Запад сделал неприятный подарок на инаугурацию переизбранного президентом Белоруссии Александра Лукашенко. США вслед за Европой объявили о возможности введения против республики новых санкций.
Для Европы главное – независимость Белоруссии, а демократию можно отодвинуть на второй план
«Мы проводим тщательные консультации с партнерами по Евросоюзу по этому вопросу. Мы знаем и поддерживаем шаги, которые предпринимает ЕС, и мы в свете нашего беспокойства готовы к принятию дополнительных шагов к восстановлению санкций, которые раньше были сняты», – заявил представитель Госдепартамента Филип Кроули.
Напомним, в принятой накануне резолюции европейские парламентарии потребовали немедленно ввести санкции против руководства страны во главе с президентом Александром Лукашенко. Документ, подготовленный пятью основными политическими группами Европарламента, призывает Совет ЕС ввести запрет на выдачу виз и заморозить банковские вклады в странах ЕС белорусских руководителей высшего звена, чиновников, сотрудников судебных органов и органов безопасности, которые несут ответственность за фальсификацию декабрьских президентских выборов и преследование оппозиции. По их мнению, жесткие санкции должны действовать до тех пор, пока власти Белоруссии не освободят всех политических заключенных и арестованных представителей оппозиции, сняв с них все обвинения.
Об эффективности такого наказания и о том, смогут ли возобновиться в связи с решением Запада более тесные контакты Минска и Москвы, газета ВЗГЛЯД поговорила с белорусским политологом, руководителем Центра политического образования Андреем Ляховичем.
ВЗГЛЯД: Евросоюзом в ближайшее время наверняка будут введены политические санкции против руководства Белоруссии, в том числе визовые ограничения. Насколько они чувствительны для Александра Лукашенко и его окружения, учитывая не особо удачный опыт их действия в прошлые годы?
Александр Ляхович: Отдельно визовые санкции эффекта не принесут. Создастся ситуация, подобная позиции тех же Нидерландов, которые наиболее резко высказываются по поводу нарушения прав человека в Белоруссии и выступают за самые жесткие визовые санкции, однако при этом являются получателем белорусских нефтепродуктов. И, по сути, за счет этого содержат белорусскую власть.
Минск вполне устроит такая ситуация, какая была до августа 2008 года, когда при замороженных политических контактах наблюдалась положительная динамика торгово-экономического сотрудничества с Европой. Куда более важный вопрос – экономические санкции.
ВЗГЛЯД: А насколько могут они быть болезненны? Например, рекомендованное в резолюции Европарламента сворачивание финансовой помощи?
(фото: с личной страницы Андрея Ляховича на facebook.com) Руководитель Центра политического образования Андрей Ляхович |
А. Л.: Отсутствие кредитования может быть весьма болезненным. Суммарный внешний долг Белоруссии сейчас равен 27 млрд долларов. Это 50% ВВП. Без новых кредитов невозможно отдавать старые. И об этом некоторое время назад заявил белорусский минфин. Вряд ли Лукашенко получит выгодные кредиты от Китая и России, а венесуэльский погоды не сделает. Нужны европейские деньги. В итоге, чтобы обслуживать внешний долг страны, властям придется пойти на непопулярные меры – от сокращения зарплат до роста цен. А в случае если Лукашенко не выпустит политзаключенных, ЕС может пойти на ограничение покупки белорусских нефтепродуктов. Это будет очень сильный удар.
ВЗГЛЯД: Лукашенко уже пригрозил ответными мерами на вероятные санкции со стороны Европы. Чем же может напугать ее Минск?
А. Л.: Ничего адекватного, зеркального Лукашенко предпринять не может. Это ему ЕС посредством своего влияния в финансовых организациях дает кредиты, а не он Евросоюзу. Это были обычные эмоциональные заявления.
ВЗГЛЯД: Как отразится конфликт между Белоруссией и Европой на отношениях Минска и Москвы? Вот на встрече с Владимиром Путиным белорусский премьер-министр Михаил Мясникович был чрезвычайно любезен.
А. Л.: Показательно, что в Москву полетел не экономический националист Владимир Семашко, вице-премьер, который участвовал во многих сложных переговорах и имеет натянутые отношения с представителями Кремля, а глава белорусского Совмина. Это определенный реверанс Москве. Лукашенко шантажирует Запад возможным новым разворотом в сторону России. Он рассчитывает, что Европа будет продолжать следовать определенному геополитическому контракту, согласно которому главное – независимость Белоруссии, а демократию можно отодвинуть на второй план. И такой подход ограничивал возможности влияния ЕС на ситуацию в республике.
Впрочем, и сейчас многие в Европе не учитывают необратимых изменений в отношениях Минска и Москвы. Сохраняются и останутся проблемы по газу, по нефти... Сохраняются также противоречия в рамках Единого экономического пространства. Скорее всего, с обеих сторон будут делаться исключения из правил, что не даст полноценно действовать этому соглашению. Так что Лукашенко блефует.