В четверг в ходе визита российского президента Дмитрия Медведева в Армению должен быть подписан уже давно готовивший протокол о продлении сроков пребывания двух российских военных баз – в Гюмри и Ереване. Согласно протоколу базы останутся в Армении до 2044 года, а не до 2020-го, как планировалось в соответствии с прежним соглашением, подписанным 15 лет назад. О том, что такое соглашение готово к подписанию, объявил накануне МИД Армении.
Азербайджан вложил за последний год особенно много денег в перевооружение своей армии. Ясно, что армия к чему-то готовится
Договоренность Москвы и Еревана о продлении срока пребывания российских войск крайне обеспокоила Азербайджан, отношения Армении с которым в последнее время еще более накалились. В Баку намекнули на то, что президент Медведев должен объясниться по поводу подписания подобного соглашения.
О том, какие опасности таит для Москвы традиционно сложная геополитическая игра на Кавказе, в интервью газете ВЗГЛЯД рассказал генеральный директор Фонда национальной энергетической безопасности Константин Симонов.
ВЗГЛЯД: Константин Васильевич, на фоне участившихся перестрелок в Нагорном Карабахе повышается ли вероятность военного столкновения Азербайджана и Армении?
Константин Симонов: Лично я не совсем понимаю, как вообще возможно решение проблемы Нагорного Карабаха: есть две точки зрения, которые никак не сходятся. Это напоминает спор по поводу Абхазии и Южной Осетии, который возник не только потому, что у власти находится Саакашвили, в Грузии вообще нет политических сил, которые бы согласились признать Осетию и Абхазию независимыми.
Также и в Азербайджане и Армении: никто не согласен на компромисс. Достаточно просто посмотреть на карту, чтобы понять, что территория Нагорного Карабаха занимает более трети территории современной Армении. Трудно представить, что Армения добровольно согласится отдать треть своей территории.
#{smallinfographicleft=328927}Я, к сожалению, считаю, что без новых военных конфликтов здесь вряд ли обойдется. Никакие переговоры не сблизят стороны, которые настроены по вопросу настолько радикально.
ВЗГЛЯД: Реальные признаки этого уже есть?
К. С.: Самая фундаментальная предпосылка – позиция сторон. Есть и еще одна: переоснащение армии Азербайджана. Баку резко увеличил в последнее время свои доходы, что связано со стремительным развитием нефтегазовой промышленности в этой стране за последние годы. В 2008 году рост добычи в стране нефти был 5%, а в 2009-м – 14%.
Сегодня Азербайджан добывает порядка 50 млн тонн нефти, что достаточно прилично для этой страны. У страны появляются деньги, и они вкладываются в том числе и в перевооружение армии. Было вложено особенно много за последний год. Это можно трактовать как угодно, но мы видим, что армия к чему-то готовится.
ВЗГЛЯД: Чем возобновление конфликта может грозить России?
К. С.: Для России это тоже насущный вопрос: традиционно армяне были нашими партнерами на Кавказе, и из трех республик бывшего Советского Закавказья с Арменией у нас складываются наиболее позитивные отношения. Даже в сфере энергетики мы первыми получили контроль над нефтегазовыми трубопроводами.
Если взять энергетический комплекс Азербайджана, это тоже проблема для России, потому что там добыча газа будет только расти. Баку неизбежно захочет поставлять его в Западную Европу. С другой стороны, у него есть контракт с Газпромом, который предполагает продажу нам всех возможных свободных объемов. Азербайджан сейчас в сложной переговорной позиции: он уже обещал газ и России, и Евросоюзу.
В газовом вопросе Россия захочет перетянуть Азербайджан на свою сторону, но взамен тот будет просить политических компенсаций, а главный вопрос для Баку – отношения с Арменией и Нагорный Карабах.
Поэтому в любой момент может повториться то, что мы уже наблюдали в начале 90-х годов. И война в этом регионе, конечно же, была бы событием весьма драматичным для России. Просчитать последствия очень сложно.
ВЗГЛЯД: Вы уже упомянули отношения с Турцией. Как вы думаете, может ли разморозиться процесс улучшения отношений Армении и Турции? Что ему мешает?
Политолог Константин Симонов (фото: РИА «Новости») |
К. С.: Сближение на словах вроде бы происходит, но в реальности мешают две вещи. Первая – историческая память, которая никуда не исчезла: достаточно съездить в Армению, чтобы понять, что геноцид не забыт и не прощен. А вторая – Азербайджан, который совершенно не в восторге от этого сближения, потому что рассчитывает на поддержку Турции в вопросе Нагорного Карабаха. Поэтому те сигналы, которые мы получаем, назвать сближением пока нельзя.
ВЗГЛЯД: А Россия должна и впредь помогать примирению этих стран?
К. С.: Я думаю, что нам это совершенно не нужно. Я вообще убежден, что последние наши заигрывания с Турцией – решение, принятое очень поспешно, последствия которого до конца не продуманы. С Турцией у нас у самих немалые стратегические сложности: взять ситуацию опять же энергетики. Турция проводит крайне недружественную по отношению к России политику, предлагая себя в качестве главного транзитного пути по поставкам углеводородов, альтернативных российским, в Европу, что полностью противоречит нашим интересам. Сближение с Турцией, на мой взгляд, недальновидно.
Конечно, теоретически мы можем помочь сблизиться Еревану и Анкаре, но непонятно, где тут наши собственные национальные стратегические интересы. Это, наоборот, им только противоречит.
ВЗГЛЯД: У России с Арменией по-прежнему нет наземного сообщения, только по воздуху. Насколько это осложняет отношения?
К. С.: Чисто географически понятно, между Россией и Арменией лежит или Грузия, или Азербайджан, а прямого сообщения нет. Ехать через Азербайджан невозможно в силу политической ситуации, а дорога через Грузию закрыта. Остается только авиасообщение. Но тут проблем нет, оно регулярное, а цены на билеты очень гуманны.
ВЗГЛЯД: Азербайджан уже выразил беспокойство продлением срока размещения российских войск в Армении, и Дмитрия Медведева там призвали объясниться по поводу характера задач этих войск и возможного ущерба для безопасности Азербайджана. Таких объяснений там ждут до намеченного на осень визита Медведева в Баку. Это угроза для Азербайджана мнимая?
К. С.: Наши базы в Армении – это тот фактор, который пока сдерживает развязку войны между Арменией и Азербайджаном. И вывести базы – решение крайне недальновидное, и сомнительно, что мы на это пойдем. Еще раз повторюсь, что нефтегазовые деньги дали Баку шанс существенно улучшить свою армию, и, убрав базы, мы просто откроем дорог к новому военному конфликту. Я понимаю, что претензии во время визита в Баку будут предъявляться, но я рассчитываю на сдержанный ответ российских дипломатов.
ВЗГЛЯД: В четверг глава российского МИДа не стал опровергать сообщения о готовящейся поставке Азербайджану двух российских дивизионов зенитно-ракетного комплекса С-300 на 300 млн долларов. Это разве не вызовет гнев у Армении?
К. С.: Думаю, что это решение носит характер коммерческой сделки. В последнее время нас активно теснят с военного рынка, а у Азербайджана есть деньги, чтобы оружие покупать. Но я думаю, что это тот случай, когда нельзя помогать всем и надеяться, что война не начнется. Пока я расцениваю это как предварительные переговоры с высокой степенью того, что поставки все же не состоятся.