До сих пор общественные движения не могли выставлять на муниципальных выборах своих кандидатов иначе как по спискам тех партий, с которыми сумели договориться о сотрудничестве. Теперь же общественные объединения могут идти на выборы самостоятельно, причем, как следует из закона, им для этого не потребуется даже статус юридического лица.
У «Единой России», в отличие от других партий, существует последовательность шагов, которая ведет к конкретному результату
Кроме того, поправки Плигина – Москальца заметно сужают список оснований, по которым ранее региональные избиркомы могли отказывать в регистрации кандидатам в депутаты на местных выборах, в частности, сокращается перечень документов, которые обязаны подавать кандидаты в избиркомы.
Коммунисты в Госдуме поначалу горячо поддерживали проект, называя его вполне демократичным, однако после его принятия сменили свою точку зрения на противоположную. Так, секретарь ЦК КПРФ Сергей Обухов заявил, что данная инициатива единороссов вызвана тем, что правящая партия в последнее время якобы все чаще проигрывает муниципальные выборы коммунистам. В КПРФ утверждают, что новый закон понадобился правящей партии для того, чтобы выдвигать в регионах своих кандидатов в качестве «самовыдвиженцев». Впрочем, как рассказал ВЗГЛЯДу один из соавторов проекта Владимир Плигин, мотивы оппозиции вряд ли связаны с правовой материей.
– Владимир Николаевич, какова главная цель новых поправок? Правда ли, что закон призван расширить на муниципальных выборах доступ для кандидатов от разных общественных сил?
– В ходе работы над законопроектом были уточнены те данные, которые должны сообщаться в отношении кандидатов и, напротив, те данные, которые могут не сообщаться в отношении кандидатов. То есть все несоответствия, которые позволяли неоднозначно трактовать избирательное законодательство, были теперь убраны. Причиной для подготовки данного законопроекта стала необходимость урегулировать один из вопросов в практике Верховного суда. Определенные, не до конца урегулированные несоответствия между региональным и федеральным законодательством привели к тому, что был отклонен один из кандидатов.
Также общественные объединения могут выдвигать в данной ситуации кандидатов в депутаты, в том числе не обладающие правами юридического лица, а в практике партий подчас первичные организации не являются юридическими лицами. Это решение вызвало не до конца однозначную оценку. Речь идет о том, что эта посылка была бы обозначена как некое отдельное новое явление.
Но и ранее, в соответствии с действующим избирательным законодательством, общественные объединения имели право принимать участие в избирательном процессе и выдвигать кандидатов в депутаты в рамках соглашений с политическими партиями. То есть законопроект решает, условно говоря, вопросы, которые можно назвать техническими. Но поскольку все вопросы избирательного законодательства крайне значимы, то новые нормы «дорегулируют» действующий порядок.
– Почему, на ваш взгляд, коммунисты сначала поддержали законопроект, а потом передумали и осудили его?
– Мне не до конца ясна их мотивация. Обсуждение законопроекта носило открытый и предметный характер. С возвращением депутатов после работы в округах на следующей неделе необходимо будет «допонять» этот вопрос. Мне представляется, что каждый объективный критик законопроекта подчеркнет его технологичность, точность. И те некие абстрактные выводы, которые иногда делались этими лицами, их критика никак не связаны с правовой материей.
– Коммунисты утверждают, что поправки понадобились потому, что «Единая Россия» все чаще уступает КПРФ на муниципальных выборах...
– Последние выборы, несомненно, свидетельствуют о том, что избиратели поддерживают «Единую Россию». Следует признать факт, что в ряде случаев побеждают представители от КПРФ. Но говорить о том, что кардинально ослабевают позиции правящей партии, нельзя. По совокупности это представительство в целом ряде случаев больше по сравнению с предыдущими избирательными кампаниями.
Причем такого рода единая поддержка правящей партии сохраняется в достаточно сложных экономических условиях в связи с проблемами, вызванными международным финансовым кризисом. И это говорит о том, что избиратель продолжает голосовать за предсказуемую и стабильную политику, политику прагматичную и реалистичную. С моей точки зрения, какой-то другой продуманной альтернативы в настоящее время нет.
Есть много лозунгов, которые, конечно, нужно анализировать. Но я хочу, чтобы эти лозунги переходили в прагматичные шаги. У «Единой России», в отличие от других партий, существует последовательность шагов, которая ведет к конкретному результату. Это касается социальной политики, таких серьезных тем, как пенсионное обеспечение и здравоохранение, и шагов, которые принимаются в других сферах.
Понятно, что в этой ситуации оппозиционным партиям легче сделать ряд заявлений. Но «Единая Россия» и дальше будет проводить политику реализма. С моей точки зрения, эта политика продолжает оставаться либерально-консервативной, а значит политикой, реализующей те достижения, которые складывались в последний период времени. В частности, в рамках того общественного договора, который был достигнут на основе базовых принципов Конституции. В частности, принципах, подразумевающих идеологическое многообразие, закрепление и развитие институтов частной собственности. Последовательная реализация идей, связанных с отстаиванием интересов бизнеса. Что находит закрепление в конкретных законодательных инициативах «Единой России».