Власти Ирана запретили заправку в своих аэропортах европейских авиалайнеров. Об этом сообщил первый вице-президент ИРИ Мохаммад Реза Рахими. По его словам, это ответная мера на аналогичные шаги западных нефтяных компаний.
В качестве ответной меры мы прекращаем производить заправку европейских авиалайнеров
«Недавно иранским самолетам было отказано в дозаправке в ряде европейских аэропортов. Иран незамедлительно принял решение прекратить предоставлять топливо западным авиалайнерам, совершающим посадку на территории Исламской Республики», – указал вице-президент, сообщает Reuters со ссылкой на иранскую прессу.
Он особо подчеркнул тот факт, что в результате мер западных компаний, которые, «возможно, имеют что-то против иранского правительства, страдают обычные пассажиры».
Напомним, осенью прошлого года самолетам крупнейшей иранской авиакомпании Iran Air, выполняющей полеты в 54 города в 30 странах мира, было отказано в дозаправке в лондонском аэропорту Хитроу. Аналогичные случаи произошли в аэропортах Амстердама и Стокгольма. Экипажам иранских лайнеров было предложено совершать для дозаправки перелет в Германию или Австрию.
По данным западных СМИ, ряд нефтяных компаний, в частности ВР и «Шелл», аннулировали имеющиеся контракты с «Иран эйр». Позже к ним присоединились некоторые другие западные компании. Сделано это было под давлением США, которые требуют от нефтяных корпораций полного разрыва связей с Ираном, сообщает Euronews.
Ранее Иран уже выражал недовольство в адрес Великобритании, Германии и ОАЭ по поводу того, что в июле они отказались заправлять пассажирские самолеты как Iran Air, так и Mahan Air.
Кроме того, в июле Европейская комиссия запретила двум третям авиалайнеров иранского перевозчика Iran Air совершать полеты над территорией Евросоюза. Тогда некоторые самолеты Iran Air из-за несоответствия требованиям безопасности попали в черный список Еврокомиссии. В него попали лайнеры Airbus-320, Boeing-727 и Boeing-747. При этом запрет на полеты не распространялся на 23 других самолета компании: 14 самолетов Airbus-300, 8 Airbus-310, а также один Boeing-737.
По словам представителя Еврокомиссии Хелены Кернс (Helen Kearns), данное решение основывается только на соображениях безопасности и не имеет никакой политической подоплеки.
Известно, что Еврокомиссия также включила в список ненадежных самолетов все лайнеры и других стран, например, авиаперевозчика Blue Wing Airlines из Суринама. Две компании из Индонезии Metro Batavia и Indonesia Air Asia, наоборот, его покинули.
Всего в черном списке Еврокомиссии оказались 282 компании из 17 стран, которым частично или полностью запрещено совершать полеты в воздушном пространстве Евросоюза.
Иран связал данный отказ с санкциями ООН и США, которые таким образом пытаются заставить Тегеран приостановить свою ядерную программу.
Напомним, что в январе стамбульские переговоры по ядерной программе Тегерана закончились полным провалом. По их итогам представители США заявили, что не намерены менять свою тактику в отношении исламской республики и готовы продолжать давление на нее санкциями, которые «кусаются» и являются эффективными.
«Мы предоставили Ирану многочисленные возможности сделать правильный выбор. Мы дали четко понять Тегерану, что речь идет о так называемом двойственном подходе, где одна сторона – дипломатия, и здесь дверь остается открытой, а другая – это давление. Мы считаем, что Иран движется в сторону дальнейшей изоляции и по-прежнему будет оставаться изолированным», – заявил представитель Совета национальной безопасности при Белом доме Майкл Хаммер, комментируя результаты январской встречи.
Напомним, представители иранской делегации отказались обсуждать возможность временной остановки работы своих объектов по обогащению урана, подчеркнув, что мир должен признать их право на проведение таких работ, а также провести двусторонние консультации с США.
«Нет никакой необходимости в проведении таких переговоров с США, если они не входят в рамки встречи в Стамбуле», – заявил помощник главы иранской делегации Аболфазл Зохреванд.
По итогам диалога возглавлявшая делегацию «шестерки посредников» представитель ЕС по иностранным делам и политике безопасности Кэтрин Эштон констатировала, что выдвинутые республикой условия неприемлемы. Представитель ЕС также сообщила, что новые переговоры с Ираном в настоящее время не планируются.
Москва в лице министра иностранных дел Сергея Лаврова, тем не менее, призвала своих коллег продолжить диалог с республикой.
«Главный итог стамбульской встречи заключается в том, что всем стало предельно ясно, что необходимо двигаться постепенно и на встречных курсах. Иран должен выполнить требования МАГАТЭ и Совета безопасности ООН, но Иран одновременно должен видеть перспективу, которая открывается для него в случае, если он будет полностью сотрудничать с МАГАТЭ. Нам все равно никуда не деться от договоренностей, которые могут быть только политическими, которые могут быть только взаимоприемлемыми и основываться, конечно же, на той позиции, которая зафиксирована в решениях МАГАТЭ и Совета безопасности ООН», – заявил тогда глава российского МИДа.