Проект закона «О полиции» за два дня успел вызвать бурную дискуссию среди интернет-пользователей. За первые двое суток свои комментарии к документу на сайте zakonoproekt2010.ru уже успели оставить более 2 тысяч человек. Как предупредил в пятницу президент Дмитрий Медведев, общественная дискуссия по этому поводу должна продлиться до середины сентября.
А так... Любой контроль – это типа контроля муравья за слоном – нужно долго лезть вверх и укусить его за ухом
Особый интерес пользователей вызвали пункты, касающиеся основных направлений деятельности будущей обновленной полиции, обеспечения доверия к органам правопорядка со стороны граждан, а также обязанности и права людей в погонах.
Например, многие выступили против того, чтобы направления деятельности полиции регулировались дополнительными федеральными законами. «Все направления деятельности могут и должны быть отрегулированы одним федеральным законом. Именно этим – «О полиции», – пишет, в частности, пользователь Игорь Монах.
Одновременно с этим комментаторы говорят о необходимости прописать в законе полный перечень направлений работы полицейских, не оставляя таким образом возможностей для их расширения или двоякого толкования.
В самих оставляемых за полицией функциях удивление многих вызвало положение о контроле за детективной и охранной деятельностью. «Охрана по договорам регулируется Гражданским законодательством, а значит, является коммерческой деятельностью, что приводит к конкуренции с охранными предприятиями, а получение прибыли от охранного бизнеса дает почву к монополии в этой части бизнеса, т.к. полиция обладает и силовыми методами воздействия, и законодательными мерами принуждения, что в итоге приведет к лоббированию интересов полицейской охраны, что обеспечит почву для коррупции. Таким образом, необходимо убрать все положения, дающие право полиции вмешательства в бизнес, до тех пор пока не будет оснований для предъявления обвинений в совершении преступления», – отмечает пользователь Igor 73.
Вместе с тем ряд комментаторов полагает, что полицию вновь пытаются перегрузить несвойственными ей функциями. Так, предлагают, например, исключить из них обеспечение безопасности дорожного движения или контроль за оборотом оружия. Довольно много нареканий вызвал у интернет-аудитории вопрос осуществления общественного контроля за действиями полиции. Ряд комментаторов даже выступил с предложением сделать выборной должность полицейского руководства на местах. «А так... любой контроль – это типа контроля муравья за слоном – нужно долго лезть вверх и укусить его за ухом», – считает OlegUm.
Много сомнений вызвало и положение о том, что полиция сама должна отчитываться о своей деятельности. Как полагают пользователи, в таком случае у правоохранительных структур останется возможность утаивать невыгодную информацию и выставлять себя в лучшем свете. «Необходим орган, не имеющий отношения к полиции, контролирующий ее деятельность, беспристрастный и подчиняющийся непосредственно президенту. Орган, состоящий из гражданских лиц, ни в коем случае не из военных», – пишет в этой связи lagunaleo.
Гораздо более жаркие споры разгорелись вокруг статьи о правах и обязанностях полицейского. Например, россияне не понимают, зачем прописывать в законе обязанность сотрудника правоохранительных органов извиняться за нарушение прав и свобод гражданина, тем самым допуская возможность самого факта подобного нарушения, или прописывать в документе право полицейского беспрепятственно входить в частные помещения, тем самым нарушая закон о частной собственности.
Несмотря на звучащую в Интернете критику, сам факт народного обсуждения законопроекта, по мнению экспертов, говорит о многом и, безусловно, будет способствовать улучшению имиджа милиционеров в глазах простых россиян.
«То, что президент сам предложил начать широкое обсуждение законопроекта, у нас происходит впервые. И это очень важно, потому что если мы говорим об общественном контроле, то мы должны услышать мнение именно самих россиян», – отметил в беседе с газетой ВЗГЛЯД глава комиссии по общественному контролю за деятельностью и реформированием правоохранительных органов Общественной палаты России Анатолий Кучерена.
С этим соглашается адвокат, полковник МВД в отставке Евгений Черноусов, отметивший, что реформу правоохранительных органов, главным инициатором которой выступило общество, с самого начала следовало проводить с учетом мнения россиян. «А у нас проводить реформу было поручено тому же самому руководству МВД, которое и должно быть реформировано. Поэтому милиция, конечно же, написала закон под себя, а не для граждан, которые хотят услышать ответ на главный вопрос: когда же в правоохранительных органах, представляющих опасность для общества, будет наведен порядок?» – прокомментировал он газете ВЗГЛЯД появившийся законопроект.
Поэтому, добавляет Черноусов, нужно было с самого начала спросить у населения, какой оно видит полицию, и уже после этого начать готовить документ с привлечением специалистов.
Впрочем, Кучерена уверен, что пожелания россиян найдут отражение в окончательном варианте закона. «Именно граждане каждый день сталкиваются с работниками правопорядка, поэтому важно выслушать именно их мнение, если мы хотим вернуть доверие граждан к милиции. Поэтому даже хорошо, что милицию решили переименовать: нам нужно менять весь менталитет, чтобы искоренить это устоявшееся понятие «менты», – считает он.
В самом МВД, к слову, уже отвергли обвинения в том, что закон с самого начала не учитывал позицию граждан. Как заявил в понедельник глава МВД Рашид Нургалиев, в разработке документа принимали участие парламентарии, юристы, ученые, ветераны и правозащитники, сообщает ИТАР-ТАСС.
«Именно их точка зрения сформулирована в представленном проекте. Однако самое главное, что по этому поводу думает общество – основной адресат предстоящего закона. Именно общество делегирует органам внутренних дел полномочия по защите своих прав и свобод, своих жизней и имущества. И именно общество, каждый гражданин, кому небезразлично, кто и, главное, как будет обеспечивать его безопасность и поддерживать конституционный порядок в стране, должны высказать свое видение того, какой должна быть полиция современной России», – подчеркнул министр.