Россия и Украина решили не ограничиваться соглашением о продлении сроков аренды базы Черноморского флота в Крыму, объявив о возобновлении полномасштабного военного сотрудничества между двумя государствами.
Это не просто символичные соглашения. Они имеют для нас огромное значение
«Состоялся важный и актуальный диалог. Положено начало восстановления полномасштабного и взаимовыгодного военного и военно-технического сотрудничества наших стран», – подвел итоги прошедшего накануне заседания подкомитета по вопросам безопасности Украинско-российской межгосударственной комиссии российский министр обороны Анатолий Сердюков.
По словам Сердюкова, со своим украинским коллегой Михаилом Ежелем они обсудили возможность использования расположенного под городом Саки полигона взлетно-посадочных систем НИТКА, используемого для отработки посадки самолетов на палубу авианосцев. «Российская сторона заинтересована в продолжении обучения на этом полигоне летчиков палубной авиации. В настоящее время идет согласование позиций, касающихся его технического состояния, порядка формирования цены и расчетов за предоставляемые услуги», – приводит слова главы российского оборонного ведомства ИТАР-ТАСС. Кроме того, Киев предоставит для российских военных 31-й испытательный полигон под Феодосией.
В Минобороне газете ВЗГЛЯД пояснили, что если Киеву и Москве удастся достичь договоренностей по этому вопросу, то Россия откажется от идеи строительства собственной аналогичной тренировочной полосы в Краснодарском крае. «Это далеко не символичные соглашения, которые просто подчеркнули бы дружбу двух народов, нет, они имеют для нас огромное значение», – сообщил источник в ведомстве.
Россия также предлагает задействовать украинские предприятия для утилизации боеприпасов и техники Черноморского флота, который планируется существенно обновить к 2020 году: как стало известно на днях, за десять лет флот получит как минимум 10 новых кораблей и пять подводных лодок.
«Предлагаем привлечь специализированные украинские предприятия для утилизации на территории Украины боеприпасов, вооружений и военной техники Черноморского флота России. Планируем организовать взаимодействие в области технического обслуживания и ремонта вооружений и военной техники», – заявил Сердюков.
Другой темой переговоров стало скорейшее налаживание серийного производства военно-транспортных самолетов Ан-70. Впрочем, эксперты отмечают, что этим возможности сотрудничества не исчерпываются.
В частности, как сообщил газете ВЗГЛЯД директор Центра анализа стратегий и технологий, член президиума Общественного совета при Минобороны РФ Руслан Пухов, российско-украинское военно-техническое сотрудничество в целом и не прерывалось. «Мы покупаем у Украины вертолетные двигатели, которые делает запорожский «Мотор Сич». Закупаем, правда, в основном для экспорта, авиационные ракеты производства ГАК «Артем», – пояснил он.
Ряд других совместных проектов – например, производство и поставка того же Ан-70 – из-за недружественной политики прежних властей были заморожены, однако сейчас, отмечает эксперт, вновь началась реализация этих проектов.
Эксперты в Киеве считают, что украинским военным есть чему поучиться у российских коллег даже по части тактических учений.
«Первое возможное направление сотрудничества – это работа в области подготовки антитеррористических подразделений, – заявил газете ВЗГЛЯД директор украинского Центра исследований армии конверсии и разоружения Валентин Бадрак. – Она может быть как на уровне спецслужб по выявлению наркотрафиков, незаконных каналов продажи оружия, так и по совместным тренировкам антитеррористических групп. Второе направление связано с работой в рамках многонационального военно-морского объединения «Блэк Си Фор» так же реально и вполне полезно для ВМФ и Украины, и России. Возможно, будут проводиться совместные учения, но правильнее, наверное, было бы делать их международными с привлечением третьих сторон. Последние годы украинская армия на учениях часто отрабатывала выполнение гуманитарных задач, а сугубо военные – нет. Скажем, тактические учения с боевой стрельбой батальона, полка. Или выброску десанта. Здесь российская армия имеет солидный опыт, который был бы полезен Украине».
Причем, самой Украине, считает Пухов, военно-техническое сотрудничество необходимо. «Украинский оборонно-промышленный комплекс является осколком советского, поэтому его никто не ждет ни в Европе, ни в Азии, ни в Африке, где конкуренция и так очень высока. Поэтому в этом России и Украине лучше идти рука об руку, чем друг с другом конкурировать на третьих рынках», – полагает он.
«Мы считаем, что есть ряд полезных направлений сотрудничества и в военно-технической сфере. В частности, это два направления – поставки учебно-боевых самолетов, таких как Як-130, где может до 30 процентов быть украинских комплектующих, – вторит российскому эксперту Бадрак. – Двигатели украинские, продукция завода ФЕД и многое другое – это порядка четырех десятков украинских заводов. Второе направление – системы ПВО. Это и модернизация зенитно-ракетных систем С-300, и модернизация ЗРК «Бук». Украинские предприятия имеют опыт их ремонта. Например, «Укроборонсервис» собрал на сегодня всю документацию по такому ремонту, то есть Украина имеет определенный задел. Но модернизировать технику без России нереально. Поэтому модернизация и выпуск новых систем, которые покупала бы Украина, были бы полезны».
Впрочем, в Киеве не хотели бы замыкать всю свою торговлю в области ВТС на восточном направлении. «Я хотел бы подчеркнуть, что около 30–40 процентов такого сотрудничества имеет смысл развивать не с Россией, а с другими странами, чтобы осуществить диверсификацию, – сказал корреспонденту ВЗГЛЯДа Бадрак. – Такую идеологию исповедуют очень многие государства, которые ориентированы на Россию. Например, Индия. Традиционно она покупает почти на миллиард долларов в год российского вооружения, но вместе с тем покупает и вооружение других государств.