Досмотр пассажиров наземного и водного транспорта, по замыслу силовиков, не должен отличаться от проверки перед посадкой в самолет или при входе в аэропорт. Правда, в Минтрансе говорят, что такой уровень проверки целесообразен лишь в случае повышенной угрозы теракта.
Нет необходимости сплошного досмотра всех пассажиров, например, в городах Крайнего Севера
Проблемы транспортной безопасности с участием представителей всех министерств и ведомств обсуждались в среду на «правительственном часе» в Госдуме. Свои предложения по усилению безопасности на вокзалах и станциях метро озвучили представители как Минтранса, так и ФСБ и МВД. Так, начальник главного управления на транспорте МВД России Дмитрий Шаробаров предложил ввести досмотр пассажиров уже при входе в здание железнодорожных вокзалов, в том числе при помощи рамок и кабинок металлоискателей.
Заместитель руководителя службы экономической безопасности ФСБ Сергей Чернышев* кроме тотального досмотра всех пассажиров предложил продавать билеты на междугородние автобусы и маршрутки только при предъявлении паспорта.
В случае если выявлена продажа билета без паспорта, по мнению Чернышева, владельцы автопредприятий должны нести административную ответственность, платить солидные штрафы. «Мы предлагаем определить Ространснадзору, МВД, ФСБ проведение проверок с использованием тест-объектов запрещенных к перевозке предметов», – сказал также Чернышев.
Поезда подождут
Однако представители Минтранса признали, что по всей России тотально проверять всех пассажиров всех видов транспорта невозможно и не нужно.
«Нет необходимости сплошного досмотра всех пассажиров, например, в городе Дикси, где и самолеты летают раз в неделю. Также будет невозможно установить рамки металлоискателей на станциях пригородных электричек, особенно в летний период, когда там скапливаются сотни человек», – заявил корреспонденту газеты ВЗГЛЯД замминистра транспорта Андрей Недосеков. По его словам, вводить тотальный досмотр пассажиров нужно лишь в случае повышенной угрозы теракта.
По мнению Недосекова, объявлять соответствующий уровень опасности на транспорте должны ФСБ и МВД как более компетентные в этой сфере структуры, а не сам Минтранс. Они же, по мнению замминистра, должны заниматься и вопросами обеспечения антитеррористической безопасности на транспорте. Отметим, что еще в ноябре прошлого года правительство внесло в Госдуму законопроект о введении «террористического светофора» – цветной системы оповещения об угрозе терактов. Согласно проекту, объявлять об уровне опасности должны не силовики, а сам президент.
Еще один сложный для транспортников вопрос – покупка специального оборудования для досмотра пассажиров. Президент Союза транспортников России Виталий Ефимов предложил освободить от уплаты процентов по кредитам, на которые были куплены досмотровые рамки. А Чернышев предложил предоставлять рамки металлоискателей транспортным компаниям в лизинг.
#{image=486204}Недосеков заявил уже после заседания, что часть расходов на покупку специального оборудования государство возьмет на себя. Так, уже до конца апреля Минтранс представит в правительство план усиления антитеррористической защиты всех объектов транспорта, предполагающий увеличение ассигнований из федерального бюджета с нынешних 3,5 млрд рублей до 11,5 млрд на ближайшие три года.
«Абсолютно очевидно, что нужно вводить досмотр пассажиров не только на входе в аэропорт, но и на подъезде к аэропорту. Например, по автомобильным номерам можно было бы тотчас определить, кому принадлежит машина, подъезжающая к терминалу. Также сейчас мы тестируем оборудование, которое потом будет установлено в вестибюлях метро в Москве и Санкт-Петербурге», – сказал Недосеков, объясняя газете ВЗГЛЯД, на что могут пойти дополнительные деньги из бюджета.
Однако основная проблема, как согласились участники заседания, даже не в технических средствах, а в том, где взять людей на их обслуживание в метро и на вокзалах. То, что сотрудники МВД не смогут дежурить у каждого входа на вокзал или в вестибюль, признали все. Вместе с ними следить за пассажирами должны сотрудники специальных охранных предприятий, получивших лицензию в МВД.
«Сотрудники Минтранса окончили транспортные вузы, поэтому мы активно ищем бывших сотрудников спецслужб для проверки пассажиров», – признал министр транспорта Игорь Левитин, также участвовавший в заседании.Дать право перевозчикам учреждать собственные охранные предприятия требуют и в РЖД.
«Мы предлагаем наделить правом сотрудников таких охранных предприятий проверять, досматривать пассажиров и изымать незаконные предметы и вещества из их багажа, передавать задержанных лиц в органы внутренних дел. Если пассажир откажется от досмотра, его билет должен быть аннулирован. Это относится к вокзальным и привокзальным территориям», – предложил начальник правового департамента РЖД Николай Брынков.
Как уже писала газета ВЗГЛЯД, 1 марта в Госдуму уже был внесен аналогичный законопроект, который наделяет охрану аэропортов теми же правами, что и сотрудников МВД. В частности, согласно проекту, ЧОПовцы в аэропортах получают право на поголовный досмотр посетителей – например, при повышенной угрозе теракта. По словам Брынкова, перевозчикам должно быть предоставлено право создавать стерильные зоны для уже досмотренных пассажиров – такие же, как в аэропортах. Также, считает представитель РЖД, должна быть введена уголовная ответственность для тех, кто посягает на безопасность транспорта, по аналогии с той, что существует на нефте- и газопроводах. Пока же террористы и хулиганы несут ответственность только за совершенный теракт, приведший к гибели людей или значительному материальному ущербу.
Однако уже очевидно, что усиление транспортной безопасности напрямую скажется на стоимости всех железнодорожных и автобусных билетов уже с будущего года.
* Признан(а) в РФ иностранным агентом