Парламент Чечни решение о переименовании должности руководителя республики принял единогласно – «за» проголосовали все 35 присутствовавших на заседании депутатов. При этом среди вариантов названий были: «глава республики», «имам», «мехк-да» (отец народа). «Однако с учетом того, что Чечня является субъектом Российской Федерации, было принято решение предложить название «глава республики», – сообщил на этом же заседании председатель парламента Дукуваха Абдурахманов.
Я думаю, Татарстан также поддержит наше предложение. Судьба страны им так же важна, как и для нас
Как уже писала газета ВЗГЛЯД, с соответствующим предложением Кадыров обратился в парламент 12 августа. «В первый день священного месяца Рамадан я подписал распоряжение об уходе в ежегодный отпуск. Перед этим я направил в парламент Чеченской Республики официальное письмо, в котором прошу внести изменение в название высшего должностного лица ЧР. Я исхожу из того, что в едином государстве должен быть только один президент, а в субъектах первые лица могут именоваться главами республик, главами администраций, губернаторами и т. д.», – писал тогда Кадыров.
В интервью газете ВЗГЛЯД 29 августа Рамзан Кадыров, в частности, заявил: «Уверен, что со временем все придут к пониманию того, что это разумно, что именно так и должно быть. Это в интересах России. Да, «президент» – это звучит очень громко, гордо, но там, где речь идет о стране в целом, надо вперед выдвигать то, что пойдет на пользу всем россиянам, всему государству. Тем более что от переименования ничуть не меняются ни функции, ни обязанности, ни права руководителя региона».
Всего в России 13 бывших автономий, возглавляемых ныне президентами. Первой сменила название своего лидера на «главу республики» Калмыкия. Калмыцкий лидер Кирсан Илюмжинов переименовался в главу республики еще в 2004 году. В 2005 году его примеру последовала Северная Осетия. Президентский статус пока имеют лидеры Бурятии, Башкирии, Марий Эл, Татарстана, Удмуртии, Чувашии, Якутии, Адыгеи, Дагестана, Ингушетии, Кабардино-Балкарии и Карачаево-Черкесии. Туву и Хакасию возглавляют председатели правительства.
Напомним, что в 2000–2003 годах высшее должностное лицо в Чечне уже называлось схожим с нынешним образом – глава администрации. В соответствие с указом президента России тот пост занимал отец нынешнего лидера Чечни Ахмат-хаджи Кадыров. Лишь в октябре 2003 года состоялись президентские выборы, на которых Кадыров-старший одержал убедительную победу.
На сегодня инициативу Кадырова четко поддержали президент Кабардино-Балкарии Арсен Каноков, президент Карачаево-Черкесии Борис Эбзеев, президент Ингушетии Юнус-Бек Евкуров, президент Дагестана Магомедсалам Магомедов. Власти Мордовии, Марий Эл и Якутии заявили, что решение о переименовании должно приниматься централизованно в Москве.
Между тем идея чеченского президента нравится не всем. В Казани заявили, что не считают нужным обсуждать вопрос о переименовании должности руководителя республики из «президента» в «главу». Об этом заявили пресс-секретарь президента Татарии Андрей Кузьмин и первый замминистра юстиции республики Сергей Столяров.
Пока не спешит поддерживать Кадырова и лидер соседней Башкирии Рустэм Хамитов. В интервью газете ВЗГЛЯД в среду он заявил, что для него лично пока преждевременно решать такой вопрос.
«Я уже говорил о том, что в случае принятия федерального закона по этому поводу, безусловно, реакция будет такой, какой она должна быть, – сказал газете ВЗГЛЯД Хамитов. – Но если говорить об общественной дискуссии, то мы будем советоваться со старейшинами нашими, с депутатами, с Госсобранием. Это не единоличное решение должно быть, а плод коллективной работы».
Кадыров же уверен, что в Казани его призыв все же встретит одобрение. «Я не совсем уверен, что Татарстан не поддерживает это решение, как пишут СМИ, – сказал после заседания парламента Чечни новый глава республики. – Этот регион очень много делает для России, и потому судьба страны им так же важна, как и для нас. Я думаю, что Татарстан также поддержит это предложение».
Напомним, что в начале недели свое мнение по данному поводу огласил и Дмитрий Медведев. Президент 30 августа в интервью «Вестям» идею о переименовании, в принципе, одобрил, но подчеркнул, что процесс должен быть сугубо добровольным. Медведев также призвал не придавать названию решающего значения.
«Главное, чтобы соответствующие должностные лица хорошо работали, эффективно работали, не прятались у себя в зданиях, не занимались бы марафетом этих зданий, – заявил тогда Медведев, – помогали бы людям жить, помогали бы своим территориям развиваться, руководили бы всеми экономическими, социальными процессами, решали сложные задачи, особенно в кризисный период или в период стихийных бедствий, как это было недавно в нашей стране».