Сергей Собянин считает своим главным достижением за год работы на посту столичного градоначальника изменение идеологии развития столицы. Об этом мэр заявил в среду, выступая с первым отчетом перед Мосгордумой.
Москвичи стали заложниками рекламного бизнеса: развешивай, что хочешь и где хочешь
«Главное, что удалось достичь, – это изменить идеологию развития города, города, в котором живут и работают миллионы людей. Москва должна развиваться не для чиновников, не для получения сверхприбыли, а для людей», – заявил он.
Для этого столичным властям пришлось радикально изменить градостроительную политику. По словам мэра, это вылилось не только в прекращение строительства в центре города, но и в вынужденное снижение динамики создания рабочих мест и торговли в центре. «В прошлые годы сложившаяся городская среда была практически смята самым грубым образом, появились огромные массивы коммерческой недвижимости. С каждым годом Москва становилась все менее комфортной для простых граждан, да и не только простых», – отметил он.
Но несмотря на трудности, мэр подчеркнул, что он чувствует поддержку москвичей, видящих, по его мнению, перемены к лучшему. «Они верят в нас, надеются на нас. И мы, правительство Москвы, городская Дума, должны сделать все возможное, чтобы оправдать эти ожидания. Москва должна стать краше, благоустроеннее, комфортнее», – подчеркнул Собянин.
Уйти под землю
Главная проблема города – транспортный коллапс – по мнению градоначальника, может быть решена лишь за счет развития общественного транспорта. «Просчеты в градостроительной политике поставили наш город в тяжелейшую ситуацию: самая высокая плотность застройки, самая низкая удельная площадь дорог на единицу территории, радиальная и моноцентричная структура города. Сегодня, наверное, мало кого интересует, кто в этом виноват – или Иван Грозный, или Владимир Ресин. Важнее понять, что надо делать», – пояснил он.
По его словам, строительство новых дорог и развязок в городе не приведет к значительному улучшению транспортной ситуации, так как они будут быстро заполняться новыми автомобилями. «Столкнувшись с этой проблемой, все города мира выработали единственный рецепт – приоритетное развитие общественного транспорта. Москва не исключение. Мы должны предоставить каждому москвичу возможность в разумные сроки и с комфортом совершать свои ежедневные поездки», – полагает он.
В этой связи мэр напомнил, что в ближайшие годы протяженность линий московского метрополитена увеличится на 75 км. Сам парк вагонов к 2016 году обновится наполовину. «К 2016 году вагоны и парк метро будут наполовину состоять из современных малошумных составов с кондиционерами и системой климат-контроля», – сказал он.
Говоря о пригородных железнодорожных перевозках, Собянин отметил изменения тарифной политики этого вида транспорта, а также улучшение качества перевозки пассажиров. «Это уже привело к первым позитивным результатам: к увеличению числа пассажиров электричек», – цитирует Собянина «Интерфакс».
Касаясь работы наземного общественного транспорта, мэр отметил, что внедрение выделенных полос для автобусов может принести свой результат лишь после организации в городе «эффективной системы скоростных автобусных маршрутов», оборудования «карманов» на остановках и расширения возможностей для парковки машин вне уличной дорожной сети. «Выделенная полоса – это всегда компромисс между интересами водителей, пассажиров автобусов и троллейбусов и граждан, которые используют правую полосу для парковки автомобилей. Но практический результат от создания выделенных полос очевиден уже сейчас. Скорость движения автобусов по ним возрастает на 20–40%, тысячи пассажиров реально экономят свое время при поездках по городу», – отметил мэр.
Говоря о другой проблеме – отсутствии парковочных мест, Собянин напомнил, что таковых на конец 2010 года в столице насчитывалось всего около миллиона. «В течение текущего года мы увеличили количество этих мест в полтора раза. В 2010 году было открыто всего четыре внеуличных перехода, а за девять месяцев текущего – уже 25, и до конца года будет открыто еще до 20», – подчеркнул мэр.
Упомянул мэр Москвы и вопрос ремонта дорог, сообщив, что в 2011 году практически все дороги были приведены в нормальное состояние.
С новым лицом
#{smallinfographicleft=506478}Развивая тему комфортной жизни горожан, мэр Москвы сообщил, что приоритетом для властей станет защита окружающей среды.
«Мы имели запущенные парки, скверы, заброшенные природные территории, которые охранялись лишь на бумаге. Из них не получилось ни классического леса, ни благоустроенных мест отдыха. Получились только многочисленные свалки, поломанные скамейки, палаточные городки мигрантов и засилье нецивилизованной торговли», – перечислил он.
По его словам, в настоящее время вместе с москвичами выработана программа «масштабного обновления и коренной реконструкции мест отдыха». В частности, за этот год «под ключ» были сделаны 20 скверов и парков шаговой доступности, парки Горького, «Сокольники», а остальные освобождены от розничной торговли и мусора.
Улучшила облик города и начатая властями борьба с чрезмерной рекламой на улицах Москвы. «Москвичи стали заложниками рекламного бизнеса: развешивай, что хочешь и где хочешь. В результате центральные улицы были завешаны рекламным тряпьем так, что даже неба не было видно, а фасады сотен зданий, окна жилых домов годами были скрыты рекламой на строительных сетках. Освобождение городского пространства от чрезмерной и навязчивой рекламы – это еще один фронт борьбы за город. Мы запретили перетяжки, уродовавшие городское пространство, запретили рекламу на строительных заборах и сетках», – приводит его слова РИА «Новости».
В результате, по его мнению, Москва стала светлее и просторнее, заново открылось «лицо многих памятников архитектуры, ранее скрытых огромными рекламными щитами».
Преобразятся в скором времени и «ворота» города – столичные вокзалы. Собянин отметил, что по уровню преступности эти места превосходили все другие районы города. «Все подходы к вокзалам были заполнены ларьками, «бомбилами», бродягами, прочими прелестями вокзальной жизни», – напомнил он, добавив, что вокзалы необходимо приводить в порядок и благоустраивать.
Собянин сообщил, что уже удалось на привокзальных территориях убрать сотни ларьков, упорядочить схему движения общественного транспорта и такси, провести первый этап благоустройства привокзальных площадей. А усилиями железнодорожников, повышающих систему безопасности, уровень преступности там снизился в разы.
Пойти вширь
Комментируя реализацию идеи расширения Москвы, Собянин отметил, что новые территории, присоединяемые к столице, не станут для нее обузой, а напротив, заложат основу для ее будущего развития.
«Новая территория Москвы обеспечит городу стабильное развитие в будущем. Сейчас Москве негде строить ни заводы, ни фабрики, ни деловые центры, ни торговые центры, это значительно ограничивает развитие города», – напомнил он.
Мэр отметил, что эта зажатость мешает работать бизнесу и не дает жить комфортно людям. «Бизнес начал потихоньку уходить из города, в Петербург, в Подмосковье, это опасная тенденция, которая могла бы грозить реальным уменьшением бюджета столицы. Расширение станет шагом к спасению Москвы на долгую перспективу», – убежден он.
Говоря о финансовом состоянии, мэр выразил надежду, что этот год Москва закончит с бездефицитным бюджетом. При этом в последующие годы размер закладываемого в бюджет дефицита будет планомерно уменьшаться.
Собянин также сообщил, что властям города удалось переломить тенденцию к уменьшению инвестиционных расходов бюджета. «В целом, на развитие в рамках адресных инвестиционных программ будет выделяться 26% всех бюджетных средств или 444 млрд руб. в 2012 году», – рассказал он.