В среду на совещании по новой редакции Гражданского кодекса (ГК) Дмитрий Медведев пообещал лично следить за обновлением кодекса, регулирующего устои гражданского общества и право собственности. Он также пригрозил лично пресекать всякого рода «дурацкие» и непродуманные изменения в этой сфере.
Найти 500 тыс. рублей на уставной капитал для НКО будет сложно: никакой донор столько денег на это не даст
Президент напомнил, что меняются те части ГК, которые регулируют деятельность институтов гражданского общества, право собственности и другие вещные права, отдельные виды обязательств, наследственное и международное частное право, право на результаты интеллектуальной деятельности. Напомним, что ранее обширные поправки к ГК подготовили юристы Совета по кодификации при президенте.
О том, как будущие поправки могут повлиять на общественно-политическую жизнь страны, корреспондент газеты ВЗГЛЯД побеседовал с директором российского отделения «Международного центра некоммерческого права» Дарьей Милославской.
ВЗГЛЯД: Дарья Игоревна, как вы полагаете, гнев президента и его замечание про «дурацкие поправки» вызвали поправки Совета по кодификации, связанные с деятельностью некоммерческих организаций (НКО)?
Дарья Милославская: Думаю, нет. К сожалению, до президента донесли скорее беспокойство бизнеса по поводу грядущих изменений в других разделах ГК, нежели чаяния гражданского общества. Однако я надеюсь, что пристальное внимание президента к таким кардинальным изменениям законодательства в целом повлияет на то, что ранее озвученные поправки, касающиеся НКО, все-таки не будут приняты.
ВЗГЛЯД: Считаете ли вы оправданным, что в проекте вообще нет понятия «общественное движение», а есть только термин «общественные организации граждан». Повлияет ли эта поправка на общественно-политическую жизнь в стране?
Д. М.: Если смотреть на картинку некоммерческого сектора, то общественные организации – это самая популярная форма организации. Общественных движений довольно мало. Партии, в общем-то, тоже создаются по принципу общественных организаций, поэтому принятие такой поправки кардинально не скажется на общественно-политическом процессе в стране.
Всем тем организациям, которые зарегистрированы в организационно-правовых формах, не причисленных в поправке в ГК, придется преобразоваться и перерегистрироваться. Каких-то дополнительных требований не будет. Проект, по крайней мере, этого не предусматривает.
На повседневную деятельность введение такой нормы, в принципе, не повлияет. Однако появится много бумажной работы, придется нанимать юриста, проводить дополнительные собрания. А это потребует времени и денег.
ВЗГЛЯД: Какова теперь вероятность, что в окончательной версии поправок в ГК останется пункт, который потребует от российских НКО разделиться на «корпоративные» и на «унитарные»? Зачем вообще такое деление?
Д. М.: Деление НКО на два вида подразумевает разную степень их ответственности. Корпоративные (в числе которых окажутся общественные организации граждан – прим. ВЗГЛЯД) основаны на членстве, соответственно, все решения принимаются коллегиально. В унитарных же (к ним в проекте отнесены фонды, учреждения и религиозные организации – прим. ВЗГЛЯД) – собственник или учредитель несет ответственность за принятые решения единолично. Зачем такое разделение, пока неочевидно, а в Совете кодификации необходимость введения такой поправки пока не поясняют.
Однако это уже частности. Главная же проблема же состоит в том, что введение уже озвученных поправок предполагает сокращение количества видов организационно-правовых форм и необходимость наличия уставного капитала для тех организаций, которые будут заниматься деятельностью, приносящей доход. Если сейчас НКО вообще не нужно иметь уставной капитал, то теперь от них может потребоваться минимум 500 тыс.
Уверена, что по поводу разделения на унитарные и корпоративные НКО, а также окончательного установления видов организационно-правовых форм еще будут какие-то дискуссии. Возможно, так и останется. Норма о наличии определенного уставного капитала, скорее всего, будет изменена.
ВЗГЛЯД: Какова вероятность, что из проекта будет изъята поправка о том, что учредить «общественную организацию граждан» можно будет теперь быстрее, чем за 30 дней?
Д. М.: Проект предполагает, что все юридические лица, а не только НКО, будут регистрироваться в Министерстве юстиции. Таким образом, формируется единый регистрирующий орган. Сложность в том, что на данный момент существует большой разброс. В частности, коммерческие организации по закону регистрируются в течение пяти дней, некоммерческие – более 14 дней, а общественные – 30 дней. Скорее всего, коммерческие организации не согласятся на увеличение допустимого срока. Возможно, будет введен какой-то усредненный срок, предположим, две недели.
ВЗГЛЯД: Зато в проекте появился новый повод для отказа в регистрации – «противоречие уставных целей основам нравственности». Кто должен определять критерий в таком щекотливом деле? Сами чиновники регистрирующих органов?
Д. М.: Думаю, что на этот вопрос никто не в состоянии ответить. Хотелось бы, конечно, чтобы нравственность у всех была одинаковой, но, к сожалению, у всех она разная.
ВЗГЛЯД: Если НКО превратятся, по сути, в коммерческие компании, то смогут ли привлекать иностранные инвестиции?
Д. М.: В НКО никто из иностранцев, как правило, деньги не вкладывает. Обычно выделяются гранты, но к инвестициям это можно отнести с натяжкой.
Эта поправка в случае принятия скажется на том, сколько останется некоммерческих организаций вообще. Безусловно, НКО получают деньги в качестве пожертвований, однако большую часть они все-таки зарабатывают. Найти 500 тыс. рублей на уставной капитал им будет сложно: никакой донор столько денег на это не даст. В таких условиях выживут те, кто либо уже сейчас зарабатывает достаточно денег, либо крупные НКО с серьезной поддержкой, для которых 500 тыс. – не деньги.