Президент России Дмитрий Медведев дал несколько поручений по итогам майской встречи с членами Совета при главе государства по содействию развитию институтов гражданского общества и правам человека и представителями неправительственных организаций по проблемам Северного Кавказа.
Попытка верная, но ее надо грамотно использовать
Как передает пресс-служба Кремля, Медведев поручил своему полпреду в Северо-Кавказском федеральном округе (СКФО) Александру Хлопонину к октябрю «подготовить предложения о создании общественного совета по проблемам Северного Кавказа, в том числе о его статусе и полномочиях».
Специалисты неоднозначно оценивают эту инициативу. Так, ведущий эксперт Центра политической конъюнктуры России Павел Салин считает, что в случае создания такого совета он может столкнуться с определенными сложностями. «Там очень сильно клановое мышление. Кланы настроены на то, чтобы перетягивать одеяло на себя. Особой культуры компромисса там не существует. Если этот совет будет наделен какими-то серьезными полномочиями, то кланы в северокавказских республиках начнут борьбу за то, чтобы в этом совете доминировать», – сказал Салин газете ВЗГЛЯД.
В свою очередь ведущий научный сотрудник отдела Кавказа Института стран СНГ Руслан Харабуа отметил, что после прихода Хлопонина на должность полпреда президента в СКФО ситуация не сильно изменилась, поэтому Медведеву «приходится искать какие-то пути» для урегулирования ситуации и появления положительных моментов на Северном Кавказе.
В те же сроки Хлопонин должен «проработать вопрос о создании совета старейшин Северо-Кавказского федерального округа и внести соответствующие предложения». На совещании 19 мая с правозащитниками Медведев назвал создание совета старейшин «разумной» вещью. «Нужно только понять, каким образом будут рассматриваться проблемы и каким образом то, что вырабатывается с использованием опыта старейшин, можно было бы применять на практике», – говорил президент.
Павел Салин отмечает, что в России гипертрофированно видят роль старейшин, которые сейчас не играют той роли, которая была у них сто лет назад. «Когда Кавказ фактически оказался вплетен в общероссийскую действительность, там в обществе произошли достаточно серьезные изменения, роль старейшин нивелировалась», – сказал Салин.
В качестве примера эксперт указал на фигуру президента Чечни Рамзана Кадырова, который очень молод, при традиционной структуре кавказского общества «он никогда бы не стал править республикой».
Однако Руслан Харабуа напомнил, что совет старейшин существовал в республиках до развала СССР и его возвращение – «правильная идея». Однако эффективность работы совета старейшин будет понятна, когда появится механизм его функционирования. «Попытка верная, но ее надо грамотно использовать. Старшее чеченское поколение, которое обладало не просто правом голоса, а всегда решало множество вопросов, сегодня не может это сделать, потому что там играет роль сила оружия, что-то иное, совершенно другое», – сказала Харабуа газете ВЗГЛЯД, добавив, что совет старейшин должен создаваться не сверху, а самим населением, тогда он будет эффективен.
Также Хлопонин и министр внутренних дел Рашид Нургалиев к октябрю должны «внести предложения по упорядочению деятельности и оптимизации количества блокпостов МВД России на территории Северо-Кавказского федерального округа».
Наблюдатели отмечали, что излишние блокпосты занимаются «сбором дани с населения». А Рамзан Кадыров говорил о том, что боевики через блокпосты не ездят. По словам члена Общественной палаты Максима Шевченко, в некоторых республиках блокпосты напоминают таможенно-пограничные пункты, есть ощущение, что в Шенгенскую зону попасть проще, чем проехать из Пятигорска в Нальчик.
Вдобавок Хлопонин должен «проработать вопрос о создании на территории Чеченской Республики лаборатории по идентификации тел погибших». Грозный давно добивался появления такой лаборатории. По информации уполномоченного по правам человека в Чечне Нурди Нухажиева, число жителей республики, похищенных и бесследно исчезнувших в результате двух военных конфликтов, составляет около 5 тыс., а ближайшая к Чечне лаборатория находится в Ростове-на-Дону.
Еще глава государства поручил «разработать комплекс мер» для обеспечения «устойчивого функционирования малокомплектных школ и фельдшерско-акушерских пунктов в населенных пунктах в труднодоступных горных районах и сельской местности Северо-Кавказского федерального округа». Ответственными за это назначены Хлопонин, главы Минобрнауки и Минздравсоцразвития Андрей Фурсенко и Татьяна Голикова, а также первый замглавы кремлевской администрации Владислав Сурков.