Конфликт оказался принципиальным. Две партии, представлявшие сторонников прошлогодней революции, не смогли ужиться в одной коалиции с «Ата-Журт». Имеющая сильные позиции на юге страны «Ата-Журт» («Отечество») считается партией чиновников свергнутого год назад президента Курманбека Бакиева.
Парламент стал рингом, где выясняют отношения и решают какие-то далекие от народа проблемы
Споры между союзниками 1 апреля даже вылились в рукоприкладство в стенах парламента. А в заявлении, распространенном в пятницу Социал-демократической партией Киргизии (СДПК) и «Республикой», вся вина за раскол в коалиции возложена на «Ата-Журт».
В тексте утверждается, что правящая коалиция «не смогла достичь единства в собственных рядах, а определенная ее часть стала в последнее время ... выдвигать требования, которые не соответствуют содержанию достигнутых и закрепленных договоренностей». Тем не менее коалиция пока сохранилась, две партии лишь отозвали свои обязательства по ряду договоренностей.
«Происходящее в Киргизии демонстрирует недостатки парламентской системы правления, которая, с моей точки зрения, была выбрана для страны совершенно бездумно. Парламент стал рингом, где выясняют отношения и решают какие-то далекие от народа проблемы. В результате доверие к власти стремительно падает, и это чревато крайне серьезными последствиями, боюсь, уже в ближайшем времени», – заявил газете ВЗГЛЯД эксперт Института стратегического развития Аждар Куртов.
Альянс «Ата-Журт» с теми, кто, собственно, и свергал ныне находящегося в бегах Бакиева, с самого начала рассматривался обеими сторонами как вынужденная необходимость. Кровавые межнациональные столкновения в Оше, последовавшие за свержением Бакиева и организованные, как считают многие, его сторонниками, наглядно продемонстрировали, что южан игнорировать нельзя.
Но сама «Ата-Журт» с ролью второй скрипки в альянсе с былыми врагами примирилась с трудом. Часть депутатов от этой партии так и не подписали коалиционное соглашение, и жесткий конфликт с главой правительства и лидером СДПК Алмазбеком Атамбаевым был лишь вопросом времени.
Противостояние началось в марте, когда генпрокурор Кубатбек Байболов, считающийся человеком, близким к «Ата-Журт», начал возбуждать уголовные дела против представителей «Республики» и СДПК. В частности, в коррупции был обвинен один из лидеров «республиканцев», бывший мэр Токмака Канатбек Исаев.
Генпрокурор нападал на президента Розу Отунбаеву и намекал на то, что у него есть компромат на премьер-министра. За свою чрезмерную активность генпрокурор Байболов поплатился отставкой, которую в конце марта в ультимативном порядке потребовал от президента Атамбаев. Однако уже после отставки 1 апреля экс-генпрокурор появился в Жогорку Кенеше (парламенте страны) и все равно с трибуны зачитал обвинения в адрес союзника по коалиции – лидера «Республики» Омурбека Бабанова.
Тогда-то лидер «Ата-Журт» Камчибек Ташиев заявил о намерении выйти из коалиции, что вызвало, мягко говоря, эмоциональную реакцию «Республики»: страна стала свидетельнецей драки прямо в депутатском зале. Дрались Ташиев и депутат-«республиканец» Алтынбек Сулайманов. Депутатов разняли, однако «Ата-Журт» еще сильнее потребовала отставки Бабанова.
Не дожидаясь выводов депутатской следственной комиссии, за которыми последовал бы вотум недоверия, вице-премьер накануне ушел во внеплановый бессрочный отпуск. А его партия вместе с СДПК в итоге и выпустила свое скандальное заявление.
Желание уравновесить коалицию, войдя в ее состав, уже высказала партия «Ар-Намыс» («Достоинство») бывшего премьер-министра Феликса Кулова, считавшегося выдвиженцем Москвы. Ему, по некоторым данным, уже даже предложен пост, который занимал Бабанов.
Если это случится, то именно Кулов может стать неформальным лидером коалиции. Этот политик, в 2005 году, после свержения тогдашнего президента Аскара Акаева, сумевший железной рукой подавить беспорядки в столице, многих в Киргизии пугает своей решительностью: либералы видят в нем возможного диктатора. Однако у сторонников Кулова всего лишь 10 депутатских мандатов, что не хватит имеющим 49 голосов СДПК и «Республике» для формирования большинства без «Ата-Журт». А значит, партиям вновь придется договариваться.