии – Белорусского народного фронта (БНФ) – Григорий Костусев с сожалением заметил, что Лукашенко не собирается улучшать отношения с Западом. «Лукашенко снова склонен к более тесным отношениям с Россией, а отношения с Европой не собирается улучшать. Жаль», – сказал Костусев, комментируя послание президента. «Ничего нового» политик не услышал и в вопросах взаимоотношений власти с оппозицией.
В то же время Костусев заметил, что Лукашенко перестал связывать оппозицию с терактом. «Это говорит о том, что он реально оценил обстановку», – отметил оппозиционный деятель.